1.Мотивационное начало занятия | Приветствует учеников. Сообщает, что сегодня им предстоит забыть о роли ученика, все станут учеными. СЛАЙД Вопросы учителя: 1.Как называются ученые, проводящие раскопки в научных целях? СЛАЙД 2. Ученые отличаются от обычных людей знанием специальных исторических терминов. А какими терминами владеете вы? СЛАЙД 3. Настоящий историк не мыслит своей работы без карты – именно она помогает понять, где происходили те или иные события. - Покажите, пожалуйста, ваше выполненное домашнее задание – контурную карту, в которой вы должны были указать где находилась прародина древних людей? (Европа и Азия, Австралия, Америка) 4. А теперь , ребята, обобщим полученные знания о древних людях. Давайте поработаем с КЛАСТЕРОМ. - Что вы знаете о древних людях? (работаем на доске) СЛАЙД | Отражают эмоционально в диалоге желание участвовать в игровом поле 1.Археологи 2.Перечисляют термины, с которыми уже знакомы. - история -вещественные источники -письменные источники - исторические источники 3.Один ученик у доски, а остальные в контурных картах показывают требуемые территории. Жили в жаркихстранах Похожи на обезьяну Грубые черты лица Научились изготавливать орудия труда Ходили на двух ногах Занимались собирательством Умели охотиться Овладели огнем Умели готовить пищу на огне |
2. Совместное целеполагание, определение темы и планирование деятельности. 3. Изучение нового материала 4. Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности. 5. Контроль знаний 6. Рефлексия. Аналитический этап | Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет, СЛАЙД на которой мы – историки - можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени, на 500 т. лет назад в Европу и Азию. Прошли сотни тысяч лет. На земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда. С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург, и многие другие города (карта “Расселение людей в древности”). Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты СЛАЙД сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию. - Ребята, возникает противоречие: почему животные вымерли, а люди – выжили? Я предлагаю вам обсудить в своих группах это противоречие и представить свою версию. - Какая же версия верна? (Создание ситуации затруднения) Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить? СЛАЙД Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Цель: ------------------------------------------------ СЛАЙД Тема урока “Родовые общины охотников и собирателей” - Ребята, наш Антошка сегодня – не с пустыми руками. У него для нас приготовлена – задачка, да не простая – а историческая!!! СЛАЙД (Учебная задача урока) «Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.Как же он смог прожить до 50 лет, если он не мог охотиться ??? » - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с учебником СЛАЙД Инструкция на слайде презентации 1 пара: параграф 2 пункт-1 Новые орудия труда. 2 пара: параграф 2 пункт- 2 Новые способы охоты 3 пара параграф 2 пункт - 3 Родовые общины Прочитайте текст пункта учебника и обсудив это в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях? Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний. Новые орудия труда (1 ряд) Все то время, когда главные орудия труда человека были из камня называется каменным веком. (запись в тетрадь) Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Со временем человек стал использовать кремень. Почему? - копье - гарпун - лук и стрелы СЛАЙД (Иллюстрации учебника, запись в тетрадь, слайды презентации) Фронтальная работа Задание 1 СЛАЙД Расставь события и явления в правильной последовательности (причины следствие) Ответь на вопрос, какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения. А. Жители лесов стали применять новые орудия труда для охоты из засады на небольших расстояниях: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами Б. 12. Тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки. В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе. СЛАЙД Новые способы охоты (2 ряд) Изменение орудий труда привело к изменению жизни человека. Появились новые способы охоты - загонная охота СЛАЙД 18, 19, 20 Представьте, что наш класс родовая община, и мы отправляется охотиться на мамонтов. Кто из вас в одиночку сможет победить мамонта? А как это лучше сделать? Что необходимо приготовить заранее? Родовая община (3 ряд) СЛАЙД Родовая община – коллектив родственников, которые жил и трудился сообща, имели общее имущество. Родовая – родственники Община – все общее, жили сообща - Почему люди стали объединяться в родовые общины? СЛАЙД Индивидуальная работа (по слайду , в карточках) Задание СЛАЙД Чтобы проверить, как мы уяснили это материал, ответим на вопрос: какие утверждение подходят к родовой общине, а какие нет? Происхождение от одного предка – человека или животного. Все члены общины соседи, но не родственники. Каждая семья обрабатывает свой участок земли. Во главе стоят старейшины – самые опытные и мудрые. Совместная работа на полях. Во главе стоят самые богатые люди. Урожай и добыча делятся поровну. Каждая семья живет в своем маленьком доме. Все важные вопросы решаются на общем собрании. Общие праздники и религиозные церемонии. Каждый добывает пищу для себя сам. Общие большие дома. СЛАЙД - ВЗАИМОПРОВЕРКА Решение проблемы: - Почему же человек смог выжить и расселиться по всей земле? - приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры); - новые изобретения (орудия труда, способы охоты); - взаимопомощь (родовые общины) СЛАЙД СЛАЙД - Ребята, сегодня вы побывали в роли юных ученых-историков. Вы решали сложные задачи прошлого. Закончить наше исследование я предлагаю поэтической ноткой - игрой в СИНКВЕЙН. Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма японской поэзии. - Мы попытаемся с вами обыграть ключевое слово урока ОХОТНИКИ. СЛАЙД - Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД - Запишем домашнее задание: & 2, вопросы, раздаточный материал. - Спасибо за работу!!! | Запись в тетради: Ледники – многометровые толщи льда. Запись в тетради: Мамонты – слоны с длинной, рыжей шерстью. Групповая работа Ученики выдвигают свои версии. - Выяснить, почему это произошло? Запись в тетради: “Родовые общины охотников и собирателей” Читают по слайду Читают инструкцию, работа в учебнике (работа в парах) Ученики разбиваются на 3 группы, работают с учебным материалом Запись в тетради: Каменный век - время, когда главные орудия труда человека были из камня Б А В Отвечают по образцу: СЛАЙД - Никто в одиночку не победит - Ловушки Работают в рабочих листах Проверяют работы соседа по парте. Высказывают свое мнение, решение проблемы. Составляют СИНКВЕЙ по образцу в рабочих листах. Демонстрируют индивидуально варианты ответов. ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ ОХОТА Опасная, интересная Догонять, убивать, кушать Выживать в трудных условиях Добытчики Оценивают свою работу на уроке по образцу слайда. Записывают домашнее задание в дневники. |