kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории на тему "Афины при Перикле" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока может использоваться в качестве открытого урока. Включает в себя: планирование (цели урока, план урока, литературу), презентацию и ход урока. Цели урока: • Образовательная: сформировать у учащихся представления о выдающемся государственном деятеле Древней Греции Перикле, значение его деятельности. Подвести учащихся к пониманию роли личности в истории, сформировать представление о деятельности народного собрания, о причинах возвышения и расцвета Афин, а также сформировать понимание у учащихся, в чем проявились особенности афинской демократии. Доказать, что правление Перикла, период расцвета афинской демократии. • Развивающие: развивать умения работать с учебником с целью извлечения главного, делать выводы, умение извлекать и понимать исторические термины, формировать временное представление. Развивать умения работать с картиной, как с источником информации. • Воспитательные: способствовать развитию уважение и любви к Родине на примере деятельности Перикла. Понимать важность участия граждан в жизни страны. Понятия урока: демократия, драхма, оратор, народное собрание, должностное лицо Тип урока: Сообщение новых знаний. Оборудование: мультимедиа, Схема «народное собрание» (самодельное наглядное пособие), Самодельное наглядное пособие «источники рабства». План урока: 1. Перикл - вождь Афинской демократии 2. Народное собрание в Афинах 3. Оплата государственных должностей 4. Могущество и богатство Афин 5. Рабы Литература: 1. Уколова, Маринович: «История Древнего мира». 2. Вигасин, Годер: «История Древнего мира». 3. Годер. «Методическое пособие по истории Древнего мира» 4. «Древняя Греция»книга для чтения\\под ред. Калистова, Утченко. 5. «История Древнего мира в художественно-исторических образах». Хрестоматия, пособие для учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ход урока»

Ход урока:

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предполагаемые ответы

Приветствие учащихся.





Беседа


















Ознакомление с планом































Театрализация





Беседа





















Работа с лентой времени



















Картинное описание и беседа по картине














Работа со схемой, объяснение.









































Комментированное чтение.












































Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение)














Работа по карте.












Беседа по картине.











Работа со схемой.

































Заключительная беседа:









Здравствуйте, ребята! Староста, кто отсутствует на уроке, и по какой причине? Проверти, чтобы все принадлежности у Вас были на партах.

Садитесь.

В трагедии поэта Эсхила «Персы» хор поет об афинянах: «Не рабы они у смертных, не подвластны никому!»

Чем, судя по этим словам, гордились афиняне?



Верно, ведь в Персии вся власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.

Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

И так тема нашего сегодняшнего урока: «Афины при Перикле» (Запись на доске).


Мы с вами рассмотрим личность Перикла, узнаем, каким государственным деятелем он был. Затем побываем на Народном собрании и выясним, какие вопросы на нем решались. Далее выясним, как оплачивались государственные должности. После отправимся в Афинский порт Пирей и выясним, почему г. Афины был богатым и могущественным. А так же выясним, какое положение занимал самый угнетенный народ в афинском обществе - рабы.


(Слайд 1) Задание на урок: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Итак, 1 пункт плана: Перикл- вождь афинской демократии.

(Слайд 2) Перикл, годы его жизни 494-429 гг. до н. э.


Как вы думаете, почему Перикл изображен в шлеме?

Верно, у него голова похожа на луковицу, поэтому его изображали в шлеме.


А о том, каким был он деятелем, мы с вами выясним, побывав в царстве Аида. А Вы должны будете ответить на вопрос: «Какие качества человека и государственного деятеля Вам нравятся в Перикле?» (Слайд 3).


Итак, побывав в царстве Аида и лучше узнав Перикла, ответьте на поставленный раннее вопрос: «Какие качества человека и государственного деятеля Вам нравятся в Перикле?»


-Верно, у народа он также славился как замечательный оратор, он обладал красноречием (умение правильно и убедительно говорить).


-Благодаря таким качествам в 443 г. до н. э. Перикла избрали на высшую должность в полисе – должность первого стратега.


-Давайте вспомним, что такое полис?




-Мы с Вами узнали, что Перикла в 443 г. д.э. избрали на должность первого стратега. И я сейчас начерчу на доске, а вы в тетрадях «ленту времени»

К доске пойдет…

Отметьте 443 г. до н. э.

Когда были проведены реформы Солона?

А как мы это отметим на ленте времени раннее или позже?

Отметьте.

-443 г. до н.э. – это какой будет век?


Ребята, вспомните, как афиняне называли управление в своем государстве?

А скажите, кто считался афинским гражданином?





Кому принадлежала верховная власть в Афинах?


Верно, и мы переходим ко второму пункту плана - Народное собрание в Афинах (Слайд 4).


Верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию. Оно собиралось 3-4 раза в месяц. Слева на рисунке – скиф в остроконечной шапке и с кнутом в руке, он следит за порядком. В Афинах городскими стражниками были скифские рабы, принадлежавшие государству.

-Предположите, кого прогоняет с собрания стражник?


Верно, на изображении видно, как с собрания прогоняют переселенца. Он не мог участвовать в обсуждении государственных дел, не мог даже слушать, о чем идет речь.

В Народном собрании могли присутствовать только граждане – мужчины начиная с 20-ти летнего возраста.

-Далее мы рассмотрим, с помощью схемы, чем же занималось народное собрание?


-Верно, горожане поднятием рук выражали свою волю. На рисунке, возможно, изображены выборы стратегов. Народное собрание 15 раз, начиная с 443 г. до н. э. выбирало на должность первого стратега Перикла. В его обязанности входило руководство армией, флотом, ведать отношениями с другими государствами. Поэтому если бы Перикл совершил ошибку, он бы потерял доверие демоса и не был бы избран на новый срок.

-Следующая функция народного собрания?



-Верно, народное собрание принимало подобные решения тайным голосованием. Так было при решении войны или мира со Спартой. Борьба Афин со Спартой вылилось в открытую вражду еще при жизни Перикла. Оба государства готовы были начать вооруженную борьбу за господство в Элладе.


-А еще, какие функции выполняло Народное собрание?


-Верно, за счет чего пополнялась казна?


-Верно, а еще какую функцию выполняло Народное собрание?


-Верно, любой гражданин мог предложить новый закон.

Итак, -Кому в Афинах принадлежала верховная власть?

-Как часто собиралось Народное собрание?

-Кто участвовал в Народном собрании?


-Кому не разрешалось даже слушать, чем занималось Народное собрание?

А теперь обратимся к документу «Из речи Перикла перед согражданами»

Откройте учебник на стр. 184

Читаем первый абзац


-Что означают эти слова Перикла?


-Вспомните, кто считался гражданином?





Читаем следующий абзац.

-Давало ли знатное происхождение или богатство какие-либо преимущества по управлению Афинами?



Читаем следующий абзац.

-Против чего направлены эти слова?


Читаем следующий абзац и выделяем главную мысль.

- О чем идет речь в этом абзаце?






Читаем следующий абзац.

-Кто мог приехать в Афины?



Верно. Читаем следующий абзац.

Почему Перикл называл Афины школой Эллады?




-Как афинский гражданин мог «проявить свою личность»?


Верно.

-Перикл сделал все возможное, чтобы лучше «жилось» и он ввел оплату должностным лицам.

Откройте учебник на стр. 183 (В.И. Уколова, Л.П. Маринович) пункт № 5.

Самостоятельно прочитав пункт «введение оплаты» вы должны будете ответить на вопрос «Как изменилось положение граждан и бедняков в V в. до н.э.?»






Во время правления Перикла, Афины достигли небывалого расцвета. Превратились в самый богатый город Греции.

И мы переходим к следующему пункту плана: Богатство и могущество Афин?

И сегодня мы побываем в главном порту Афин Пирее, но для этого мы должны вспомнить карту (Слайд 6).

Покажите на карте Аттику, г.Афины.


Спасибо, садись.

(Слайд 7) Перед Вами карта Афин и порта Пирей. При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея, их называли «Длинными стенами» (показ по карте).


(Слайд 8)

-Благодаря чему порт развивался? (Вопрос ко всем учащимся).


Итак, перед вами картина, изображающая порт Пирей. К порту прибыли иностранные караваны, и мы видим, как развернулась здесь же торговля.

-Что ввозили в порт Пирей?


-А что вывозили ?


-Как и в других городах Эллады в Пирее торговали рабами, как скотом. И мы переходим к следующему пункту плана – «Рабы» (Слайд 9).

Ребята давайте подумаем, каковы же были источники рабства?



-Верно во время военных походов.


-Ведь, эта страна имеет выход к морю.



-Все так считают?

Действительно, долгового рабства не было, так как оно было отменено Солоном.


-Где же применялся труд рабов?




-Как вы думаете, где был самый тяжелый труд?

-Верно, самые тяжелые работы велись на рудниках.



А теперь давайте немного отвлечемся и запишем домашнее задание (Слайд 10)

§ 38 читать, знать.

Дома составьте мини-рассказ: «Как я работал на рудниках». Он должен быть составлен от первого лица, т.е. речь будет идти от вашего имени.


Ребята мы побывали сегодня в самом цветущем полисе Древней Греции - Афинах и узнали личность выдающегося государственного деятеля античности- Перикла.

Так, давайте, же сравним, каковы были различия в управлении в Афинах и, например в Египте?

-Кто стоял во главе государства в Египте и в Афинах?



-На что опиралась власть главы государства в Египте и в Афинах?



-Какое из этих государств кажется Вам наиболее справедливым? Объясните почему?






(Слайд11 - задание на урок)

-Итак, теперь Вы можете выполнить задание, которое было дано в начале урока: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».



-Можно ли считать афинское государство во времена Перикла образцовым?



- Какая часть населения Афин не принимала участия в управлении?


Вывод:

Таким образом, ребята демократия в Афинах действительно достигла своего наивысшего расцвета, хоть она и не была в полной мере совершенной, тем не менее, афинское государство для того времени было образцовым и немаловажную роль в этом сыграл Перикл.

И наше путешествие подошло к концу. Мы с вами узнали много нового и интересного.

Вы все хорошо поработали на уроке, молодцы.

Но на этом наше знакомство с Афинами не заканчивается, на следующем уроке мы с вами отправимся в Афинский Акрополь (Слайд 12).

Всем спасибо. До встречи!









Отвечают на вопросы














Записывают в тетрадях













Ребята записывают




Ребята записывают














Отвечают на вопросы












Отвечают на вопросы








Отмечает на доске.






Отвечают на вопросы















Рассматриваем рисунок «Народное собрание в Афинах»












Отвечают на вопросы
































Отвечают на вопросы







Учащиеся по очереди (по абзацу) читают отрывок из речи Перикла.

Отвечают на вопросы











































Отвечают на вопрос











Работа по карте.



Один ученик выходит к карте















Отвечают на вопрос




































Отвечают на вопросы













Отвечают на вопросы









Тем, что греки победили персов и отстояли свою независимость.
































-Неправильная форма головы.
























-Полис – это небольшое независимое государство. Центром полиса был город.








-594 г. до н. э.


Раннее


V в. до .н.э.


Демократия


-Афинским гражданином считался, человек который родился в Афинах и родители которого, были тоже гражданами Афин.


-Народному собранию












-Переселенца.

-Иностранца.











-Народное собрание выбирало стратегов











-объявляло войну и утверждало мирные договоры









-ведало казной



-торговли, пошлин и т. д.


-принятие законов





Народному собранию


3-4 раза в месяц

Только граждане – мужчины начиная с 20-ти летнего возраста.

Переселенцам, иностранцам






-То, что власть принадлежит гражданам.

-Афинским гражданином считался, человек который родился в Афинах и родители которого, были тоже гражданами Афин.


-Нет, не давало, т.к. все граждане независимо от происхождения или богатства были равноправными


- Против безделья и попрошайничества.



-О том, что каждый гражданин может высказывать свои идеи на народном собрании.

-Также нужно иметь терпение.


-В Афины могли приехать иностранцы, переселенцы.



-Потому что г. Афины, был центром развития греческой культуры, государственности (демократии).

- Участием в жизни государства, с помощью народного собрания.








-Государство стало оплачивать судей

-Стали платить всем кто приходил на заседание и беднякам

-Установили пенсии сиротам и инвалидам


















-Благодаря международной торговли.





-Зерно, золото, медь, предметы роскоши.

-Масло, посуду.






-Дети рабыни


-Пленные



-Пиратство



-Долговое рабство

-нет, оно было отменено Солоном



- на рудниках.

-в сельском хозяйстве

- в ремесле


-на рудниках.




















-В Египте - фараон

В Афинах - Народное собрание (народ).


-В Египте – на чиновников и армию

-В Афинах – на народ

-В Афинах, т.к. граждане могли принимать участие в управлении государством, должности оплачивались, выплачивались пенсии сиротам и инвалидам.


-У бедняков впервые появилась возможность на деле участвовать в управлении государством. Государство всячески заботилось о своих гражданах.

- Для того времени – да, но все же не все могли принимать участия в управлении.


-Женщины и переселенцы.



Просмотр содержимого документа
«планирование»

Тема: Афины при Перикле.

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представления о выдающемся государственном деятеле Древней Греции Перикле, значение его деятельности. Подвести учащихся к пониманию роли личности в истории, сформировать представление о деятельности народного собрания, о причинах возвышения и расцвета Афин, а также сформировать понимание у учащихся, в чем проявились особенности афинской демократии. Доказать, что правление Перикла, период расцвета афинской демократии.

  • Развивающие: развивать умения работать с учебником с целью извлечения главного, делать выводы, умение извлекать и понимать исторические термины, формировать временное представление. Развивать умения работать с картиной, как с источником информации.

  • Воспитательные: способствовать развитию уважение и любви к Родине на примере деятельности Перикла. Понимать важность участия граждан в жизни страны.

Понятия урока: демократия, драхма, оратор, народное собрание, должностное лицо

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Оборудование: мультимедиа, Схема «народное собрание» (самодельное наглядное пособие), Самодельное наглядное пособие «источники рабства».

План урока:

  1. Перикл - вождь Афинской демократии

  2. Народное собрание в Афинах

  3. Оплата государственных должностей

  4. Могущество и богатство Афин

  5. Рабы



Литература:

  1. Уколова, Маринович: «История Древнего мира».

  2. Вигасин, Годер: «История Древнего мира».

  3. Годер. «Методическое пособие по истории Древнего мира»

  4. «Древняя Греция»книга для чтения\\под ред. Калистова, Утченко.

  5. «История Древнего мира в художественно-исторических образах». Хрестоматия, пособие для учителя.



Просмотр содержимого презентации
«ПериклПерикл»

ПЛАН:

ПЛАН:

  • Перикл-вождь афинской демократии.
  • Народное собрание в Афинах.
  • Оплата государственных должностей.
  • Могущество и богатство Афин.
  • Рабы.
Задание на урок: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Задание на урок:

«Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Перикл 494-429 г. до н. э.

Перикл

494-429 г. до н. э.

Народное собрание в Афинах

Народное собрание в Афинах

Домашнее задание:    учебник, § 38 читать, знать.  Составить мини-рассказ: «Как я работал на рудниках»

Домашнее задание: учебник, § 38 читать, знать. Составить мини-рассказ: «Как я работал на рудниках»

Задание на урок: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».

Задание на урок:

«Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по истории на тему "Афины при Перикле" (5 класс)

Автор: Вохмина Оксана Валерьевна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Методическая разработка урока по истории на тему " Афинская демократия при Перикле" согласно рекомедациям ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapoistoriinatiemuafinskaiadiemokratiiapripierikliesoghlasnoriekomiedatsiiamfgosooo"
    ["file_id"] => string(6) "295103"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455783228"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "презентация к методической разработке урока по истории на тему: " Афинская демократия при Перикле""
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiiakmietodichieskoirazrabotkieurokapoistoriinatiemuafinskaiadiemokratiiapripieriklie"
    ["file_id"] => string(6) "295108"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455783781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства