Данный урок создает представление у учащихся об особенностях древнегреческой религии,характерных черт древнегреческого пантенона богов. Так же происходит отработка навыков работы с методом проекта.
В процессе урока происходит овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в схемы или таблицы), работать с картой.Умение эффективно сотрудничать в группе.Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формировать умения и навыки работы с исторической информациейи уметь анализировать их и делать выводы..
Воспитательные:
Воспитывать культуру труда, культуру речи, культуру общения, умение слушать.
Формировать навыки аккуратности, дисциплинированности и усидчивости.
Тип урока: урокизучения нового с элементами проекта
Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, приемы критического мышления, системно-деятельностный подход, наглядный.
Оборудование: аппликации по истории, компьютер, проектор, экран, презентация «Религия древних греков»,карта Древняя Греция, учебник История Древнего мира 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Получить возможность научиться: высказывать суждения о религии древних греков и пантеоне богов Древней Греции
Метапредметные:
Познавательные.
Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы) , работать с картой
Коммуникативные.
Умение эффективно сотрудничать в группе.
Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
ХОД УРОКА:
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).
II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии (2 мин).
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).
IV. Построение проекта выхода из затруднения (8 мин).
V. Реализация построения проекта (12 мин).
VI. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи (11 мин).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 мин).
VIII. Рефлексия учебной деятельности (2 мин).
IX. Домашнее задание (1 мин).
План-конспект.
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи.
Личностные: Осознавать свои эмоции, вырабатывать желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.(Слайд 1)
-Для чего изучают предмет, история? (изучаем историю прошлого)
-А вам интересно изучать историю прошлого? (да)
-Давайте и мы свами сегодня будем работать активно, и все вместе, чтобы узнать много интересного о Древнем мире.
II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии (2 мин).
Познавательные: структурирование знаний
Регулятивные: коррекция, внесение необходимых дополнений и корректив в план.
-с историей каких стран вы познакомились на предыдущих уроках?(с историей стран Древнего Востока и Азии)
-а что вы знаете о них?(природные условия, географическое положение, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями )
-а сейчас я прошу вас обратить внимание на гостей, которые пришли к нам на урок(слайд 2). Здесь собраны гости из разных стран, с которыми вы встречались на уроках. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (поочередно демонстрирую, а обучающиеся называют страны, из которой они пришли)
Гости:
Амон-Ра – бог солнца в Египте, Брахма – Индия, бог- творец (слайд 3)
Конфуций — древний мыслитель и философ Китая ; Гермес -? (слайд 4)
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин)
Познавательные: постановление и формулирование проблемы
-среди наших гостей есть, какой-то гость об истории которого мы еще не знаем?
Ответ учащихся: да, это бог
Зовут его Гермес-вестник богов, а пришел к нам из он Древней Греции, жил он на высокой горе Олимп.
-Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство наш бог?
(с истории Древней Греции)
-это конечно Древняя Греция. А теперь попытайтесь сформулировать тему урока: Религия Древней Греции (слайд5).
IV.Построение проекта выхода из затруднения (8 мин)
Регулятивные: целепологание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в мир древнегреческих богов. Но для начала давайте посмотрим на нашу тему урока и определим, какое из слов является ключевым? Итак, что можно отнести к слову «религия»? (На доске приклеены варианты ответов)
1.Чудовище, имевшее туловище человека и голову быка
2. Вера человека в сверхъестественные силы.
3. Вера в бога (богов)
4. Права и обязанности
5. Деятельное желание помочь каждому (милосердие)
Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы, вера в богов.
-Итак, что именно мы должны сегодня изучить? (целеполагание)
Ответы учащихся (записать на доске)
-Религию древних греков
-богов Греции
-что такое Олимп
-где жили боги.
Сегодня мы с вами начнем знакомиться с религией Древних греков. (показать на карте, дать описание Греции).
В Северной Греции находится гора Олимп, на которой, как представляли греки, собираются боги. Мы выступим в роли исследователей, которые совершат удивительное путешествие в прошлое для изучения религии древних греков, согласно мифам, оставшимся нам в наследство от великого народа. Вы изучали многие страны, религии. Например, Древний Египет, и помните, что там было много богов. У древних греков тоже было много богов.
Греки верили, что боги живут на самой высокой горе Олимп.Вершина этой горы уходит далеко в облака, здесь всегда светит солнце, поют птицы. Этот райский уголок создан для богов Греции. Они собираются сюда для решения вопросов и обсуждения своих дел. Никто из смертных не может подниматься на гору Олимп: если Боги увидят человека, они могут испепелить его. Поэтому греки опасаются подходить близко к горе. Чтобы не навлечь гнев богов, люди почитали их и приносили всяческие дары. (Слайд 6)
Самыми главными богами были три брата: Зевс, Посейдон и Аид. (Рисунки на доске)
Как и в других государствах у греков существовал самый главный бог. Если у египтян главным был бог солнца, то у греков – бог неба, грома и молнии и звали его Зевс. Зевс - сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.
Сейчас вновь обратимся к карте Древней Греции. Вопрос: Что же окружает Грецию?Ответ:Моря
У греков был бог моря Посейдон. По состоянию моря греки понимали, какое настроение у Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели.
Есть бог моря, есть бог неба, но греки верили, что внизу под землей есть еще подземное царство, куда попадают души умерших людей.Правит подземным царством бог-Аид. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида. Лишь немногим могучим героям позволяли боги посетить царство умерших и вернуться на землю.
Зевс-Посейдон-Аид это главные боги. Но были и другие боги.Сейчас мы о них и узнаем.
V. Реализация построения проекта (12 мин)
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;
Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
Мы с вами поработаем в группах.
Правила работы в группах: (слайд 7)
– Уважай мнение товарища.
– Терпеливо выслушай товарища.
– Любое мнение ценно.
– В каждой мысли есть доля истины.
У каждой группы есть свое задание.
Каждая группаполучает инструкцию и работает по ней. (Слайд8 )
Инструкция:
1.Собрать пазлы
2. Дать имя богу и чему он покровительствовал
3.Подобрать информацию о нем
4.Выбрать дары, которые преподнесли бы данному божеству
5.Оформить проект на формате
6.Рассказать про свой проект
VI. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи (11 мин)
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Физминутка
Встали дружно, потянулись
Богу Зевсу улыбнулись!
А Аиду шлем поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к горе Олимп,
Потянулись мы за ним.
Вправо, влево по наклону
Покажем мышцы Апполону
Ну, а потом на место сев,
Покажем свой проект для всех!
- Просмотр конечного продукта каждой группы
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 мин)
Коммуникативные: организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения;
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценить качество уровня усвоения
Поиграем в «Бегущие минутки». За минуту вы должны подобрать пару.
Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы
-все выполнил -допустил пару ошибок - вообще ничего не понял
Дайте оценку своей работе.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.(3 мин)
Познавательные: умение структурировать знания;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Давайте вернемся к тому, что у нас с вами было запланировано (пункты плана)
Что вам больше всего понравилось, а что вызвало затруднение?
Если урок понравился и не вызвал затруднения поднимаем молнии –символ Зевса, если вызвал затруднения и был скучным ,то поднимаем копье- символ Аида. На каждом из символов написаны критерии оценивания- заполните их.(слайд 10,11)
IX.Домашнее задание (1 мин): § 28; нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих бога (Слайд 12 )
Материал к уроку
Инструкция:
1.Собрать пазлы
2. Дать имя богу и чему он покровительствовал
3.Подобрать информацию о нем
4.Выбрать дары, которые преподнесли бы данному божеству
5.Оформить проект на ватмане
6.Рассказать про свой проект (1 мин.)
Критерии оценивания
да
нет
1.
Я был активен в группе
2.
Я сразу понял, как нужно выполнить задание
3.
Я предложил несколько вариантов выполнения работы
4.
Я не отвлекался от основной работы
5.
Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы
6.
Я очень хотел успешно выполнить задание
Сведенья о богах
О Зевсе.
Зевс - сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.
Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во дворе каждого дома -жертвенник великого бога. Он - покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу - орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача.
О Посейдоне.
В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля - основа жизни. А судьба мореплавателя - в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряженной золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитриной. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин - морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!
Аид.
Самый мрачный из богов — Аид - царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. Вцарстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида. Лишь немногим могучим героям позволяли боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербер, это был один из двенадцати подвигов героя.
Деметра
Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин - жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала богиня. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась она к всевидящему богу солнца — Гелиосу и от него узнала, что дочь ее по воле Зевса находится в царстве мёртвых.Безгранично было горе богини. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только богиня покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к богине вестницу богов Ириду, тогда богиня объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зернышко - символ орака - и тем навсегда связал её с царством мёртвых.По решению Зевса две трети года — весну и лето — Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.
1.Аполлон
Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них - бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый бог, любимец Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище - дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится Святилище данного бога.Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда он появляется со своими спутницами - музами. Их девять, и каждая из них - покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре его на струнах.Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал бог фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться с ним в музыке. Победу присудили богу, а Марсияон повесил, содрав с него кожу.
2.Артемида.
Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной и прекрасной - богиней природы и покровительницы охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги - нимфы - богини полей и лесов. Охотники посвящают богине первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её также метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и его сестра со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и богиня всех детей Ниобы меткими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях
3.Афродита
Нет на Олимпе богини, прекраснее данной богини. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рождённую из пены». Раньше всего начали чтить еежители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня - повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Она -богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.
4.Арес
Страшен и людям, и богам кровожадный бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной данного бога. В честь него воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится бог на колеснице по полю боя. Ужасен он во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помочь. Не любит этого бога великий Зевс. Не раз побеждала данного бога любимая дочь Зевса - грозная и воинственная Афина
4.Афина
В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла она из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Богинюпочитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, покровительница ремесла. Любимому городу - Афинам - богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремёслам, и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня в ткачестве.
5.Гефест
Не только Афина искусна в ремёслах. Славится своим ремеслом и этот бог. Маленького бога, хилого и некрасивого, сбросила с Олимпа
рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился
он ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе
Фетиды он выковал чудесное вооружение её сыну - славному герою
Ахилесу.Этот бог - бог огня и кузнечного дела.
Сделал он и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но,
едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она не могла
подняться. Только данный бог мог освободить Геру, но нелегко было уговорить
его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои
обиды он, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой
дворец для богов на Олимпе.
6.Гермес.
Искусен и данный бог - быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою его наверху - гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует бог и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Бог хитёр, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Аполлона. Весёлый проказник любит пошутить над богами - он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Ареса - меч, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Данного бога чтят путешественники, купцы и даже воры..
Дионис
В мифах Древней Греции о богах первоначально был олицетворением роскошного изобилия растительной силы, проявляющегося сочностью трав и плодов, производящего гроздья на виноградной лозе, дающего прекрасный вкус сочным плодам фруктовых деревьев, а соку виноградных гроздь способность веселить человека. Виноградная лоза и гроздья её были для древнего грека самым полным проявлением этого изобилия растительной силы; потому были символом данного бога, древнегреческого бога виноделия. Основатель виноделия и садоводства, был он в Древней Греции, подобно Деметре, богом, научившим людей вести оседлую благоустроенную жизнь, которой дает он веселье соком винограда. В мифах Древней Греции он – бог не только виноделия, но и радости, братского сближения людей. Это могущественный бог, преодолевающий все враждебное ему. В мифах он запрягает львов и пантер в свою колесницу, усмиряет диких духов леса, смягчает и исцеляет страдания людей. Подобно Аполлону, бог дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона, его музыка шумнее аполлоновой.
Инструкция:
1.Собрать пазлы
2. Дать имя божеству и чему он покровительствовал
3.Подобрать информацию о нем
4.Выбрать дары, которые преподнесли бы данному божеству
5.Оформить проект на ватмане
6.Рассказать про свой проект (1 мин.)
Инструкция:
1.Собрать пазлы
2. Дать имя божеству и чему он покровительствовал
3.Подобрать информацию о нем
4.Выбрать дары, которые преподнесли бы данному божеству
5.Оформить проект на ватмане
6.Рассказать про свой проект (1 мин.)
Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы