Урок  по археологии Брянского края в 7 классе.
  учителя общественных дисциплин МБОУ-СОШ № 4 им. В. И. Ленина г. Клинцы Брянской области Тюкало Иваны Владимировны.
  
 
  Тема: «Ранний железный век»
  Цель: характеристика развития Брянского края в эпоху раннего железа.
  Задачи:
  Образовательная: выяснить влияние Скифских племен на развитие древних культур Брянского края, рассмотреть Юхновскую, Милоградскую, Днепро-двинскую культуры на востоке и в центре Брянской области по Десне.
  Развивающая: продолжить работу по развитию памяти, картографических способностей, умению находить в учебнике информацию.
  Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к древней истории Брянского края.
  Тип урока: комбинированный
  Методы: беседа, презентация, практическая работа.
  Оборудование: учебник, карта, тетрадь.
  Ход урока:
  Организационный момент.
  Проверка домашнего задания:
  а) фронтальный опрос по теме домашнего задания «Бронзовый век» ;
  б) Письменная работа: Вопросы:
    1. Главный признак Среднеднепровской культуры?
  2. Что такое бронза?
  3. Перечислите стоянки бронзового века на территории Брянского края?
  4. Что такое псалии?
  5. Перечислить археологические культуры бронзового века?
  Актуализация темы: Покажите на карте территорию Брянского края в древности.
  4. Сегодня наша тема - «Брянский край в эпоху раннего железа». Как вы думаете, что мы должны рассмотреть на уроке?
  Учащиеся самостоятельно выделяют цели урока.
  5. Изучение нового материала. 
   В начале первого тысячелетия до нашей эры люди научились получать более прочный, чем бронза и медь, и к тому же более дешевый и доступный металл – железо. С этого времени берет начало исторический период, который принято называть ранним железным веком.
  Объяснение учителя: Письменных источников очень мало. Геродот Галикарнасский сделал подробное описании Скифии и населявших ее народов, поэтому по археологическим раскопкам можно сделать выводы какие племена связаны с развитие Юхновской, Милоградской, Днепро-двинской культуры на востоке и в центре Брянской области по Десне. (слайд № 2.3.4).
  Проблемное задание. Работа с учебником. Ответьте на вопрос: Почему в Скифские племена считали коня священным животным?
  Потому что скифы были кочевым степным народом, передвигались преимущественно на конях, также конь давал пищу, шкруру.
  Объяснение учителя: Хозяйство Юхновской, Милоградской, Днепро-двинской культуры на востоке и в центре Брянской области по Десне представлено переложным и подсечно-огневым земледелием.
  Работа с термином. Найдите определение:
  Переложное земледелие  – распаханный участок использовали 2-3 года, а затем на 10-15 лет покидали для восстановления плодородия).
  Подсечно-огневое земледелие – поле делилось на месте вырубленного и сожженного участка леса и существовало все те же 2-3 года, затем выжигался новый участок).
  Объяснение учителя: Оружием древних Брянских племен была также праща.(слайд 5-6). Глиняные ядра для пращи были найдены в городище Городок г. Трубчевск.
  Объяснение учителя: Быт древних культур представлен посудой, украшениями. Горшки люди раннего железного века еще лепили вручную (слайд №7). Найдены грузила для ткацких станков на стоянках Хотылево, Брасовском, Трубчевском районах.(слайд № 8). Множество украшений из железа с изображением животных (слайд № 9.10,11).
  Объяснение учителя: Религия раннего железного века (слайд № 12-15).Поклонение идолам, солнцу. У села Вщиж (Жуковского района) есть городище Благовещенская горка, где раскопано древнее святилище. На площадке полукругом стоят столбы-идолы.
  Подведение итогов. Учащиеся на оценку учатся делать вывод.
  6. Закрепление: Составление теста по параграфу.
  7. Домашнее задание: § 4, читать, отвечать на вопросы после параграфа, записи выучить.