kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока в 5 классе по теме " Устройство Римской республики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является уроком изучения новой темы по  разделу «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией».Данный урок связан  с предыдущими темами в плане знания учащимися  понятий и особенности ведения войн в государствах Древнего мира. Специфика данного урока в том, что затрагивает актуальную  тему : римское войско наиболее совершенная из военных организаций древности, одно из составляющих наследия Римской империи, оказавшее влияние  на развитие европейской цивилизации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе по теме " Устройство Римской республики"»


Урок истории в 5 классе по теме

Устройство Римской республики.

Тип урока: изучение новой темы

Форма урока: семинар.

Время урока: 30 минут.

Цели урока:

Предметные:

1.Сформировать представление учащихся об устройстве Римской республики;

2.Ответить на вопрос: почему римское войско до сих пор считают лучшей армией всех времён?

Метапредметные:

1. Формировать умения работы в группах;

2. Развивать умение решать творческие и проблемные задачи;

Личностные:

1. Воспитывать толерантность, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения.

2. Продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому зарубежных стран.

Основные понятия темы: консул, сенат, легион, легионеры, манипула, гастаты, принципы, триарии.

Средства обучения: мультимедиа презентация с использованием наглядного материала, видеоматериалы( фрагменты фильмов: « Рим» , режиссёр Майкл Эптед,2005-2007 гг;

« Орёл девятого легиона», режиссёр Кевин МакДональд,2011; « Времена и воины», режиссёр Фил Грабски,1994) , документы.

Оборудование урока: Мультимедийная установка .

План урока:

1.Организационный момент ( 1 минута).

2.Актуализация опорных знаний

3.Основная часть . Работа в группах с документами и видеоматериалом ( 24 минут).

4.Рефлексия ( 3минуты).

5. Подведение итогов ( 2 минуты).

Ход урока:


Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний.

Ребята, один римлянин по имени Марк Флавий прислал вам

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни, нужно полуостров

Найти, похожий на... (сапог).


Конечно, путь туда не близкий,

На полуостров ... (Аппенинский).

Довольно труднопроходимы


Крутые горы ... (Аппенины).

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины).


До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица).


Ромул дал названье месту,

Это потому, что им

Был основан город ... (Рим).

Работа с понятиями «Найди соответствие»

2. Объявление темы урока.

Ребята , как в понимаете слово «устройство»?

1.Установленный общественный порядок, строй.
2. Механизм, конструкция.

Сегодня нам нужно понять как было организовано управление в римской республике.

Проблемное задание: плебеи почти два века отстаивали своё право управлять государством. Объясните была ли возможна подобная ситуация в Египте или Месопотамии.

3.Работа в группах.

1 группа .

Задание .

Разыграть сцену «Выборы консулов»

Автор :

-Ежегодно в предрассветных сумерках на Марсовом поле сходилось Народное собрание .из городских ворот являлся консул, его сопровождали 12 ликторов.

Жрец(трубит в трубу):

- Мы принесли жертву богам и они её приняли! Граждане Рима могут начать выборы консулов на следующий год!

Граждане берут табличку ,пишут имена и кидают в корзину;( консулы из группы №2.)

Звук трубы.

Автор :

- Граждане Рима! Волею богов консулами Рима становятся- Марк


Входят выбранные консулы из группы №2.


2 группа

Работа с учебником с.223 -224

1.Составить рассказ от имени консула «Служебные обязанности консулов».

2.

3 группа

Работа с учебником с.191-192 и с.223-224

  1. В группах обсудите, что отличало Римскую республику от афинской демократии.

  2. Укажите различия в системах управления этих двух республик древности.


4 группа

Организация римского войска

Вопросы:

1.Из каких структурных элементов состоял римский легион?( Основной тактической единицей был легион. В IV веке до н.э .Легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки.) .Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.

2. Кого в римской армии называли гастатами, принципами и триариями? (Молодые воины – гастаты, в бою они принимали на себя первый удар врага. Если консул видит, что первой линии не сдержать натиск, он приказывает отступить в промежутки второй линии. Врагам кажется, что они одолели римлян, как вдруг перед ними – готовые к бою воины второй линии - принципы. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Там находились храбрейшие и опытнейшие воины – триарии) .

3.Почему в трудную минуту полководцы кидали знамёна гущу врагов? (Потерять орла в бою считалось ни с чем не сравнимым позором. Легион, допустивший это бесчестие, распускался и прекращал свое существование. Как особые святыни почитались также значки отдельных подразделений, входивших в состав легиона. Чтобы переломить ход сражения полководцы кидали знамёна в гущу врагов.)


5группа

Вооружение римского войска.

Вопросы:

  1. Чем вооружение легионера отличалось от вооружения римского офицера?

(Высшие командиры носили меч на поясной портупее. Так как им не приходилось пользоваться щитом, меч они могли носить и слева.

Центурионы отличались посеребренным чешуйчатым панцирем и тем, что часто носили вышедшие из общего употребления поножи. Гребень на шлеме центурионов крепился поперечно. Знаком отличия центурионов и одновременно орудием наказания была виноградная лоза — трость (vitis). Меч центурионы носили слева, кинжал справа.

Оборонительное снаряжение (arma) легионера состояло из шлема, панциря и щита. У легионера шлем более увеличенным задним козырьком, на шлеме горизонтальное ребро жесткости, крепившееся к надлобной части шлема (наподобие современного козырька), защищающее лицо от нисходящего удара меча. Тело защищал пластинчатый панцирь, состоявший из металлических полос, скрепленных изнутри кожаными ремешками. К наступательному оружию пехоты относились меч, пилумы и метательные копья. Солдаты носили с собой: кошелек., баклага для воды, миска и котелок, кирка, лопата, мотыга, пила (дротик), сундучок для личных вещей , кожаная бутыль для вина или воды, калига, фурка – шест для ношения багажа во время похода.)


Обучение и дисциплина в римской армии.

Вопросы:

1.За какие проступки наказывали римских воинов? Как вы думаете почему за сон на посту было самое суровое наказание?( Невыполнение приказа, за сон на посту , за трусость в бою. За сон на посту солдата забивали камнями насмерть , потому что внезапное нападение врага грозило гибелью всего легиона.)


Вопросы по видеоматериалу направлены ко всему классу .

Вопрос к видеофрагменту №1-2:

В чём преимущество римской армии в сравнении с варварами?

Вопрос к видеофрагменту №3:

Как вы понимаете слова иудейского историка Иосифа Флавия : « …Их учения – бескровные битвы , а битвы кровавые учения…»? Чему обучали солдат в римской армии?(Их учения были постоянными и хорошо организованными , приближенными к боевым. Римских солдат обучали владеть мечом и копьём, тактике ведения боя. Воспитывали выносливость ,беспрекословное подчинение приказам центуриона)


Проблемное задание: плебеи почти два века отстаивали своё право управлять государством. Объясните была ли возможна подобная ситуация в Египте или Месопотамии.

Рефлексия :

оценки

д/з.










































4 группа

Организация римского войска.

В Риме существовала всеобщая воинская повинность. В армии начинали служить юношами с 17 лет и до 45 в полевых частях, после 45 до 60 – служили в крепостях. Сроки службы со временем тоже менялись. Основной тактической единицей был легион.

В IV веке до н.э .легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки), которые напоминали современные роты, взводы, отделения.

Рис.1 – Структура легиона.

 


Легкая пехота – велиты (буквально – быстрые, подвижные) шла впереди легиона в рассыпном строю и завязывала бой. При неудаче отходила в тыл и на фланги легиона. Всего их было 1200 человек.

Гастаты (от латинского “гаста” – копье) – копьеносцы, 120 человек в манипуле. Составляли первую линию легиона. Принципы (первые) – 120 человек в манипуле.

Триарии (третьи) – 60 человек в манипуле. Третья линия- триарии были самые опытные и испытанные бойцы.

В бой римляне шли не сплошной массой, а небольшими отрядами в три линии, в каждой линии 10 отрядов. В первом ряду – молодые войны – гастаты, в бою они принимали на себя первый удар врага. Если консул видит, что первой линии не сдержать натиск, он приказывает отступить в промежутки второй линии. Врагам кажется, что они одолели римлян, как вдруг перед ними – готовые к бою воины второй линии - принципы. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Там находились храбрейшие и опытнейшие воины – триарии. Они смыкали строй и нападали на врага сплошной стеной. Это оказывалось для врага самым страшным. Когда древние хотели сказать, что настал решающий момент, говорили: «Дело дошло до триариев».

В каждой манипуле было по две центурии. Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.

В самом начале применения манипулярного порядка легион шел в бой тремя линиями и, если встречалось препятствие, которое легионеры были вынуждены обтекать, таким образом получался разрыв боевой линии, манипул из второй линии спешила закрыть брешь, а место манипула из второй линии занимал манипул из третьей линии. Во время схватки с врагом легион представлял монолитную фалангу.

Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Легионные орлы изображались с расправленными крыльями и изготавливались из бронзы и покрывались либо позолотой, либо серебром. Позже их стали делать из чистого золота. Потерять орла в бою считалось ни с чем не сравнимым позором. Легион, допустивший это бесчестие, распускался и прекращал свое существование. Как особые святыни почитались также значки отдельных подразделений, входивших в состав легиона. Римские солдаты верили, что военные знаки, включая легионных орлов, обладают божественной сверхъестественной сущностью, и относились к ним с огромным трепетом и любовью, окружая их таким же поклонением, как и богов. В военном лагере орел и другие знаки помещались в специальное святилище, куда ставили также статуи богов и императоров. В честь знамен совершали жертвоприношения и посвящения. В праздничные дни орла и знамена смазывали маслом и особым образом украшали, используя для этого розы. Клятва, приносимая перед военными знаменами, была равносильна клятве перед богами. День рождения легиона или воинского подразделения почитался как день рождения орла или знамен. На военные знаки крепились эмблемы воинской части и изображения тех боевых наград, которые она заслужила в сражениях и походах. Потеря знамени считалась величайшим позором. Каждый легионер должен был защищать знамя до последней капли крови. В трудную минуту полководец кидал знамя в гущу врагов, чтобы побудить воинов вернуть его обратно и рассеять врагов.


Вопросы:

  1. Из каких структурных элементов состоял римский легион?

  2. Кого в римской армии называли гастатами, принципами и триариями?

  3. Почему в трудную минуту полководцы кидали знамёна гущу врагов?

























5 группа

Вооружение римского войска.

Высшие командиры носили меч на поясной портупее. Так как им не приходилось пользоваться щитом, меч они могли носить и слева.

Центурионы отличались посеребренным чешуйчатым панцирем и тем, что часто носили вышедшие из общего употребления поножи. Гребень на шлеме центурионов крепился поперечно. Знаком отличия центурионов и одновременно орудием наказания была виноградная лоза — трость . Меч центурионы носили слева, кинжал справа.
Легионеры

После реформы Мария все легионеры вооружались одинаково. Оборонительное снаряжение легионера состояло из шлема, панциря и щита. Модификация римского шлема в первой половине I в. характеризовалась постепенным увеличением заднего козырька. В этот же период появляется и горизонтальное ребро жесткости, крепившееся к надлобной части шлема (наподобие современного козырька), защищающее лицо от нисходящего удара меча. Ко второй четверти I в. на шлемах появляются надушные полукруглые выступы. Все эти детали остались характерной чертой римских пехотных шлемов и во II в.

Для крепления гребня на шлемах были предусмотрены два отверстия, в которых укреплялись специальные держатели. Гребни, скорее всего, надевались только для парадов, а в сражениях использовались редко. Сам шлем надевали только перед сражением, в походе же он подвешивался на кожаных ремешках на груди воина.

Панцирь получил свое название от кожаных ремней , из которых он когда-то состоял. Римские солдаты использовали несколько видов этого панциря.

Чешуйчатый панцирь представлял собой холщовую или кожаную рубашку, покрытую рядами металлических чешуек. В I в. Перешли к производству совершенно нового типа пластинчатого панциря , состоявшего из металлических полос, скрепленных изнутри кожаными ремешками.

С незапамятных времен щитом легионера был овальный выгнутый скутум (scutum). Изготовлялся скутум из легких осиновых или тополиных досок и обтягивался сначала полотном, а затем воловьей шкурой, по краям обивался медью или железом, а посередине с внешней стороны имел металлическую выпуклую накладку — umbo. В углублении этой накладки с внутренней стороны щита воин мог хранить мелкие предметы, например деньги и т. п. Внешняя сторона накладки могла быть украшена чеканкой или накладным серебром. Иногда на нем изображалась личная эмблема (амулет) хозяина щита. На внутренней же стороне помешались записи, касающиеся личности владельца щита: его имя, номер легиона, может быть, центурии и т. п. Вес щита был не меньше 5,5 кг.
Поверхность щита была украшена рисунками.

Надо сказать, что щит использовался не только как прикрытие от ударов противника, но и как наступательное оружие. При обучении солдат отрабатывались прямые удары центральной выпуклой накладкой щита, призванные вывести противника из равновесия, а также удары ребром щита.

К наступательному оружию пехоты относились меч, пилумы и метательные копья.

Меч гладиус, название которого в наше время перешло к похожему на него по форме цветку гладиолусу, в первой половине I века еще имел длинное (50–56 см) сужающееся лезвие. В начале I в. легионеры носили через левое плечо перевязь , на которой крепились ножны меча. Таким образом, меч располагался справа, и легионер мог выхватить его, не изменяя положения щита, который всегда должен был закрывать его как можно более полно.

Кроме меча легионер имел боевой кинжал (pugio). Его носили на поясе с левой стороны. Характерным оружием римлян был пилум. Это было двухметровый дротик, половину которого занимало лезвие, заточенное хитрым способом и сделанное из мягких металлов. Пилумы можно было запустить на расстояние до 65 метров, они применялись непосредственно перед схваткой. При попадании в человека тяжёлый пилум почти всегда убивал его, но обычно от пилума успевали прикрыться щитом. Мягкое лезвие застревало в щите и при этом гнулось, и его было невозможно вынуть, а благодаря длине лезвия воин обычно не мог дотянутся мечом до деревянной рукоятки и срубить её. Даже если добрые люди помогали срубить древко, оставшийся клинок был достаточной длины, чтобы мешать бойцу передвигаться, и тому оставалось только выкинуть обузу и открыться для ударов мечей из доброй римской стали. Единственной средством против пилумов были металлические щиты (дорого!).

Вопросы:

1.Чем вооружение легионера отличалось от вооружения римского офицера?


Обучение и дисциплина в римской армии.

Обучение бойцов римского манипулярного легиона прежде всего заключалось в том, чтобы выучить солдат идти вперед по приказу центуриона, заполнять разрывы в боевой линии в момент столкновения с противником, спешить слиться в общую массу. Выполнение этих маневров требовало более сложного обучения, чем при обучении воина, сражавшегося в фаланге.

Обучение заключалось еще и в том, что римский солдат был уверен – его не бросят одного на поле боя, что товарищи поспешат к нему на помощь.

Римская армия, славившаяся своей дисциплиной, в отличие от других армий того времени, целиком была во власти полководца.

Малейшее нарушение дисциплины каралось смертной казнью, также и невыполнение приказа. Так, в 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде.

Перед консулом всегда шли десять ликторов, несших пучки розог (фасциев, фашин). В военное время в них вставлялся топор. Символ власти консула над своими починенными. Сначала провинившегося секли розгами, затем отрубали голову топором. Если часть или все войско обнаруживало трусость в бою, то проводилась децимация. Децем в переводе на русский означает десять. Так поступил Красс после разгрома нескольких легионов Спартаком. Было выпорото, а затем казнено несколько сот солдат.

Если солдат засыпал на посту, его отдавали под суд, а затем забивали насмерть камнями и палками. За легкие провинности могли выпороть, понизить в чине, перевести на тяжелые работы, уменьшить жалование, лишить гражданства, продать в рабство.

Вопросы:

1.За какие проступки наказывали римских воинов? Как вы думаете почему за сон на посту было самое суровое наказание?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока в 5 классе по теме " Устройство Римской республики"

Автор: Ватина Татьяна Николаевна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 404951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока по всемирной истории "Цивилизация Древнего Рима" "
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-tsivilizatsiia-drievniegho-rima"
    ["file_id"] => string(6) "112387"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408559457"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка интегрированного урока ИЗО и истории в 7 классе на тему "Символика государства""
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-izo-i-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-simvolika-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "248848"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446797174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства