kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие культуры и образования в эпоху Петра 1"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока истории для 7 класса по теме "Развитие культуры и образования в эпоху Петра 1". Технологическая карта занятия соответсвует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие культуры и образования в эпоху Петра 1"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Развитие культуры в эпоху Петра 1 »

  1. Цель  урока:

Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры.

  1. Задачи:

• формирование  основ общественно-политических,   гуманитарных знаний об эпохе Петра1;
•    вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
•    развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;   
•    способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

•    формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.

3.Тип урока - урок «открытия нового знания».

4.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, экскурсия, самостоятельная работа.

5.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, путевой лист, тест, источники, фрагмент видеофильма «Петергоф».

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

Результаты






Личностные

Предметные

I. Мотивация

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.


- Добро пожаловать в туристическое агентство “ШТО”, что означает школьное туристическое образование. Города России, Лондон, Нью-Йорк, Париж — любой город мира может пасть к вашим ногам при помощи нашей турфирмы. Сегодня начинается специальная акция — после чего вас ждет розыгрыш туристических путевок. Выиграв путевку, вы сможете сразу же отправиться в путешествие!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.



II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. 
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься  с вами на уроке?  О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? 

Обращение к эпиграфу. «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, 

при стуке топора и громе пушек» 
А.С. Пушкин


Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории 
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом

Ответы учеников:

 наша задача:  повторить материал о Петровской  эпохе  (понятия, хронологию, факты). 



Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах.  



И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?

Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1?

Регулятивные умения:

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.



Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.


Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.


Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Анализ информации

III. Актуализация опорных знаний учащихся 

Координирует учебную деятельность


- Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (1 мин)

- И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете,  какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?


- .    Задание. Составьте кластер из прилагательных,   которые охарактеризовали бы личность Петра I. (1 мин)
- сильный
- любознательный
- трудолюбивый
- энергичный
-дальновидный,

-решительный

-волевой и др.

Учитель: Я предлагаю пройти тестирование по теме «Море деятельности Петра», задания перед вами, для продуктивности вашей работы можно советоваться с группой.

Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:

Ученики называют задачи, стоящие перед Петром1, составляют кластер личностных качеств императора, выполняют тест.


- Ученики называют: 
•    борьба со Швецией за восточный балтийский берег, 
•    завершение переустройства войска в регулярную армию,
•     развитие промышленности, торговли. 


- Объяснение значений слов

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.


Регулятивные:  

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.



Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам.

IV. Познание нового путём проведения экскурсии, изучения исторических документов

Координирует учебную деятельность



Организует самостоятельную работу уч-ся


Организует выступление групп, обмен мнениями


Учитель: Итак, если вы накопили достаточные знания, вас ждет розыгрыш. Как  вы думаете куда скорее всего вам достанется путёвка? Совершенно верно!  В прекраснейший уголок мира, замечательный город - Санкт - Петербург. Поздравляю!

Путешествие будет осуществляться по следующему плану:

1. Сначала нас ждет обзорная экскурсия по городу с остановками у особо значимых объектов.
2. Далее нам предстоит посетить Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций
3. И напоследок мы заедем в Петербургское модельное агентство.

Как настоящие путешественники вы должны быть очень внимательны и наблюдательны. Все свои заметки о путешествии вы должны на протяжении всей поездки вносить в путевые листы, которые есть у каждого из вас. Когда мы вернемся из поездки, вы их сдадите, и на следующем уроке мы сможем определить самых внимательных туристов. Сейчас у вас есть несколько секунд  для ознакомления с вопросами путевого листа, можете уже начать его заполнять.

Так как наша турфирма является школьной и образовательной, поездка будет тематической. Тема нашей поездки: “Изменения в культуре и быте при Петре I”.

- Экскурсия

Видеосюжет 

Учитель:

Обзорная экскурсия закончена. Дальше мы отправляемся в Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций. 

Сейчас в течение нескольких минут ознакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры. (5 мин)

Ну а теперь послушаем рассказ специалистов Центра (после прочтения источников). Туристы, не забывайте про свои путевые листы, ведь вы будете делиться своими впечатлениями с друзьями по прибытии домой. 


(Работа с источниками, заполнение путевых листов)

Выступления представителей групп

Ну и последний наш пункт назначения - Модельное агентство. Посмотрим петербургскую моду в коллекции модельера.(выступление учащегося).

Учитель:

Вот и закончилось наше путешествие, автобус приближается к нашему селу, мы уже дома. Не забудьте сдать путевые листы со своими наблюдениями.



Выступают экскурсоводами (индивидуальная и парная работа дома).

Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую 


Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное.


Изучают  источники, исторические документы, заполняют путевые листы




Работают в группах, обсуждают.









Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.


Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, 


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.



Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различия.

V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии

Организует диалог с обучающимися.


- А теперь подведем итог урока: 

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.

Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор. Каковы итоги внутренней политики Петра 1?

(Ответы уч-ся)

Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.

И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа.


Вступают в диалог.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.


Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

VI Рефлексия

Задаёт вопросы о цели занятия.


- Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы?

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения















ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Фамилия, имя туриста __________________________________________________________
Маршрут: село Кривая Лука - _______________________________
Тема путешествия: _____________________________________________________________

Обзорная экскурсия

1) Дата основания Санкт-Петербурга_________________________
2) Первая постройка города _________________________________
3) Острова, посещенные в ходе экскурсии: _____________________________________________________________________________
4) Достопримечательности Васильевского острова: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5) Другие достопримечательности Санкт Петербурга:

1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
4._______________________________________________
5._______________________________________________
6._______________________________________________
7._______________________________________________

6) В честь кого установлен памятник “Медный всадник”? _____________________________
7) Какая из достопримечательностей является загородной? ____________________________

Петербургский центр исследования народных обычаев и традиций

Какие нововведения произошли при Петре 1 в культуре и быте? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модельное агентство

Какие изменения в моде произошли при Петре? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания

Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:

1группа) 

  1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л

  2. Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л

  3. Гангутское сражение 1721 г.- К

  4. Ништадтский мирный договор 1700 г.- О

  5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я

  6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е

  7. Учреждение Сената 1696 г.- Г

  8. Начало городской реформы 1711 г.- И

2группа) 

  1. Основание Санкт-Петербурга 1724 г. – Н

  2. Начало Северной войны 1721 г. – А

  3. Академия наук 1703 г. – С

  4. Учреждение Синода 1708 г. – Т

       5.“…Мать Полтавской баталии…” произошла в … 1700 г – Е

3группа)

      1.Провозглашение России империей: 1682-1725гг  -К      

2.Знаменитое морское сражение в период Северной войны: Петровская эпоха.- Р

 3.  Годы царствование Петра I:    Верховный Тайный Совет;  - Т      

4.Первую половину XVIII века историки называют: Гангутское;  - Е

5.Северная война приходиться на период: 1721 г.;Р

6.В России в период с 1686 по 1711гг существовал государственный орган: 1700-1721гг –У







Работа с источниками, 1 группа

Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.

7208 году декабря в 20 день Великий государь и Великий князь Петр Алексеевич, Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал в предь лета счислять и писать с нынешнего генваря с 1-го числа от Рождества Христова 1700 года (по обычаю других европейских христианских областей, а не от сотворения мира, как прежде в России употребляемо было и году начало числилось с 1-го числа сентября). И в знак доброго начинания нового века было приказано в царствующем граде Москве учинить украшения из ветвей еловых, сосновых и можжевеловых на всех больших и проезжих улицах… да генваря ж первый день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом

А также должно быть созданным  первый в России общедоступный театр, для него в Москве на окраине города построено быть специальное помещение.

В стране начала издаваться первая печатная газета «Ведомости», положившая начало русской периодической печати. 16 декабря 1702 года Петр I издает указ, в котором раскрываются задачи будущей газеты – сообщать"о воинских и о всяких делах, которыя подлежат для объявления Московского и окрестных Государств людям".

Работа с источниками, 2 группа

Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.

Указ об ассамблеях и достоинстве гостевом на оных.

25 ноября 1718 г. Петром I был обнародован указ об ассамблеях

“…Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.  

  1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.

  2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.

  1. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые…

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ, СОБРАННОЕ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ ПОВЕЛЕНИЕМ ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

Было составлено по велению Петра I (в 1717 году), когда в соответствии с духом петровских реформ издавались "полезные" книги - разного рода руководства и наставления.

В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле них не садитися, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтенем, не с ними вряд, но, немного уступи позади оных, в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матере; от челядинцев просительным образом требовать.
Дети не имеют без именнаго приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.
У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять; на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.
Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености точно бывает.

Работа с источниками, 3 группа

Познакомьтесь с соответствующим документом и выпишите все произошедшие при Петре 1 изменения в области быта и культуры.

О СОБИРАНИИ ВЕЩЕЙ В КУНСТКАМЕРУ:

В изданном в 1718 г. указе Петра о собирании вещей для Кунсткамеры говорится: «Также, ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи (надписи. — Д. Л.) на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье (оружие. — Д. Л.), посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, — такожь бы приносили за что давана будет довольная дача.

Реформы в области образования и науки

Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования.

В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 году в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", или просто Навигацкая школа, которая стала не только первым высшим учебным заведением в России, но и явилась предшественницей Морской академии в Санкт-Петербурге, основанной в 1715 году.

В этот же период, в 1707 году была открыта Медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, инженерные, горные и ремесленные школы.

Начальное образование в провинции осуществлялось в трех типах школ: епархиальных, готовящих священнослужителей, цифирных - для подготовки местных чиновников, и в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. В Москве начала свою работу особая школа – «гимназия», в которой обучали главным образом иностранным языкам.

Страна нуждалось в новых учебниках, поэтому очень быстро стало развиваться издательское дело. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт с упрощенным начертанием букв, сменивший старый кирилловский полуустав. За время правления Петра было создано большое количество типографий, выпустивших в свет  порядка 600 наименований книг, в том числе, учебных пособий.

В 1714 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека.

В Петровские времена снаряжались многочисленные экспедиции в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Изучались недра земли, велись поиски полезных ископаемых.

Русские моряки-гидрографы внесли огромный вклад в составление карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей.

Академия наук, открытая в Петербурге в 1725 году уже после смерти Петра Великого, но по его указу от 28 января 1724 года, стала своеобразным олицетворением всех достижений эпохи Петра в области науки и образования .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Развитие культуры и образования в эпоху Петра 1"

Автор: Мезенцева Алена Владимировна

Дата: 06.05.2018

Номер свидетельства: 468553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация «Изменения  в  культуре  и  быте в  первой  четверти  XVIII  века» (История России, 7 класс) "
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-izmienieniia-v-kul-turie-i-bytie-v-piervoi-chietvierti-xviii-vieka-istoriia-rossii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "138398"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417535279"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Тест по теме «Эпоха Петра I» "
    ["seo_title"] => string(31) "tiest-po-tiemie-epokha-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "144345"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418707351"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "классный час "Год культуры в РФ" "
    ["seo_title"] => string(31) "klassnyi-chas-god-kul-tury-v-rf"
    ["file_id"] => string(6) "147564"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419427165"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка" "
    ["seo_title"] => string(73) "dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-malaia-triet-iakovka"
    ["file_id"] => string(6) "176400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424414726"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(89) "sodoklad-na-tiemu-vospitaniie-patriotichieskikh-chuvstv-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "224003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438315306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства