kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 80-х гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: продолжить изучение радикального движения, выяснить причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, показать опасность и целесообразность этого метода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Радикальные общественные движения 1860-х – начала 80-х гг.»






КОНПЕКТ УРОКА


Радикальные общественные движения 1860-х – начала 80-х гг.

(Всеобщая история, 8 класс)


Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ СШ № 1

г. Володарск

Бароненко Елена Юрьевна






















Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг.

(§ 26. Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг.)

Цели урока:

  • Продолжить изучение радикального движения.

  • Выяснить причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, показать опасность и

целесообразность этого метода.

  • Развивать навыки работы с документами, анализировать с исторической точки зрения иллюстрации

картин, умение ставить и решать проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

План урока.

I. Актуализация темы « Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. § 25. ».

II. Изучение материала урока.

1.«Хождение в народ».

2.«Земля и воля» 70-х гг..

3. «Народная воля» и «Черный предел».

III. Рефлексия.

Работа с репродукциями картин И.Е. Репина. «Народнический цикл картин И.Е. Репина»

IV. Домашнее задание.

Термины: революционер, «Хождение в народ», народничество (три течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое), «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

Оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Материалы урока в PowerPoint.

I. Актуализация темы « Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. ».

1).Выполните задание. Представьте себя революционером - народником. Какую тактику действий вы бы избрали и что бы вы говорили крестьянам?

2) Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

2.П. Л. Лавров

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

3.П. Н. Ткачев

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

Ответ: 1 – В; 2 – А; 3 – Б.

II. Изучение материала урока.

1.«Хождение в народ».

Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ».

1874 – 1875 гг. – «хождение в народ».

В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

***Предположите, насколько результативна была подобная тактика?

Эта тактика не была результативной:

  • Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»;

  • В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;

  • Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось

с ироническими усмешками;

  • Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.

«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». (Сергей Кравчинский. Из воспоминаний П.А. Кропоткина)

Хождение в народ довольно скоро породило мысль о необходимости устраивать в деревне поселения. Народники - пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи. Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не находило подтверждения, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными.

Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.

2.«Земля и воля» 70-х гг..


«Земля и воля» 1860-х гг.

«Земля и воля» 70-х гг.

Годы сущ.

1861 – 1864 гг.

1876 – 1879 гг.

Участники

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М.Кравчинский

Цели

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

1)переход всей власти в руки трудового крестьянства

2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления

3)введение демократических свобод

4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы

Методы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

1)пропаганда среди крестьян и рабочих

2)зарождение тактики индивидуального террора

Общее

Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления

Различие

«Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора

Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет замене новым).

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась.

3. «Народная воля» и «Черный предел».


«Народная воля» (1879 – 1883 гг.)

«Черный передел» (1879 – 1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер,

С.Л. Перовская, Н.А. Морозов

Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч,

В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод

Цели

Установление социализма, всеобщего равенства.

Политический переворот для передачи власти народу.

Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

Установление социализма.

Свободное общинное самоуправление.

Методы

1)деятельность пропагандистская и агитационная;

2)деятельность разрушительная и террористическая;

3)организация тайных обществ;

4)приобретение связей в администрации, войске;

5)организация и совершение переворота.

1)противники тактики заговора и террора;

2)пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы

***Беседа по вопросам к таблице.

Что общего было в программах и методах борьбы у «Народной воли» и «Черного предела»?

(Установление социализма, общества всеобщего равенства и справедливости; пропагандистская и агитационная деятельность.)

Что вы можете сказать на основании данной таблицы о тенденциях революционного развития?

(Процесс раскола революционного движения и его радикализация.)

Как вы думаете, почему революционеры обратились к тактике террора?

(Все предыдущие методы борьбы не приносили ощутимого результата. Тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устранить правительство, дезорганизовать его. Правительство станет слабым и с ним будет легко бороться.)


Главной задачей «Народной воли» становится подготовка покушения на императора Александра II.

Попытки покушений предпринимались еще с 1866 года, когда Д.В. Каракозов стрелял в Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его.

В июле 1878 г. в Липецке активные члены группы «Земля и воля» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Народовольцами было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Первая группа – М. Фроленко и Т. Лебедева – устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Вторая группа во главе с А. Желябовым заложила бомбу при прохождении царского поезда, но бомба не взорвалась. Третья группа во главе с С. Перовской подготовила подкоп железнодорожного полотна в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд.

Зимой 1879-1980 гг. народовольцы начали подготовку нового покушения – взрыва в Зимнем дворце. С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был назначен на день, когда вся императорская семья должна была собраться на обед. Начало обеда перенесли на позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: убито 10 человек, ранено – 53.

Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован.

1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

III. Рефлексия.

***Вспомните три течения в революционном народничестве и укажите, на каком этапе происходит обращение революционеров к каждому из этих направлений.

Первый этап «хождения в народ»

Идеи Бакунина о готовности крестьянина к бунту

Второй этап «хождения в народ» и создание «Земли и воли»

Идеи Лаврова о необходимости длительной подготовки и создание революционной организации для координации усилий

«Народная воля»

Идеи Ткачева о захвате власти, использование наиболее радикальных методов борьбы.


***Работа с репродукциями картин И.Е. Репина. «Народнический цикл картин И.Е. Репина»

«По грязной дороге» или «Под конвоем» (1877).

1. Что изображено на картине?

2. Реконструируйте историю человека, которого сейчас везут под конвоем.

3. Предположите, что ждет его в недалеком будущем.

4. Как вы думаете, с какой целью Репин написал эту картину? Обратите внимание на ее год создания и место в цикле картин, посвященных народнической тематике.

По грязной дороге телега плетется.

А в ней по бокам два жандарма сидят…


Сбейте оковы, дайте мне волю –

Я научу вас свободу любить.

(из революционной песни)

«Арест пропагандиста» (1880-1892).

1. Где происходит действие картины?

2. Что происходит на картине?

3. Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины пропагандист? Полицейские? Крестьяне? Какими изобразительными средствами это подчеркнуто? На чьей стороне симпатии Репина?

4. Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить подобное отношение к ходоку в народ?

5. Можно ли по сюжету картины предположить, как полиция узнала о пропагандисте?

6. Есть ли на картине люди, которые сочувствуют пропагандисту и, возможно, готовы продолжить его дело?

«Сходка» (1883).

1. Где происходит сходка?

2. В каких условиях она проходит? Почему так?

3. Кто собрался на сходку? К каким слоям российского общества принадлежат собравшиеся?

4. Какой вопрос, по-вашему мнению, обсуждают собравшиеся?

«Отказ от исповеди»(1879-1885).

1. Где происходит действие картины?

2. Кто заключенный?

3. С какой целью в камеру вошел священник?

4. Можно ли, не зная названия картины, определить, как относится к священнику заключенный? Что он ему отвечает?

5. Почему картина не была пропущена на передвижную выставку 1884 г.?


Священник:…Я мир душе твоей несу.

Осужденный(указывая на палача):…А этот – телу?

Ты сперва простишь,

А он потом казнит меня – не так ли?

Услышь же ты, старик,

Предсмертное раскаянье мое!

«Прости господь, что бедных и голодных

Я горячо, как братьев, полюбил…

…Прости, господь, что родине несчастной

И в смертный час я верен остаюсь.



Что я, рабом родившись меж рабами,

Среди рабов – свободный умираю.

Прости, господь, что я к врагам народным

Всю жизнь пылал священною враждой…

…Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

В последний раз скажу пред толпой!

Как надо жить тебя не научил я,

Но покажу, как надо умирать.


Н. М. Минский (Виленкин) «Последняя исповедь» (1879)

«Не ждали» (1884).

1. Кто изображен на картине? Что происходит?

2. К какому слою общества принадлежит семья изображенная на картине?

3. Что мы можем предполагать о судьбе человека, входящего в комнату? Откуда, по вашему мнению, он вернулся?

4. Какое отношение к нему выражено на лицах каждого из присутствующих?


IV. Домашнее задание.

1. Прочитать §26.

2. Выполните задание.

Окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали: а) призывающие крестьян к революции; б) призывающие молодежь идти в народ?

Если вам не нравится «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество.













































Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

2.П. Л. Лавров

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

3.П. Н. Ткачев

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.





***Работа с репродукциями картин И.Е. Репина. «Народнический цикл картин И.Е. Репина»

«По грязной дороге» или «Под конвоем» (1877).

1. Что изображено на картине?

2. Реконструируйте историю человека, которого сейчас везут под конвоем.

3. Предположите, что ждет его в недалеком будущем.

4. Как вы думаете, с какой целью Репин написал эту картину? Обратите внимание на ее год создания и место в цикле картин, посвященных народнической тематике.

По грязной дороге телега плетется.

А в ней по бокам два жандарма сидят…


Сбейте оковы, дайте мне волю –

Я научу вас свободу любить.

(из революционной песни)

«Арест пропагандиста» (1880-1892).

1. Где происходит действие картины?

2. Что происходит на картине?

3. Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины пропагандист? Полицейские? Крестьяне? Какими изобразительными средствами это подчеркнуто? На чьей стороне симпатии Репина?

4. Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить подобное отношение к ходоку в народ?

5. Можно ли по сюжету картины предположить, как полиция узнала о пропагандисте?

6. Есть ли на картине люди, которые сочувствуют пропагандисту и, возможно, готовы продолжить его дело?


«Сходка» (1883).

1. Где происходит сходка?

2. В каких условиях она проходит? Почему так?

3. Кто собрался на сходку? К каким слоям российского общества принадлежат собравшиеся?

4. Какой вопрос, по-вашему мнению, обсуждают собравшиеся?


«Отказ от исповеди»(1879-1885).

1. Где происходит действие картины?

2. Кто заключенный?

3. С какой целью в камеру вошел священник?

4. Можно ли, не зная названия картины, определить, как относится к священнику заключенный? Что он ему отвечает?

5. Почему картина не была пропущена на передвижную выставку 1884 г.?

Священник:…Я мир душе твоей несу.

Осужденный(указывая на палача):…А этот – телу?

Ты сперва простишь,

А он потом казнит меня – не так ли?

Услышь же ты, старик,

Предсмертное раскаянье мое!

«Прости господь, что бедных и голодных

Я горячо, как братьев, полюбил…

…Прости, господь, что родине несчастной

И в смертный час я верен остаюсь.



Что я, рабом родившись меж рабами,

Среди рабов – свободный умираю.

Прости, господь, что я к врагам народным

Всю жизнь пылал священною враждой…

…Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

В последний раз скажу пред толпой!

Как надо жить тебя не научил я,

Но покажу, как надо умирать.


Н. М. Минский (Виленкин) «Последняя исповедь» (1879)

«Не ждали» (1884).

1. Кто изображен на картине? Что происходит?

2. К какому слою общества принадлежит семья изображенная на картине?

3. Что мы можем предполагать о судьбе человека, входящего в комнату? Откуда, по вашему мнению, он вернулся?

4. Какое отношение к нему выражено на лицах каждого из присутствующих?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Радикальные общественные движения 1860-х – начала 80-х гг.

Автор: Бароненко Елена Юрьевна

Дата: 20.09.2016

Номер свидетельства: 344683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект по литературе"
    ["seo_title"] => string(20) "proekt_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541511"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1582981803"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Библиотечный час к 190летию восстания декабристов "
    ["seo_title"] => string(56) "bibliotiechnyi-chas-k-190lietiiu-vosstaniia-diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "155477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421277912"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок "Эразм Роттердамский. "Исповедь солдата". Жанр диалога. "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-erazm-rottierdamskii-ispovied-soldata-zhanr-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "163806"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422542636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарий игры Брейн-ринг «Экологический мир»"
    ["seo_title"] => string(44) "stsenarii_igry_brein_ring_ekologicheskii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "529205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574943401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Франция от Наполеона до Шарля де Голля "
    ["seo_title"] => string(45) "frantsiia-ot-napolieona-do-sharlia-die-gollia"
    ["file_id"] => string(6) "155308"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421257588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства