Предпологается использование презентации на уроке (уроках) по изучению периода царствования Павла Петровича. Личность этого российского императора до сих до сих пор вызывает споры в научной среде. В презентации изложены не только исторические факты. явления, но предполагается работа учащихся, выполнив которую они сами смогут сформулировать свою точку зрения на данный исторический период.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внешняя и внутренняя политика России при Павле I»
Внутренняя и внешняя политика России при Павле I (1796-1801гг.)
Выполнила: учитель истории, обществознания МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области» - Ковалькова Елена Николаевна
Император Павел I – самый
таинственный российский
император.
Почему таинственный?
Да потому, что в исторической
науке за два столетия так и
не сложилось единого взгляда
на его личность и
деятельность.
По сути, существуют две противоположные оценки деятельности царствования Павла Петровича:
Первая – однозначно негативная. Деятельность Павла называют капризами сумасшедшего, которые привели все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О.Ключевский, Н.К. Шильдер)
Вторая точка зрения – позитивная. Павел оценивается как царь-реформатор, имеющий чёткую программу действий, её целью была борьба с надвигавшейся революцией. (Н.Я. Эйдельман)
Павел Петрович родился 20 сентября 1754 года и был единственным сыном Петра III и Екатерины II.
Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая его появления на свет, поднесла на золотом блюде матери новорожденного 100 тыс.рублей, а мальчика немедленно взяла на свою половину и занялась его воспитание. С родителями Павел общался не чаще одного-двух раз в неделю и, по сути толком их не знал (впрочем как и они его)
По отзывам современников, маленький
Павел был умным и
отзывчивым ребёнком,
быстро научился
читать и писать,
проявляя особые успехи
в математике.
В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначила
Никиту Ивановича Панина,
сторонника просвещения и
абсолютной монархии,
воспитателем будущего
наследника престола.
Под воздействием этих идей
формировалось мировоззрение
юного Павла.
То, что произошло летом 1762 года, осталось в памяти Павла на всю жизнь. 28 июля поднятый среди ночи, ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик был доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери – новой русской императрице Екатерине II. Позже Павел узнал, что мать взошла на престол свергнув его отца, а отец был убит. Образы. Связанные с этой кончиной, вызвали в нём преждевременное беспокойство, подозрительность и осознание своего унизительного, зависимого положения.
Среди воспитателей Павла был также Семён Порошин. Именно он разбудил в
мальчике стремление
соответствовать образу
идеального рыцаря.
Православие преподавал выдающийся богослов архимандрит Платон,
воспитавший Павла глубоко
верующим человеком.
Обучение Павла продолжалось до 19 лет, пока он не женился на Августе – Вильгемине –Луизе Гессен – Дармштадской
(великая княгиня
Наталья Алексеевна).
Однако супруга Павла умерла
через три года вследствие
тяжёлых родов, умер и ребёнок .
Женитьба в то время означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина отстранила наследника от государственных дел. Мало того, ему часто приходилось сносить пренебрежительное отношение со стороны окружения императрицы.
Однако, как тонкий и искусный
политик Екатерина подыскала
сыну достойную
его партию в лице Софии Марии
Доротеи Августы Луизы
Вюртембергской,
получившей при переходе
в православие имя Мария Фёдоровна.
Брак оказался счастливым, но Екатерина нанесла вскоре сыну жестокий удар: отобрала первенца Павла – Александра и стала его воспитывать сама.
Екатерина подарила Павлу Гатчину, и для него наступило тягостное время – полная изоляция от государственных дел. Нетерпеливая жажда деятельности нашла выход в создании в Гатчине своей армии, в которой процветали прусские порядки и муштра. Характер цесаревича портился. Он стал грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным. Менялось и мировоззрение Павла. Огромную роль в этом сыграла французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным. Одной из характерных черт Павла осталось стремление следовать идеалам средневекового рыцарства с его представлениями о храбрости, чести, служению государю.
В 1796 году отношения с матерью ухудшились до предела. Екатерина решила оставить сына без престола и передать корону Александру, и лишь смерть не позволила ей осуществить задуманное. В возрасте 42 лет Павел стал императором.
1797 год – Закон о престолонаследии. Восстановление традиции наследования царской власти по старшинству мужской линии.
Меры, принятые Павлом: по отношению к дворянству
Массовая раздача земель в частное владение; Возврат обязательной службы; Введение специального налога на содержание губернской администрации; Учреждение «Банка вспомогательного для дворян»; Ограничение прав дворянских собраний, запрет на участие в дворянских выборах и занятие выборных должностей не служащих дворян; Ограничение права перехода с военной службы на гражданскую; Пожалование княжеских и графских титулов; Ограничение права дворян делать представления и жалобы Сенату и царю через своих депутатов; Восстановление телесных наказаний за уголовные преступления.
Вопросы:
1. Некоторые современники называли мероприятия Павла по отношению к дворянству «Разжалованной грамотой дворянства» . Почему?
2.Была ли политика Павла по отношению к дворянству противоречивой? Докажите это.
По отношению к крестьянам:
Отмена назначенного Екатериной рекрутского набора; Издание закона о закреплении крестьян за частными владельцами в Области Войска Донского и Новороссии; Прощение крестьянам недоимки в подушном сборе; Предписание о безропотном подчинении крестьян помещикам; Запрещение продажи дворовых и безземельных крестьян; Ограничение барщины тремя днями; Разрешение крестьянам жаловаться на помещиков.
Наряду с вышеназванными мерами Павел практиковал широкую раздачу государственных земель дворянству (за 4 года его правления – 600 тыс. душ обоего пола)
Вопросы:
1 .Каким было положение крестьян при Екатерине II? 2.Изменилось ли это положение при Павле? Каким образом?
По изменению системы местного самоуправления:
Закрытие городских дум; Объединение уголовных и гражданских судов; Уменьшение числа губерний; Возвращение Украине и Прибалтике традиционных органов местного самоуправления; Восстановление упразднённых Екатериной коллегий.
Вопросы:
1.В чём отличие системы местного самоуправления при Павле и при Екатерине II? 2. Есть ли общее в мероприятиях по изменению системы местного самоуправления Павла и Екатерины II? О чём это свидетельствует?
В армии, в области духовной жизни и культуры:
Введение прусских военных порядков; Увольнение с военной службы всех формально числившихся офицеров; Улучшение солдатского быта; Некоторое «уравнение в наказаниях»низших и высших чинов.
Запрет на всё, связанное с Французской революцией; Ужесточение цензурной политики; Освобождение осуждённых при Екатерине (Н.Новиков, А.Радищев, и др.); Запрет на ввоз иностранных книг.
Вопросы:
1. Как могли изменения в армии повлиять на результативность сражений? 2. Какую сторону армейской жизни затрагивали изменения (внутреннюю или внешнюю)?
Внешняя политика Павла
1797-1800 – Борьба России за ослабление Франции.
1798г. 1798г. 1799г. 1799г.
Антифранцузская Победа Черноморской Итальянский Швейцарский коалиция: эскадры Ф.Ушакова поход поход Россия, Австрия, в Средиземноморье А. Суворова. А.Суворова. Англия, Неаполь отбита у французов Освобождение с целью выхода крепость Корфу. Северной выхода к Османская Италии от границам Империя. французов. Франции.
1800 год - изменение внешнеполитического курса: переориентация на союз с Францией. Причина: обострение отношений с коалицией (Австрия, Англия).
Выход России из войны. Заключение мира с Францией.Разрыв дипломатических Участие России в союзахотношений с Австрией и против Англии и Австрии.Англией.Подготовка русскойармии к походу вИндию.
Вопросы:
1.Назовите основное направление внешней политики при Павле 1.
2.Какие события внешней политики вы оцениваете положительно?
3. Что вызвало недовольство в русском обществе?
! Недовольство внешней и внутренней политикой Павла I привели к государственному перевороту. 1801 год – начало правления Александра I.