конспект урока истории Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Конспект урока истории Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Цели и задачи урока: 1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
2. продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
3. воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,
Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока истории Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром »
5
План – конспект урока истории (6 класс)
Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Цели и задачи урока: 1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
2. продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
3. воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.Васнецова «Вече в Новгороде», тесты,
Основные понятия:наместник– глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Ход урока.
Организация класса.
Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
Письменно: 1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)
2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске)
митрополит
е п и с к о п ы
м о н а х и
с в я щ е н н и к и
3. Решить тестовые задания.
Соотнесите первых киевских князей и их дела:
Рюрик
1
За ограбление во время полюдья был убит древлянами
Олег
2
Установил уроки и погосты
Игорь
3
Совершил первый победоносный поход на Царьград
Ольга
4
Разгромил Хазарский каганат
Святослав
5
Провел крещение Руси
Владимир
6
Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;
В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие б) троебожие в) единобожие
Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А)Святослав б)Владимир в)Олег
что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины
Устно:1.Беседа с классом
когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
2. Индивидуальный опрос:
Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
Каковы были причины принятия Русью христианства?
Какое значение имело принятие Русью христианства?
3.Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»
4. Обобщение
Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
Чем Владимир отличался от них?
(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)
Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей, плана урока.
План.
Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.
Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
Управление государством при Ярославе Мудром
Внешняя политика Ярослава Мудрого
- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.
1. Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)
В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису( второй - Глеб).
Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)
Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)
В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)
1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)
разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становиться во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);
С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
(период его правления – время расцвета Руси;
способствовал распространению христианства
строил церкви, открывал при них школы
поощрял переводы книг с греческого на славянский
способствовал образованию монастырей
покупал книги, собрал библиотеку, был образован
принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)
Проверка самостоятельной работы.
3.Опережающее индивидуальное задание: на основе текста § 6, р.3, стр.46-47. определить какие изменения произошли в управлении государством при Ярославе Мудром.
Было:
Государство
Города
Земли
Великий киевский князь
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Местные князья
Их дружины
Советы старейшин
Тысяцкие
Ополчение
Стало:
Государство
Города
Земли (волости)
Великий киевский князь
(самовластец)
Дружина
Воевода
Ополчение
ВЕЧЕ
Народное ополчение
посадник
Наместники
(сыновья вел. князя)
Их дружины
посадник
Ополчение
Доп. Вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)
4. Рассказ учителя с опорой на таблицу:
Цели внешней политики
Успехи
Неудачи
Укрепление южных рубежей страны
возводил на границе города-крепости
наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)
Расширение территории
Земли на западном берегу Чудского озера
Укрепление северо-западных рубежей страны
Строительство Юрьева
Установление выгодных отношений с государствами Европы
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;
1041 г – союзный договор с Польшей;
ряд выгодных династических браков
1043 г. – неудачный поход на Византию;
Итог урока.
Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?
Д\З § 6, стр. 43-48 (р.1-4), ответить на вопросы 1,2.,3,4. *** найти ошибку на карте на стр.52.
Решить тестовые задания.
Соотнесите первых киевских князей и их дела:
Рюрик
1
За ограбление во время полюдья был убит древлянами
Олег
2
Установил уроки и погосты
Игорь
3
Совершил первый победоносный поход на Царьград
Ольга
4
Разгромил Хазарский каганат
Святослав
5
Провел крещение Руси
Владимир
6
Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;