3
"Устройство Римской республики".
Основные понятия темы: Сенат, плебеи, патриции, консул, народный трибун, вето, кандиды, легион, легионеры.
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
1) как изменилось управление в Риме после изгнания царя?
2) Как возникли крылатые выражения « гуси Рим спасли», « горе побеждённым», « Пиррова победа»?
3) Расскажите, как и благодаря чему установилось господство Рима над Италией?
3. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
Выборы консулов.
- Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до нашей эры. С самого начала существования республики, на протяжении 200 лет, шла ожесточённая борьба между патрициями и плебеями. Она то затихала, то разгоралась с новой силой.
- Как вы думаете, из-за чего они воевали?
Причины: ( сл. 4)
1) уравнивание в правах патрициев и плебеев
2) снять долговую кабалу ( 326 г. до н.э.)
3) получить доступ к общегосударственным землям
Марсово поле – низменность за городской чертой Рима где проходили празднества посвященные богу Марсу.
В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. На высоком берегу Тибра взвивался Красный флаг – знак, что Риму ничто не грозит.
Являлся консул и 12 лекторов:
– труба звучала;
– жертвоприношение (жрецы).
Народное собрание голосовало…
- А есть ли у вас предположения, как проходило голосование?
- Давайте прочитаем о нём ( стр. 212 – ) Каждый гражданин получал табличку и писал имя того кому отдал голос. Проходя через узкий мостик голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета – звук трубы и 2 консулов выбирали
- Как вы думаете, кто мог стать консулом? ( и бедный, и богатый гражданин). Но так как в Риме не платили денег за государственную службу, то консулом мог стать только богатый человек. Почему?
- Каковы функции консулов?
1) проводили наборы в войско
2) созывали Народное собрание
3) предлагали новые законы
4) могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения
5) во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске ( но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)
- А как выбирали народных трибунов? ( стр. 213 - для выборов…)
Вопросы для обсуждения: Сравним Римское и Афинское государства.
В чем сходство между государством в Афинах и в Риме?
(Высшая власть принадлежала народному собранию; выбирались на определенный срок правители).
2. В чем различия устройства в Афинах и в Риме?
Различия в государственном строе Афин и Рима:
1. Принятие законов.
2. Оплата должностей.
3. Снятие с должности.
4. Роль сената.
(Записи в тетрадях).
Таким образом, Афины – демократическая республика, Рим – аристократическая, т.е. власть принадлежала знати.
2) работа по учебнику
Стр. 213-214 – Сенат и его роль в Риме
Стр. 213 – одежда римлян
3) Рассказ учителя:
-Римская армия. Работа с текстом. Стр.214-215.
Рассмотрите рисунок на стр.214 9 (построение легиона)
Орудия метательные. Порядки в римской армии.
6. Домашнее задание:
Параграф 46, вопросы, творческое задание