kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Религия, верования и развитие знаний средневекового Казахстана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: обобщение знаний у учащихся о первых религиях, верованиях и развитии науки на территории Казахстана раннего и позднего средневековья. В ходе объяснения нового материала учитель указал на то, что система религиозной идеологии этносов, населявших обширную территорию Казахстана, характеризуется сложностью и противоречивостью, что связано с многообразием верований и ритуально-церемониальных культов.В распространении религии и религиозных идей  особую роль сыграл Великий Шелковый Путь. По нему с запада на восток пришло в Казахстан и христианство, с востока буддизм. Неизменные общечеловеческие ценности (доброта, честность, чистота помыслов и деяний, терпение итд) дали возможность идеологам мусульманстваприобщить к своей религии широкие народные массы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Религия, верования и развитие знаний средневекового Казахстана" »

Тема урока: Религия, верования и развитие знаний

Цель урока: обобщить знания учащихся о распространении религиозных представлений, письменности, традиций, указать на то, как обогащалось степное население и создавало основу для появления гениальных личностей в науке, литературе и музыке.


  1. Актуализация прежних знаний. Проверка домашнего задания

Вопросы 1 уровня

  1. Какие школы вокально-исполнительного мастерства существовали у казахов? Составьте схему.

  2. Какие виды казахских домашних промыслов и ремесел вы знаете? Опишите их и назовите характерные черты и особенности.

  3. Как вы думаете, что продолжают использовать в своей повседневной жизни современные казахи из предметов традиционной материальной культуры?

Вопросы 2 уровня

  1. На какие периоды делится история развития казахского музыкального фольклора?

  2. Назовите известных певцов и композиторов Казахстана 18-19вв. Какие произведения вы знаете?

  3. Расскажите о происхождении и эволюции юрты.

Вопросы 3 уровня

  1. Как вы думаете, какое значение имели айтысы в общественной жизни казахов?

  2. Назовите и опишите составные части юрты.

  3. Какие обычаи и обряды относятся к семейным.


  1. Изучение нового материала

План урока:

  1. Первые религии на территории Казахстана

  2. Ислам

  3. Наука и развитие знаний

  4. Казахское летоисчисление

1) Пользуясь таблицей ознакомить учащихся с религиями позднего средневековья.

Тенгрианство

Тенгри – космическая сила, управляет всем сущим, покровительствуя проведшим и карая грешников. Тенгрианство – самая первая в Азии религия, основанная на единобожии.

Шаманизм

Ранняя форма религии, основанная на представлении о сверх естественном общении служителя культа – шамана – с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстаз, сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманов – лечение больных путем изгнания из них злых духов. С шаманизмом тесно связаны древние виды ритуально-культового поклонения и служения, как тотемизм, фетишизм и анимизм.

Зороастризм

Одно из самых древних религий. Основы зороастризма заложил жрец Заратуштра. Последователи учения Заратуштра - арии - поклонялись огню. Огнепоклонники особое место занимали погребальные обычаи. Арии сжигали труп умершего, а его останки в сосуд – оссуарии. Дуаместическая направленность основана на постоянной борьбе в мире 2-х противоположных начал – добра и зла. Памятники, святилища в урочище Тамгалы (170 км к северо-западу от Алматы) захоронения Тектурмыс (недалеко от Тараза). Манихейство.

Христианство

Христианство первоначально было представлено несторианским направлением. Основателем несторианства был константинопольский патриарх Нестор (Несторий). Он учил, что Христос не был богом, а только «Обителью Божества», носителем святого духа. Проводниками и распространителями несторианства в Азии были сирийские христиане. В 7-8 вв. несторианство широко распространялось в г. Южного Казахстана и Семиречья. Первую христианскую религию несторианского направления приняли карлуки. Остатки христианских церквей найдены в Таразе, Мерке, Койлыке. В 10-11 вв. христианство было принято частью кереев и найманов. В эпоху монгольского нашествия влияние христианской религии вновь усилилось, христиане-несториане играли значительную в роль в империи Чингисхана. Влияние христианской религии распространилось среди населения Казахстана до 14 в., то усиливаясь то ослабевая. В южных, юго-восточных и восточных регионах существовали христианские общины. (археологические находки: отребуты христианства)

Буддизм

Одно из мировых религий. Пользовался популярностью в тюрской аристократической среде. Сын кагана Бумына Мукан принял буддизм и приказал перевести на тюркский язык священные буддийские тексты. Следующий тюркский правитель Таспар каган попытался внедрить в буддизм в качестве государственной религии. Буддизм был широко распространен на юге Казахстана, Семиречье (находки буддийских храмов и монастырей на городищах Чуйской долины, Ак-Бешиме красной речке, в г.Сайране (испиджаб)


ВШП – был не только международной караванной трассой для торгово-экономического взаимодействия различных народов, но и маршрутом, по которому шло распространение религий и религиозных идей.


2) Ислам

конец VIII начало IX вв.

Начало исламизации населения южного Казахстана и Семиречья

в X вв.

Ислам – государственная религия в государстве Караханидов

до XII вв.

Исламизация населения центральных, восточных, северных и западных регионов. Представленных в основном кочевниками и полукочевыми скотоводами.

Указать на то, что в распространении мусульманской культуре огромную роль сыграли идеи и труды выдающихся учёных и мыслителей Аль-Фараби, Аль-Жаухари, Исхан аль-Фараби, аль Кимани, Ахмет Ясави, Бакыргани, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кошгари.

Учитель: Во многом благодаря исламу произошло сближение культуры тюркоязычных народов с достижениями и ценностями общемусульманской духовно-культурной сокровищницы Востока неизменные общечеловеческие ценности (доброта, честность, чистота помыслов и деяний, терпение и т.д.) дали возможность идеологом мусульманства приобщить к своей религии широкие народные массы.

3) Задание: - Как развивалась система знаний и науки казахского народа? В чём проявились её особенности?

Прочитав текст учебника на стр.290-291 ученики делают выводы с помощью учителя (запись в тетрадь)

Вывод: знания по Астрономии являлись жизненно необходимыми в условиях длительного периода кочевого существования казахов – скотоводов.

Темир казык - Полярная звезда (железн. кол.)

Жеты каракшы – семь воров

«Үркер» - созвездие (плеяд)

«Күс жолы» - млечный путь – местоположение и направление движения сверяли с ним

«Шолпан» - Венера – в дальнюю дорогу выезжали с её появлением на небосводе.

4) Казахское летоисчисление



1 – тышқан – мышь 7 – жылқы – лошадь

2 – сиыр – корова 8 – қой – овца

3 – барыс – барс 9 - маймыл - обезьяна

4 – қоян – заяц 10 – тауық – курица

5 – улу – улитка 11 – ит – собака

6 – жылан – змея 12 – доңыз – свинья

Через каждые 12 лет наступает следующий мушель.


  1. Закрепление

  1. Работа с картой. Укажите стрелками направление распространения религий в средневековый период.

  2. Тестовые задания:

  1. Одно из самых древних религий, получивших распространение на казахской земле?

  2. Последователи учения Заратуштра - арии поклонялись …?

а) огню б) воде в) небу

3. Тенгрианство – самая первая в Азии религия, основанная на …..?

а) многобожии б) постоянной борьбе в мире двух противоположных начал – добра и зла в) единобожие

4. Наиболее рано стала пользоваться популярностью в тюрской аристократической среде одна из мировых религий ..

а) христианство б) буддизм в) ислам

5. Первыми христианскую религию несторианского направления приняли …

а) карлуки б) караханиды в) найманы

6. В каком веке ислам стал официально государственной религией в государстве Караханидов?

а) XII в. б) XI в. в) X в.


  1. Рефлексия: Какие изменения произошли в мировоззрении, основанном на вере в существование бога или богов на территории Казахстана в VIIVIII вв. и IXX вв.?


  1. Домашнее задание. Выставление оценок.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Религия, верования и развитие знаний средневекового Казахстана"

Автор: Курмангожина Жанар Еркиновна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "поурочный план на тему " Развитие науки и образования в средневековом Казахстане""
    ["seo_title"] => string(87) "pourochnyi-plan-na-tiemu-razvitiie-nauki-i-obrazovaniia-v-sriednieviekovom-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "247900"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446641416"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "План урока "Развитие науки и образования в Казахстане в IX-XIIвв" "
    ["seo_title"] => string(67) "plan-uroka-razvitiie-nauki-i-obrazovaniia-v-kazakhstanie-v-ix-xiivv"
    ["file_id"] => string(6) "159331"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421870107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства