поурочный план на тему " Развитие науки и образования в средневековом Казахстане"
Поурочный план на тему " Развитие науки и образования в средневековом Казахстане"
Предмет: история Казахстана класс: 7 Дата: ________
Тема: Развитие науки и образования
Цель: формирование знаний об ученых IX-XII веков, живших на территории Казахстана, знакомство с жизнедеятельностью и трудами данных ученых, развитие умений выделять главное, классифицировать, воспитание положительного отношения к ученым Казахстана.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, элементы критического мышления, игровой технологии
Оборудование: ИД, презентация, листы
Ход урока:
Оргмомент
Опрос домашнего задания
Какие доисламские верования вы знаете?
Что такое тотем?
Как называли в средние века бога неба?
Почему огузы поклонялись барану?
Когда и почему распространяется ислам?
Какие изменения происходят в Казахстане в связи с распространением ислама?
Как назывались надгробные сооружения?
Как называется исламский храм?
Какие вы знаете древние мавзолеи?
Какие религии были распространены в средние века в Казахстане?
Как в Казахстане распространились христианство и зороастризм?
Изучение нового материала
Введение в новую тему. Заполните пропуски в предложениях, пользуясь знаниями, полученными на прошлом уроке:
Начиная с ____ века, в Южном Казахстане начинается развиваться ________ религия. Поэтому все произведения стали писаться на ________языке.
Слово учителя: В городах Казахстана начинают появляться исламские учебные заведения – медресе, широкое развитие получили наука и образование. Начинает развиваться языкознание, потому что тюркские племена говорили на множестве диалектов. Развивается также и письменная литературу и все благодаря распространению арабского языка.
Первым из ученых Востока был Абу Насыр Аль-Фараби, писавший труды арабским языком.
Мозговой штурм: Кто такой Аль-Фараби? Какими науками он занимался? Какие его труды вы знаете?
Аль-Фараби – ученый-энциклопедист, мыслитель, названный «Вторым учителем». Занимался такими науками, как философия, математика, физика, астрономия, ботаника, музыка. Написал свыше 160 трудов, в числе которых «Великая книга музыки», «Суждения о музыкальной науке» и др.
Сейчас мы будем узнавать о других ученых средневекового Казахстана и попутно заполнять таблицу (у доски и в тетрадях).
Ученые средневекового Казахстана
Ученый
Годы жизни
Отрасли наук
Труды
Абу райхан Бируни
973-1050 гг.
История, математика, география, медицина
«Канон Масуда об астрономии и звездах», «памятник прошлых поколений», «Благородные камни»
Махмуд Кашгари
1030-1090
языкознание
«Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий)
Юсуф Баласагуни
1021-1075
Философия, астрономия, алгебра
«Кутадгу билик»
Ахмед Иугнеки
неизвестны
поэзия
«Дар истины»
Ходжа Ахмед Йасауи
1103-1167
Проповедник исламской религии
«Книга о премудрости»
Таким образом, у тюркоязычных народов в 10-12 века появились значительные научные труды и литературные произведения, что явилось шагом вперед в развитии духовной культуры.
Закрепление нового материала
Составить диаграмму Венна
1 – сравнить аль-Фараби и аль-Бируни
2 – сравнить Ахмеда Иугнеки и Х.А. Йасауи
Игра «Составляем рассказ»
1 ряд о Махмуде Кашгари
2 ряд о Юсуфе Баласагуни
3 ряд о Ахмеде Иугнеки
Правила игры: по ряду передается лист. Каждый пишет на нем 1 предложение по предложенной теме, затем загибает вовнутрь. Таким образом, никто не знает, что писали предыдущие. В конце читается весь рассказ, проверяется насколько получился цельным рассказ.
Итог урока. Выставление оценок.
Инструктаж домашнего задания параграф 21, кластер по одному из ученых (1 ряд – Махмуд Кашгари, 2 ряд – Юсуф Баласагуни, 3 ряд – Ходжа Ахмед Йасауи)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«поурочный план на тему " Развитие науки и образования в средневековом Казахстане"»
Предмет: история Казахстана класс: 7 Дата: ________
Тема: Развитие науки и образования
Цель: формирование знаний об ученых IX-XII веков, живших на территории Казахстана, знакомство с жизнедеятельностью и трудами данных ученых, развитие умений выделять главное, классифицировать, воспитание положительного отношения к ученым Казахстана.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, элементы критического мышления, игровой технологии
Оборудование: ИД, презентация, листы
Ход урока:
Оргмомент
Опрос домашнего задания
Какие доисламские верования вы знаете?
Что такое тотем?
Как называли в средние века бога неба?
Почему огузы поклонялись барану?
Когда и почему распространяется ислам?
Какие изменения происходят в Казахстане в связи с распространением ислама?
Как назывались надгробные сооружения?
Как называется исламский храм?
Какие вы знаете древние мавзолеи?
Какие религии были распространены в средние века в Казахстане?
Как в Казахстане распространились христианство и зороастризм?
Изучение нового материала
Введение в новую тему. Заполните пропуски в предложениях, пользуясь знаниями, полученными на прошлом уроке:
Начиная с ____ века, в Южном Казахстане начинается развиваться ________ религия. Поэтому все произведения стали писаться на ________языке.
Слово учителя: В городах Казахстана начинают появляться исламские учебные заведения – медресе, широкое развитие получили наука и образование. Начинает развиваться языкознание, потому что тюркские племена говорили на множестве диалектов. Развивается также и письменная литературу и все благодаря распространению арабского языка.
Первым из ученых Востока был Абу Насыр Аль-Фараби, писавший труды арабским языком.
Мозговой штурм: Кто такой Аль-Фараби? Какими науками он занимался? Какие его труды вы знаете?
Аль-Фараби – ученый-энциклопедист, мыслитель, названный «Вторым учителем». Занимался такими науками, как философия, математика, физика, астрономия, ботаника, музыка. Написал свыше 160 трудов, в числе которых «Великая книга музыки», «Суждения о музыкальной науке» и др.
Сейчас мы будем узнавать о других ученых средневекового Казахстана и попутно заполнять таблицу (у доски и в тетрадях).
Ученые средневекового Казахстана
Ученый
Годы жизни
Отрасли наук
Труды
Абу райхан Бируни
973-1050 гг.
История, математика, география, медицина
«Канон Масуда об астрономии и звездах», «памятник прошлых поколений», «Благородные камни»
Махмуд Кашгари
1030-1090
языкознание
«Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий)
Юсуф Баласагуни
1021-1075
Философия, астрономия, алгебра
«Кутадгу билик»
Ахмед Иугнеки
неизвестны
поэзия
«Дар истины»
Ходжа Ахмед Йасауи
1103-1167
Проповедник исламской религии
«Книга о премудрости»
Таким образом, у тюркоязычных народов в 10-12 века появились значительные научные труды и литературные произведения, что явилось шагом вперед в развитии духовной культуры.
Закрепление нового материала
Составить диаграмму Венна
1 – сравнить аль-Фараби и аль-Бируни
2 – сравнить Ахмеда Иугнеки и Х.А. Йасауи
Игра «Составляем рассказ»
1 ряд о Махмуде Кашгари
2 ряд о Юсуфе Баласагуни
3 ряд о Ахмеде Иугнеки
Правила игры: по ряду передается лист. Каждый пишет на нем 1 предложение по предложенной теме, затем загибает вовнутрь. Таким образом, никто не знает, что писали предыдущие. В конце читается весь рассказ, проверяется насколько получился цельным рассказ.
Итог урока. Выставление оценок.
Инструктаж домашнего задания параграф 21, кластер по одному из ученых (1 ряд – Махмуд Кашгари, 2 ряд – Юсуф Баласагуни, 3 ряд – Ходжа Ахмед Йасауи)