3
 
 
 
 
   "Устройство Римской республики".    
  
 
  Основные понятия темы: Сенат, плебеи, патриции, консул, народный трибун, вето, кандиды, легион, легионеры.
  
 
  
 
  Ход урока.  
  1. Организационное начало урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  1) как изменилось управление в Риме после изгнания царя?
  2) Как возникли крылатые выражения « гуси Рим спасли», « горе побеждённым», « Пиррова победа»?
  3) Расскажите, как и благодаря чему установилось господство Рима над Италией?
  
 
  3. Изучение нового материала.
  1) рассказ учителя:
  Выборы консулов.
  
 
  - Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до нашей эры. С самого начала существования республики, на протяжении 200 лет, шла ожесточённая борьба между патрициями и плебеями. Она то затихала, то разгоралась с новой силой.
  
  - Как вы думаете, из-за чего они воевали?
  Причины: ( сл. 4)  
  1) уравнивание в правах патрициев и плебеев
  2) снять долговую кабалу ( 326 г. до н.э.)
  3) получить доступ к общегосударственным землям
  Марсово поле – низменность за городской чертой Рима где проходили празднества посвященные богу Марсу.
  В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. На высоком берегу Тибра взвивался Красный флаг – знак, что Риму ничто не грозит.
  Являлся консул и 12 лекторов:
  – труба звучала;
  – жертвоприношение (жрецы).
  Народное собрание голосовало…
  - А есть ли у вас предположения, как проходило голосование? 
  - Давайте прочитаем о нём ( стр. 212 – ) Каждый гражданин получал табличку и писал имя того кому отдал голос. Проходя через узкий мостик голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета – звук трубы и 2 консулов выбирали
  - Как вы думаете, кто мог стать консулом? ( и бедный, и богатый гражданин). Но так как в Риме не платили денег за государственную службу, то консулом мог стать только богатый человек. Почему?
  
 
  - Каковы функции консулов? 
  1) проводили наборы в войско
  2) созывали Народное собрание
  3) предлагали новые законы
  4) могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения
  5) во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске ( но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне) 
  
 
  - А как выбирали народных трибунов? ( стр. 213  - для выборов…) 
  
  
 
  
 
  Вопросы для обсуждения: Сравним Римское и Афинское государства.
  В чем сходство между государством в Афинах и в Риме?
  (Высшая власть принадлежала народному собранию; выбирались на определенный срок правители).
  2. В чем различия устройства в Афинах и в Риме?
  Различия в государственном строе Афин и Рима:
  1. Принятие законов.
  2. Оплата должностей.
  3. Снятие с должности.
  4. Роль сената.
  (Записи в тетрадях).
  Таким образом, Афины – демократическая республика, Рим – аристократическая, т.е. власть принадлежала знати.
  
 
  
 
  
 
  2) работа по учебнику
  Стр. 213-214 – Сенат и его роль в Риме
  Стр. 213 – одежда римлян
  
 
  
  3) Рассказ учителя:
  -Римская армия. Работа с текстом. Стр.214-215.
  Рассмотрите рисунок на стр.214 9 (построение легиона)
  Орудия метательные. Порядки в римской армии.
  
 
  6. Домашнее задание:
   Параграф 46, вопросы, творческое задание