Этап урока | Содержание | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствие учеников, подведение к теме урока и ее объяснение, разъяснение формы урока, представление команд и капитанов, выбор названиий (слайд 1,2) | Деление учеников на 2 команды | Приветствует учеников, подводит к теме урока, разъясняет форму урока, следит за тем, чтобы составы команд совпадали по численности | Самостоятельно принимают решение относительно вхождения в какую-либо команду, а затем выбирают капитана и название | Предметные результаты: раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканство; рассказывать о деятелях Реформации; знать основные положения протестантского учения, объяснять, что оно меняло в сознании и жизни людей; излагать основные события и итоги религиозных войн в Европе. Личностные результаты: уметь давать свою оценку событиям и поступкам людей с моральной точки зрения; формирование толерантности по отношению к людям с иной точкой зрения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; Познавательные УУД: работать с текстовым и историческим источниками, устанавливать причинно-следственные связи, уметь выстраивать последовательность событий; готовить сообщение; Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи. |
Мотивация | Реформация – 1) способствовала развитию общества, т.е. переходу от феодализма к капитализму, или 2) разделила людей по религиозному признаку и спровоцировала кровавые войны (слайд 3). | Постановка проблемы | Ставит перед учениками проблему, приведя 2 точки зрения относительно процесса Реформации | Обсуждают поставленную проблему, принимают одну из предложенных точек зрения на процесс Реформации |
Постановка цели и задач урока | Разрешение поставленной проблемы. Для этого необходимо 1) проанализировать причины Реформации 2) проследить связь между Реформацией и усилением светской (королевской) власти 3) рассмотреть процесс влияния Реформации на становление современного общества | Целеполагание | Ставит цель и подводит учеников к формулированию задач урока | Анализируют цель урока и формулируют задачи урока |
Актуализация знаний | Причины (голова рыбы): Непосредственно сами причины (кости рыбы). Вывод (хвост рыбы): реформация – это движение за переустройство церкви. | Фишбоун, корзина идей | Составляет фишбоун на доске с помощью ответов учащихся | Характеризуют причины Реформации и дают определение данному понятию в качестве вывода |
Обобщение и систематизация знаний | Задания викторины 1 тур. Вопрос-ответ. Правила: 12 вопросов в форме ромашки по теме «Реформация». Вопросы команды выбирают по очереди, за каждый правильный ответ дается 1 балл. Время на обдумывание ответа – 20 с. Капитан команды решает, кто дает ответ. Если у команды нет ответа, возможность дать ответ получает противоположная команда. За выкрики, нарушение дисциплины снимаются баллы (слайд 4). 2 тур. Защита проекта. Правила: командам выдается ватман с заранее записанным ключевым словом и стрелками от него, их задача подписать каждую из стрелок. Затем выходят по три представителя от команды: 2 держат ватман, один рассказывает. За каждую стрелку по одному баллу (слайд 5). 3 тур. Снимаем маски. Командам выдаются листки с именами правителей периода Реформации, и разрешается пользоваться любым подручным материалом (Елизавета I и Генрих Наваррский): подготовка рассказа об одном из исторических деятелей (правителе) периода Реформации. Задача противоположной команды: отгадать деятеля, а также назвать вклад, который он внес в дело Реформации. Команде дается 5 мин на обдумывание ответа, капитан выбирает человека, который даст ответ. За это задание можно получить 10 баллов: 5 за качественную подготовку домашнего задания, 5 – за угаданный ответ (слайд 6). | Поиск ответов Проектирование, кластер, публичное выступление Работа с текстом, составление рассказа, публичное выступление | Комментирует вопросы, открывает лепестки ромашки, прикрепленные на доске Контролирует выполнение учащимися задания, оказывает помощь в заполнении кластера Комментирует задание Подводит итоги викторины | Обдумывают ответы, советуются друг с другом, отвечают на вопросы Обсуждают задание, составляют кластер, готовят публичное выступление Обсуждают тему в группах, составляют рассказ, готовят публичное выступление, отгадывают деятеля противоположной команды |
Применение нового знания | Возвращение к проблеме, поставленной в начале урока. Проверка достижения поставленных целей. Подведение к тому, что реформация – это развитие общества, поскольку «к тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация» (Ежи Лец) (слайд 7). | Публичная дискуссия | Способствует формированию своей точки зрения на процесс Реформации у учащихся | Выражают собственную точку зрения на процесс Реформации в Европе |
Рефлексия учебной деятельности | Белая шляпа: используется для концентрации внимания на информации. Красная шляпа: отвечает за интуицию и чувства. Черная шляпа: надевая ее можно позволить себе высказать опасения, проявить осторожность и дать критическую оценку ситуации. Желтая шляпа: переключение на положительные эмоции. Зеленая шляпа: неординарность и креатив. Синяя шляпа: анализ работы, подведение итогов (слайд 8). | Метод «шести шляп» | Комментирует значение шляп | Выражают мнение относительно процесса Реформации и хода урока |
Подведение итогов, инструктаж по домашнему заданию | Подведение итогов урока, комментирование оценок, запись дз и его объяснение (слайд 9). | | Комментирует итоги урока, дз, оценки | Записывают дз, выставляют оценки в дневник | |