Урок по археологии Брянского края в 7 классе.
учителя общественных дисциплин МБОУ-СОШ № 4 им. В. И. Ленина г. Клинцы Брянской области Тюкало Иваны Владимировны.
Тема: «Ранний железный век»
Цель: характеристика развития Брянского края в эпоху раннего железа.
Задачи:
Образовательная: выяснить влияние Скифских племен на развитие древних культур Брянского края, рассмотреть Юхновскую, Милоградскую, Днепро-двинскую культуры на востоке и в центре Брянской области по Десне.
Развивающая: продолжить работу по развитию памяти, картографических способностей, умению находить в учебнике информацию.
Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к древней истории Брянского края.
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, презентация, практическая работа.
Оборудование: учебник, карта, тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
а) фронтальный опрос по теме домашнего задания «Бронзовый век» ;
б) Письменная работа: Вопросы:
1. Главный признак Среднеднепровской культуры?
2. Что такое бронза?
3. Перечислите стоянки бронзового века на территории Брянского края?
4. Что такое псалии?
5. Перечислить археологические культуры бронзового века?
Актуализация темы: Покажите на карте территорию Брянского края в древности.
4. Сегодня наша тема - «Брянский край в эпоху раннего железа». Как вы думаете, что мы должны рассмотреть на уроке?
Учащиеся самостоятельно выделяют цели урока.
5. Изучение нового материала.
В начале первого тысячелетия до нашей эры люди научились получать более прочный, чем бронза и медь, и к тому же более дешевый и доступный металл – железо. С этого времени берет начало исторический период, который принято называть ранним железным веком.
Объяснение учителя: Письменных источников очень мало. Геродот Галикарнасский сделал подробное описании Скифии и населявших ее народов, поэтому по археологическим раскопкам можно сделать выводы какие племена связаны с развитие Юхновской, Милоградской, Днепро-двинской культуры на востоке и в центре Брянской области по Десне. (слайд № 2.3.4).
Проблемное задание. Работа с учебником. Ответьте на вопрос: Почему в Скифские племена считали коня священным животным?
Потому что скифы были кочевым степным народом, передвигались преимущественно на конях, также конь давал пищу, шкруру.
Объяснение учителя: Хозяйство Юхновской, Милоградской, Днепро-двинской культуры на востоке и в центре Брянской области по Десне представлено переложным и подсечно-огневым земледелием.
Работа с термином. Найдите определение:
Переложное земледелие – распаханный участок использовали 2-3 года, а затем на 10-15 лет покидали для восстановления плодородия).
Подсечно-огневое земледелие – поле делилось на месте вырубленного и сожженного участка леса и существовало все те же 2-3 года, затем выжигался новый участок).
Объяснение учителя: Оружием древних Брянских племен была также праща.(слайд 5-6). Глиняные ядра для пращи были найдены в городище Городок г. Трубчевск.
Объяснение учителя: Быт древних культур представлен посудой, украшениями. Горшки люди раннего железного века еще лепили вручную (слайд №7). Найдены грузила для ткацких станков на стоянках Хотылево, Брасовском, Трубчевском районах.(слайд № 8). Множество украшений из железа с изображением животных (слайд № 9.10,11).
Объяснение учителя: Религия раннего железного века (слайд № 12-15).Поклонение идолам, солнцу. У села Вщиж (Жуковского района) есть городище Благовещенская горка, где раскопано древнее святилище. На площадке полукругом стоят столбы-идолы.
Подведение итогов. Учащиеся на оценку учатся делать вывод.
6. Закрепление: Составление теста по параграфу.
7. Домашнее задание: § 4, читать, отвечать на вопросы после параграфа, записи выучить.