Образовательная –называть определение понятий «реформация», «контрреформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «инквизиция»; называть представителей эпохи Реформации; определять методы борьбы против Реформации.
Развивающая - давать характеристику направлениям, используя материал таблицы; определять роль власти по отношению к официальной церкви; используя карту «Реформация», определить роль протестантизма.
Воспитывающая - понимать, что и религиозные противоречия порождают военные столкновения в стране; толерантность вне зависимости от вероисповедания; умение работать самостоятельно и коллективно.
Материально-техническое оснащение урока:
Учебник история мировых цивилизаций. - Хачатурян В. М.;
Биографические справки о М. Лютере, о Ж. Кальвине;
Сообщения о гуситском движении, об отличительных чертах кальвинизма и лютеранства;
Презентация по теме урока;
Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
Тип урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.
Ожидаемые результаты:
развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся; развитие инициативы учащихся; учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, усваивают основные положения протестантизма.
Домашнее задание: составить вопросник к теме урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок на тему "Реформация и контрреформация" »
Тема урока: Реформация и Контрреформация
Цели урока:
Образовательная – называть определение понятий «реформация», «конттреформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «инквизиция»; называть представителей эпохи Реформации; определять методы борьбы против Реформации.
Развивающая - давать характеристику направлениям, используя материал таблицы; определять роль власти по отношению к официальной церкви; используя карту «Реформация», определить роль протестантизма.
Воспитывающая - понимать, что и религиозные противоречия порождают военные столкновения в стране; толерантность вне зависимости от вероисповедания; умение работать самостоятельно и коллективно.
Материально-техническое оснащение урока:
Учебник история мировых цивилизаций. - Хачатурян В. М.;
Биографические справки о М. Лютере, о Ж. Кальвине;
Сообщения о гуситском движении, об отличительных чертах кальвинизма и лютеранства;
Презентация по теме урока;
Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
Тип урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.
Ожидаемые результаты:
развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся; развитие инициативы учащихся; учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, усваивают основные положения протестантизма.
Домашнее задание: составить вопросник к теме урока.
ХОД УРОКА
Организационно - мотивационный момент (вводное слово).
Кризис традиционного общества, выразившийся в изменениях в области экономической, политической и духовной жизни общества коснулся и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути вылилось в Реформацию. Именно Реформация, по мнению большинства историков, во многом определила переход от средневекового сознания, феодального экономического строя, консервативного политического стиля к эпохе Нового времени, капитализму, да и к либеральному мышлению. Поэтому целью урока, посвященного изучению Реформации и Контрреформации, является не только знакомство с ходом этих исторических событий, но и определение влияния этой эпохи на историю в целом. Для этого мы должны выяснить причины Реформации, время, представителей, страны, в которых она началась и направления реформации, соответственно и их особенности. Но для начала, нам необходимо вспомнить историю становления христианства. Итак,
Актуализация опорных знаний: проводится в виде устного опроса
Когда и где возникло христианство?
Кто был основателем этой религии?
Чему учили людей Иисус Христос и Его апостолы?
Что такое Библия?
Какие конфессии (направления) входят в христианскую Церковь?
Помимо этих конфессий есть и еще одна, так называемая протестантизм, от слова протест. Оно получило развитие как раз в интересующую нас эпоху, проще данное направление стало результатом Реформации.
Изучение нового материала:
План изучения темы:
Причины Реформации.
Характеристика основных направлений:
а) М. Лютер и его учение.
б) Ж. Кальвин и его учение.
в) англиканство
3.Контрреформация:
а) ордена «иезуитов».
б) инквизиция и инквизиционные суды.
г) Религиозные войны.
4. Последствия Реформации.
Уже в конце XIV- начале XVвв. католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты. К тому же большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, стяжательство. В этих условиях и началась Реформация в Германии, ибо там антицерковные позиции были крайне высоки. Кстати, что означает понятие «реформа»? Как и у любого явления есть свои причины, так и у реформации были. Записываем в тетрадь.Причины в тетрадь, используя слайд.
Итак, родиной реформации стала Германия, а ее отцом М. Лютер. Прежде чем, начнем разбирать дальше, небольшая биографическая справка о нем. Сообщение учащегося. Далее разбор идей Лютера - слайд.
Весть о выступление Лютера против продажи индульгенций, по словам современника, '"за 4 недели облетела весь христианский мир". Вслед за Германией Реформация начинается и в других странах Европы. Для наилучшего запоминания материала, заполним небольшую таблицу, используя материал карты.
таблица «Распространение Реформации»
Направления
Территория распространения
Какие слои населения поддерживали
лютеранство
Северная Германия
Князья, богатые горожане
кальвинизм
Швейцария, Нидерланды, Франция
Богатые горожане, часть дворянства
англиканство
Англия, Швеция, Дания
Дворяне
Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) - сообщение ученика. Характеристика учения - слайд.
Задание: - Французский писатель и философ Вольтер писал: "Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир". Как вы понимаете эти слова Вольтера?
Отличия англиканской церкви от католической:
1. Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.
Главой англиканской церкви является король.
Церковь и монастыри лишаются имущества.
Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.
В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой».
Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.
Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.
Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.
Разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.
Католическая церковь не хотела и не могла смириться с возникшим против нее религиозным протестом, выразившимся в Возрождении и Реформации. Успехи реформации заставили папство предпринять ответные меры. Совокупность этих мер и получила название «контрреформация». Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками, составляется «Индекс запрещенных книг», С XVIпо XXв. вышло 32 издания этого списка, постоянно дополняемого новыми названиями. Последнее издание списка- 1948 г. - содержало 4 тысячи произведений. В 1966 г. "Индекс" был официально отменен, расширяется церковная цензура.
"...И тогда-то, в годину тяжелых потрясений господь послал своего избранника на помощь церкви Христовой..." дон Иниго Лопец Игнатио ди Лойола - слайд. Орден иезуитов запятнал себя участием в тайных заговорах и преступлениях - убийства короля Франции Генриха IV и штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского, покушения на Елизавету Английскую и Леопольда Австрийского, "пороховой заговор" в английском парламенте, преследование передовых ученых и передача их в руки инквизиции.
- что такое инквизиция? (Дословно "расследование" - особый суд над еретиками) Учреждена в 1542 г.)
что такое инквизиционные суды?
Какие методы борьбы с еретиками, церковь стала активно использовать в период Реформации? (отлучение от церкви)
Особенно церковь боялась распространения знаний, способных подорвать ее влияние на массы. По настоянию церкви были распущены академии наук в Неаполе и Моднее. Под давлением инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов Галилео Галилей. Был сожжен на костре Джордано Бруно, не пожелавший отступиться от своих убеждений даже ради спасения жизни.
В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.
Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Король Филипп II, религиозный фанатик однажды заявил: "Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков. Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды.
Во Франции более тридцати лет продолжались религиозные войны, получившие название гугенотских ("гугеноты" в переводе со швейцарского "товарищи", название французских протестантов). Сообщение учащегося. В августе 1572 г. в Париже было истреблено около 30 тысяч человек гугенотов, съехавшихся на свадьбу сестры короля с их руководителем Генрихом Наваррским ("Варфоломеевская ночь", подробнее будет изучаться позже). Папа Григорий XIII поздравил французского короля с истреблением врагов веры и велел изготовить медаль по этому случаю.
Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.
Итак, Реформация в Европе была подготовлена стремительный подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация - это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, изпод ее власти вырвались Англия и Шотландия, Скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции. Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.
IV. Закрепление изученного материала: проводится в виде игры «да-нетка»
Реформация - это борьба за переустройство церкви?
Реформация началась в 1515г.?
Сторонников Реформации называли протестантами?
Родиной Реформации стала Швейцария?
Инициатором Реформации в Швейцарии, получившим прозвание "Женевский папа" стал Ж. Кальвин?