Приветствие учащихся. Беседа Ознакомление с планом Театрализация Беседа Работа с лентой времени Картинное описание и беседа по картине Работа со схемой, объяснение. Комментированное чтение. Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение) Работа по карте. Беседа по картине. Работа со схемой. Заключительная беседа: | Здравствуйте, ребята! Староста, кто отсутствует на уроке, и по какой причине? Проверти, чтобы все принадлежности у Вас были на партах. Садитесь. В трагедии поэта Эсхила «Персы» хор поет об афинянах: «Не рабы они у смертных, не подвластны никому!» Чем, судя по этим словам, гордились афиняне? Верно, ведь в Персии вся власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя. Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах. И так тема нашего сегодняшнего урока: «Афины при Перикле» (Запись на доске). Мы с вами рассмотрим личность Перикла, узнаем, каким государственным деятелем он был. Затем побываем на Народном собрании и выясним, какие вопросы на нем решались. Далее выясним, как оплачивались государственные должности. После отправимся в Афинский порт Пирей и выясним, почему г. Афины был богатым и могущественным. А так же выясним, какое положение занимал самый угнетенный народ в афинском обществе - рабы. (Слайд 1) Задание на урок: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета». Итак, 1 пункт плана: Перикл- вождь афинской демократии. (Слайд 2) Перикл, годы его жизни 494-429 гг. до н. э. Как вы думаете, почему Перикл изображен в шлеме? Верно, у него голова похожа на луковицу, поэтому его изображали в шлеме. А о том, каким был он деятелем, мы с вами выясним, побывав в царстве Аида. А Вы должны будете ответить на вопрос: «Какие качества человека и государственного деятеля Вам нравятся в Перикле?» (Слайд 3). Итак, побывав в царстве Аида и лучше узнав Перикла, ответьте на поставленный раннее вопрос: «Какие качества человека и государственного деятеля Вам нравятся в Перикле?» -Верно, у народа он также славился как замечательный оратор, он обладал красноречием (умение правильно и убедительно говорить). -Благодаря таким качествам в 443 г. до н. э. Перикла избрали на высшую должность в полисе – должность первого стратега. -Давайте вспомним, что такое полис? -Мы с Вами узнали, что Перикла в 443 г. д.э. избрали на должность первого стратега. И я сейчас начерчу на доске, а вы в тетрадях «ленту времени» К доске пойдет… Отметьте 443 г. до н. э. Когда были проведены реформы Солона? А как мы это отметим на ленте времени раннее или позже? Отметьте. -443 г. до н.э. – это какой будет век? Ребята, вспомните, как афиняне называли управление в своем государстве? А скажите, кто считался афинским гражданином? Кому принадлежала верховная власть в Афинах? Верно, и мы переходим ко второму пункту плана - Народное собрание в Афинах (Слайд 4). Верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию. Оно собиралось 3-4 раза в месяц. Слева на рисунке – скиф в остроконечной шапке и с кнутом в руке, он следит за порядком. В Афинах городскими стражниками были скифские рабы, принадлежавшие государству. -Предположите, кого прогоняет с собрания стражник? Верно, на изображении видно, как с собрания прогоняют переселенца. Он не мог участвовать в обсуждении государственных дел, не мог даже слушать, о чем идет речь. В Народном собрании могли присутствовать только граждане – мужчины начиная с 20-ти летнего возраста. -Далее мы рассмотрим, с помощью схемы, чем же занималось народное собрание? -Верно, горожане поднятием рук выражали свою волю. На рисунке, возможно, изображены выборы стратегов. Народное собрание 15 раз, начиная с 443 г. до н. э. выбирало на должность первого стратега Перикла. В его обязанности входило руководство армией, флотом, ведать отношениями с другими государствами. Поэтому если бы Перикл совершил ошибку, он бы потерял доверие демоса и не был бы избран на новый срок. -Следующая функция народного собрания? -Верно, народное собрание принимало подобные решения тайным голосованием. Так было при решении войны или мира со Спартой. Борьба Афин со Спартой вылилось в открытую вражду еще при жизни Перикла. Оба государства готовы были начать вооруженную борьбу за господство в Элладе. -А еще, какие функции выполняло Народное собрание? -Верно, за счет чего пополнялась казна? -Верно, а еще какую функцию выполняло Народное собрание? -Верно, любой гражданин мог предложить новый закон. Итак, -Кому в Афинах принадлежала верховная власть? -Как часто собиралось Народное собрание? -Кто участвовал в Народном собрании? -Кому не разрешалось даже слушать, чем занималось Народное собрание? А теперь обратимся к документу «Из речи Перикла перед согражданами» Откройте учебник на стр. 184 Читаем первый абзац -Что означают эти слова Перикла? -Вспомните, кто считался гражданином? Читаем следующий абзац. -Давало ли знатное происхождение или богатство какие-либо преимущества по управлению Афинами? Читаем следующий абзац. -Против чего направлены эти слова? Читаем следующий абзац и выделяем главную мысль. - О чем идет речь в этом абзаце? Читаем следующий абзац. -Кто мог приехать в Афины? Верно. Читаем следующий абзац. Почему Перикл называл Афины школой Эллады? -Как афинский гражданин мог «проявить свою личность»? Верно. -Перикл сделал все возможное, чтобы лучше «жилось» и он ввел оплату должностным лицам. Откройте учебник на стр. 183 (В.И. Уколова, Л.П. Маринович) пункт № 5. Самостоятельно прочитав пункт «введение оплаты» вы должны будете ответить на вопрос «Как изменилось положение граждан и бедняков в V в. до н.э.?» Во время правления Перикла, Афины достигли небывалого расцвета. Превратились в самый богатый город Греции. И мы переходим к следующему пункту плана: Богатство и могущество Афин? И сегодня мы побываем в главном порту Афин Пирее, но для этого мы должны вспомнить карту (Слайд 6). Покажите на карте Аттику, г.Афины. Спасибо, садись. (Слайд 7) Перед Вами карта Афин и порта Пирей. При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея, их называли «Длинными стенами» (показ по карте). (Слайд 8) -Благодаря чему порт развивался? (Вопрос ко всем учащимся). Итак, перед вами картина, изображающая порт Пирей. К порту прибыли иностранные караваны, и мы видим, как развернулась здесь же торговля. -Что ввозили в порт Пирей? -А что вывозили ? -Как и в других городах Эллады в Пирее торговали рабами, как скотом. И мы переходим к следующему пункту плана – «Рабы» (Слайд 9). Ребята давайте подумаем, каковы же были источники рабства? -Верно во время военных походов. -Ведь, эта страна имеет выход к морю. -Все так считают? Действительно, долгового рабства не было, так как оно было отменено Солоном. -Где же применялся труд рабов? -Как вы думаете, где был самый тяжелый труд? -Верно, самые тяжелые работы велись на рудниках. А теперь давайте немного отвлечемся и запишем домашнее задание (Слайд 10) § 38 читать, знать. Дома составьте мини-рассказ: «Как я работал на рудниках». Он должен быть составлен от первого лица, т.е. речь будет идти от вашего имени. Ребята мы побывали сегодня в самом цветущем полисе Древней Греции - Афинах и узнали личность выдающегося государственного деятеля античности- Перикла. Так, давайте, же сравним, каковы были различия в управлении в Афинах и, например в Египте? -Кто стоял во главе государства в Египте и в Афинах? -На что опиралась власть главы государства в Египте и в Афинах? -Какое из этих государств кажется Вам наиболее справедливым? Объясните почему? (Слайд11 - задание на урок) -Итак, теперь Вы можете выполнить задание, которое было дано в начале урока: «Докажите, что в период правления Перикла демократия достигла наивысшего расцвета». -Можно ли считать афинское государство во времена Перикла образцовым? - Какая часть населения Афин не принимала участия в управлении? Вывод: Таким образом, ребята демократия в Афинах действительно достигла своего наивысшего расцвета, хоть она и не была в полной мере совершенной, тем не менее, афинское государство для того времени было образцовым и немаловажную роль в этом сыграл Перикл. И наше путешествие подошло к концу. Мы с вами узнали много нового и интересного. Вы все хорошо поработали на уроке, молодцы. Но на этом наше знакомство с Афинами не заканчивается, на следующем уроке мы с вами отправимся в Афинский Акрополь (Слайд 12). Всем спасибо. До встречи! | Отвечают на вопросы Записывают в тетрадях Ребята записывают Ребята записывают Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Отмечает на доске. Отвечают на вопросы Рассматриваем рисунок «Народное собрание в Афинах» Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Учащиеся по очереди (по абзацу) читают отрывок из речи Перикла. Отвечают на вопросы Отвечают на вопрос Работа по карте. Один ученик выходит к карте Отвечают на вопрос Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы | Тем, что греки победили персов и отстояли свою независимость. -Неправильная форма головы. -Полис – это небольшое независимое государство. Центром полиса был город. -594 г. до н. э. Раннее V в. до .н.э. Демократия -Афинским гражданином считался, человек который родился в Афинах и родители которого, были тоже гражданами Афин. -Народному собранию -Переселенца. -Иностранца. -Народное собрание выбирало стратегов -объявляло войну и утверждало мирные договоры -ведало казной -торговли, пошлин и т. д. -принятие законов Народному собранию 3-4 раза в месяц Только граждане – мужчины начиная с 20-ти летнего возраста. Переселенцам, иностранцам -То, что власть принадлежит гражданам. -Афинским гражданином считался, человек который родился в Афинах и родители которого, были тоже гражданами Афин. -Нет, не давало, т.к. все граждане независимо от происхождения или богатства были равноправными - Против безделья и попрошайничества. -О том, что каждый гражданин может высказывать свои идеи на народном собрании. -Также нужно иметь терпение. -В Афины могли приехать иностранцы, переселенцы. -Потому что г. Афины, был центром развития греческой культуры, государственности (демократии). - Участием в жизни государства, с помощью народного собрания. -Государство стало оплачивать судей -Стали платить всем кто приходил на заседание и беднякам -Установили пенсии сиротам и инвалидам -Благодаря международной торговли. -Зерно, золото, медь, предметы роскоши. -Масло, посуду. -Дети рабыни -Пленные -Пиратство -Долговое рабство -нет, оно было отменено Солоном - на рудниках. -в сельском хозяйстве - в ремесле -на рудниках. -В Египте - фараон В Афинах - Народное собрание (народ). -В Египте – на чиновников и армию -В Афинах – на народ -В Афинах, т.к. граждане могли принимать участие в управлении государством, должности оплачивались, выплачивались пенсии сиротам и инвалидам. -У бедняков впервые появилась возможность на деле участвовать в управлении государством. Государство всячески заботилось о своих гражданах. - Для того времени – да, но все же не все могли принимать участия в управлении. -Женщины и переселенцы. |