Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра I. Петр I «Чудо или чудовище»?»
Разработала: Юдина Екатерина Викторовна
Тема урока: Реформы Петра I. Петр I «Чудо или чудовище»?
Класс: 10
Образовательная цель: сформировать у учащихся основные знания о личности Петра I и его реформах.
Развивающая цель: продолжить развитие у учащихся умений давать оценку историческим личностям, владеть приемами аргументации, научного доказательства, отстаивать свою точку зрения, критически подходить к своим и чужим суждениям.
Воспитательная цель: способствовать формированию у учащихся интереса и уважения к родной истории.
Средства обучения: файл с изображением Петра I. Видеоролик о биографии Петра I. Учебник «История Отечества», Пушкарев С.Г. Обзор русской истории, Б.Г. Пашков. Русь, Россия, Российская Империя.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: дискуссия (круглый стол).
Методы исследования:
Поисковый – сбор информации, поиск источников и литературы для написания работы.
Метод историографического анализа: хронологический, ретроспективный – для рассмотрения изученности темы другими исследователями, что ими было достигнуто в этой области.
Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение – используются на всех этапах урока.
Ученики научатся выслушивать и уважать мнение другого человека,
доказывать и отстаивать свою точку зрения. Также немаловажно то, что из класса выделена группа «экспертов», которая следит за ходом дискуссии. «Эксперты» учатся определять уровень активности учащихся на уроке, давать объективные оценки уровня их подготовленности по изученной теме.
Ход урока
Организационный момент
Учитель следит, чтобы дети правильно расположились за столами. Обращает внимание детей на доску, где прикреплены плакаты с ярко написанными правилами поведения на уроке – дискуссии, разработанные совместно с учащимися: Говори кратко! Уважай мнение другого! Умей дослушать до конца.
Учитель выделяет из класса группу из пяти человек – группу «Экспертов».
2. Вступительное слово учителя
Ребята, мы с вами завершаем изучение очень важного и интересного периода истории России конца XVII начала XVIII веков. За это время произошло много новых событий. Россия превратилась в империю, произошли изменения в экономике, политике, общественной жизни и культуре.
Все эти изменения связаны с именем Петра I. Сама многогранность личности реформатора, постоянно вызывают интерес историков, писателей, политиков, кинорежиссеров и др. Я думаю, что нам с вами тоже будет интересно обменяться мнениями о деятельности Петра I.
Обратите внимание на тему урока «Реформы Петра I. «Плюсы» и «минусы»
3. Актуализация знаний
Вопрос: какие реформы, проведенные Петром I вы знаете?
Учащиеся дают ответы.
4. Проведение дискуссии
Учитель задает тему дискуссии «Реформы государственного управления». Учитель поддерживает, направляет, регулирует деятельность ребят, следит, чтобы не повторялись ответы, работали все учащиеся. Следит за ответами учащихся (на оценку).
Учащиеся размышляют о «плюсах» и «минусах» политики Петра I (в соответствии с подготовленным материалом дома).
Задания для формирования оценочных умений:
Оцените условия, при которых правил Петра I. (Благоприятные они были или нет. Почему?)
Какие реформы Петра I положительно отразились в становлении Российской империи? Какие отрицательно?
Прочитав документы историков (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов) определитесь с какой точкой зрения вы согласны? Почему?
Порядка выступления нет: каждый может внести свой аргумент, когда считает нужным.
Учитель следит за ответами учащихся того стола, за которым закреплен.
За каждый ответ «ДА» он откладывает красный кружочек, за каждый «ПРОТИВ» - синий кружочек.
5. Выводы
Учитель в конце урока задает учащимся вопросы:
1. Какие изменения произошли в России с нововведениями Петра I.
2. Какое значение имеют реформы Петра I?
6. Подведение итогов урока
Учитель подводит итог. Подсчитывает количество «ЗА» и «ПРОТИВ» и сравнивает со своими мнениями.