| Проблемно-диалогический урок истории «Расцвет Древнерусского государства» |
Этапы урока (примерное время) | Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога) | Ученики (ожидаемые действия) | Доска |
Повторение «Старинная летопись» 5 мин | Предлагает заполнить схему «Значение принятия христианства» - Когда я готовилась к уроку, мне попала в руки рукопись, в которой описывается деятельность князя Владимира. Я пробовала понять, что в ней написано, но сохранилось только несколько слов. Давайте вместе попробуем прочесть эту рукопись. | Заполняют схему. Опираясь на изученный материал, объясняют слова: бояре, Владимир, православие, Святой, митрополит, монахи, единство. Выделяют ключевое слово «Ярослав» | Слайд 1. Схема Слайд 2. |
Введение в тему 5 мин | - Что мы знаем об этом князе? - Каким был Ярослав, мы узнаем из презентации. - Надеюсь, ребята, вы поняли, что наш урок посвящён князю Ярославу Мудрому? И тема урока «Расцвет Древнерусского государства». - Не заметили ли вы противоречия? - Что из этого следует? | - Был одним из сыновей Владимира, княжил в Новгороде. Ученик представляет презентацию «Ярослав Владимирович». - Урок посвящён князю Ярославу Мудрому, а тема урока «Расцвет Древнерусского государства». - Из этого следует, что в годы правления князя Ярослава произошёл расцвет Руси. - Ярослав правил мудро и его прозвали Мудрым. | Презентация учащегося. Слайд 3. Тема урока. |
Создание проблемной ситуации 2 минуты | - Вот как описывают Ярослава историки. - Что объединяет эти документы? - В чём отличие? | Знакомятся с документами. - Дают характеристику Ярославу. - С князь мудрый, но не так велик его отец Владимир . | Слайд 4. Документы. |
Формулирование проблемы | - Какой возникает вопрос? | - Было ли время правления Ярослава периодом расцвета Древней Руси? | Слайд 4. Проблема. |
Версии 2 минуты | - Какие есть предположения? (метод мозгового штурма, генерация идей) | - Если князя называют Мудрым - значит он заботился о процветании Руси. - Много делал для процветания Руси. - Правил после принятия крещения, а это время развития страны. | Слайд 5. Записываются предположения. |
Актуализация знаний Планирование деятельности 2 минуты | - Что нужно узнать, чтобы найти решение данной проблемы? - Цель урока: «Знакомство с деятельностью Ярослава Мудрого» - Нужно ли знать, как потомки распорядились наследием Ярослава? - Откуда можно получить необходимые знания? | - Что происходило на Руси во время правления Ярослава Владимировича? - Да, чтобы сравнивать? - Из учебника. - Из исторического источника. | Слайд 6. План. |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) По пунктам содержания урока минут | Организует групповую работу с учебником. 1 группа. Предлагает заполнить схему «Деятельность Ярослава Мудрого». Стр.78-80. 2 группа. Предлагает ответить на вопрос: «Как можно было сохранить единство Древнерусского государства после смерти Ярослава Мудрого и удалось ли это сделать?». Стр.80-81 р.т. №5 стр.32 3 группа. Организует комментированное чтение документа «Русская правда». Стр.81-82, документ, вопросы: - Какие категории населения выделены в «Правде»? - Какие наказания и за что предусматривал первый русский свод законов? - Какие изменения внесли в «Русскую Правду» Ярославичи? | Работают с учебником, заполняют схему. Работают с учебником, отвечают на вопрос. Работают с учебником и документом, отвечают на вопросы - Закуп, холоп, рядович, смерд и др. - Кровная месть, штрафы. - Вира – денежный штраф. | Слайд 7. Задания группам |
Закрепление 10 минут | Организует презентацию результатов работы и выполнение заданий в рабочей тетради №1, 4 стр.30, 31. | Представляют результаты работы групп, выполняют задания в р.т. | Слайд 8. Таблица |
Выражение решения, применение нового знания 3 минуты | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Было ли время правления Ярослава периодом расцвета Древней Руси? Чьи версии подтвердились? | Обобщают полученные знания, делают вывод. - Стали заключать династические браки, появился первый письменный свод законов, расширялись и укреплялись границы, строились храмы, распространялась грамотность. - После смерти Ярослава начнутся усобицы. | Слайд 9. Проблемный вопрос |
Рефлексия 2 минуты | Оценивание осуществляется по следующему плану: 1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? 3. Выполнил задание полностью верно или с ошибкой? 4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? 5. Определи отметку, которую ты себе поставишь. | | Слайд 10. Рефлексия |
Домашнее задание 1 минута | | | Слайд 11. Параграф 10. Синквейн «Ярослав Мудрый». Р.т.№ 2, 3,6 стр.30 -32. Индивидуально №7 стр.33 |