«Причины и начало Великой французской революции»
Класс: 7.
Тип: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная
Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.
Время проведения: 1 академический час (40 минут)
Цели урока:
выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции;
изучить события, связанные с началом революции;
совершенствовать навыки работы с историческими источниками;
развивать умение сравнивать, структурировать материал, делать логические выводы.
Материалы и оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1.
Актуализация знаний.
Звучит гимн Франции «Марсельеза» («Военный марш Рейнской армии»).
Учитель. Вы слышите самую знаменитую песню Французской революции, ставшую гимном Франции. Ее создал в годы революции (в 1792 году) не профессиональный композитор, а инженер Руже де Лиль за одну ночь.
Сейчас мы начинаем изучение Великой Французской революции. На предыдущих уроках мы познакомились с революционными событиями в других странах. Каких? (Нидерландах, Англии, Северной Америке. )
На какие вопросы необходимо обратить внимание при изучении революционных событий?
Слайд 2.
Конкретизация задач урока учениками.
Выяснить причины революции
Сформулировать задачи революции
Определить слои общества, заинтересованные в революции
Изучить события, приведшие к началу революции
Слайд 3.
Новый материал.
Учащимся предлагается сделать предположение о развитии страны накануне революции.
Ответ на этот вопрос предлагается найти с помощью анализа отрывков из исторических документов.
Слайд 4-5.
Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание:
Определить социально-экономические причины революции.
Из работы А.Рамбо "История Французской революции"
«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.
Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»
Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции
«Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».
- О положении народа нам расскажет Владислав Бехтев.
Дополнительная информация.
В 1786 году Франция заключила с Англией торговый договор, по которому снижались пошлины на английские товары. В 1787 году в торговле и промышленности наступил кризис: многие мануфактуры разорились. Малоимущие крестьяне, работавшие в деревнях на капиталистических мануфактурах и скупщиков, лишились из-за кризиса своего заработка. Неурожай 1788 г. привел к резкому повышению цен на хлеб. Разразился голод. В небывалых размерах возросли нищенство и бродяжничество. В одном Париже число безработных и нищенствующих составляло почти треть всего населения.
Слайд 6.
В окончательном варианте делается запись в тетрадь:
Социально-экономические причины революции.
Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:
Результат проявлялся в формировании революционной ситуации (сам термин не требует подробного объяснения).
Следующие слайды характеризуют политическую систему абсолютизма.
Слайд 7.
Задание учащимся: А сейчас ,ребята , рассмотрим, как же монарх смотрел на данное положение народа. Какое управление сложилось в стране? (абсолютизм)
Абсолютная монархия.
Людовик XV (1715 – 1774): «Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации – все здесь, в моей руке». В мае 1774 года умер Людовик XVи королем стал его внук - Людовик XVI.
Слайд 8.
Он и его супруга Мария-Антуанетта мало отличались от своих предшественников. Они были людьми недалекими и привыкли к роскоши, проводя время в свое удовольствие.
Из дневника Людовика XVI накануне революции во Франции:
«Июнь.
20-е – охота на оленя в 9 часов в Бютар, застрелил одного.
22-е – ничего.
25-е – ничего, охота на оленя в Сент-Аполлин.
30-е – ничего».
Непонимание ими ситуации в стране накануне революции демонстрируют отрывки из дневника короля и знаменитая фраза, которую приписывают королеве: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные!»
Дополнительно:
Неудачная внешняя политика привела к потере значительных земельных владений в результате Семилетней войны. Франция уступила Англии Канаду, Восточную Луизиану, некоторые острова Карибского моря, а также основную часть своих колоний в Индии. Война покончила с могуществом Франции в Америке, которая потеряла почти все свои колониальные владения. А Великобритания появилась как доминирующая колониальная держава.
А беспорядки в стране тем временем продолжались….
Слайд 9.
Рассмотрим сословный строй, имеющийся во Франции.
1и 2 сословный строй пользовались только привелегиями, а вот третий строй, в который входили крестьяне, горожане, буржуа., они-то и платили все налоги. Среди буржуа было много богатых людей, но политических прав они не имели.
Задание учащимся: сделать вывод о положении третьего сословия на основе карикатуры.
Слайд 10.
Общие расходы государства составили 629 млн. ливров.
Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд. ливров. На содержание одного только Версаля шла 1/10 всех доходов государства.
«Ваше Величество! В казне больше денег нет!»
И тогда король решил обложить налогами привелигерованные сословия.
Попытки проведения реформ в области налогообложения к успеху не привели, и король был вынужден согласиться на созыв Генеральных Штатов.
Слайд 11.
Классу предлагается заслушать запись об открытии Генеральных штатов (после 175 лет перерыва), о целях, составе и порядке голосования.
Слайд 12
17 июня 1789 года депутаты III сословия провозгласили себя представителями всей нации -Национальным собранием, решение которого не мог бы отменить сам король. Депутаты 1 и 2 сословия присоединились к ним - они готовы были покончить с абсолютизмом. Возмущенный король велел закрыть зал заседаний.
Слайд 13.
Тогда депутаты собрались в зале для игры в мяч и дали клятву не расходиться, пока не создадут конституцию для Франции.
Слайд 14.
Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез».
Это - не столько констатация фактов, сколько надежда и вера в возможность мирного решения конфликта между властью и народными массами. Однако позиция короля, его попытки разрешить противостояние путем применения насилия, привели к вооружению народа.
Слайд 15
Королевские войска стали стягиваться к Парижу… Поползли слух, что правительственные войска будут сосредоточены в мрачной крепости – тюрьме Бастилии. О дальнейших событиях расскажет нам Лена…
Слайд 16-17.
Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником)
Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!»
Слайд 18
Информация от учителя о развитии революционного процесса: абсолютизм был свергнут, монархия фактически стала конституционной. Власть перешла в руки представителей третьего сословия. Король признал законность Учредительного собрания. В этом и заключался революционный переворот. Формируется революционная символика: трехцветное знамя.
Король приехал из Версаля в Париж. Однако с падением абсолютизма спокойнее не стало… Народ требовал новых законов, новых порядков….
Слайд 19 .
В ночь на 4 августа 1789 года Учредительное собрание приняло декрет об уничтожении сеньориальных привилегий.
Документ начинался словами:
«Учредительное собрание полностью отменяет феодальный порядок».
Крестьяне сделали вывод, что они сеньорам ничего не должны… Данная ночь вошла в историю как «ночь чудес».
Итак, революция началась…
Слайд 20
Закрепление материала.
-Для того, чтобы понять как вы усвоили новую тему,
Предлагаю вам выбрать верные утверждения.
- Подведем итог уроку. Оценки:
Слайд 22
Задание на дом: сравнить причины революций в изученных странах по вариантам:
1 вариант – Нидерланды и Франция
2 вариант – Англия и Франция
3 вариант – Америка и Франция
Слайд 23-24
Использованные источники
Из работы А.Рамбо "История Французской революции"
«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.
Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»
Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции
«Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».