III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. 3.1.Формулирование темы урока. 3.2. Постановка целей на уроке | 5 мин | -- Ребята, сегодня мы будем изучать интересную тему, а чтобы узнать ее, вам нужно отгадать загадки: Сниться ночью пауку Чудо-юдо на суку Длинный клюв и два крыла, А кого паук боится? Угадали? Это? Ответ: Птица. Дышит, растёт, А ходить не может? Ответ: Растения. Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит. Ответ: Ива После дождя бывает, полнеба закрывает. Дуга красивая, цветная Появится, затем растает. Ответ: Радуга Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое оправа зелёная. Ответ: Озеро Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во мгле, Только ноги на земле. Ответ: Дождь К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. Ответ: Арбузы
Итак, ребята, какое слово получилось из первых букв наших отгадок?
А кто может сказать, что такое природа? - Правильно, ребята. А вот такое определение в толковом словаре: Природа – это совокупность особенностей какой-либо местности, включающей ее рельеф, растительный и животный мир, климатические условия. - Как вы понимаете данное определение? - Ребята, а как влияет природа на человека? -Конечно, вы правы! Природа оказывает огромное влияние на нас. В зависимости от различных климатических условий человек, чтобы выжить, приспосабливается к ним. - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Так какая же тема нашего урока сегодня? -Ребята, а как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, изучая эту тему сегодня? | Птица Растения Ива Радуга Озеро Дождь Арбузы ПРИРОДА Природа – это то, что окружает, но не создано руками человека Определение читает ученик Природа – это особенности местности, имеющие рельеф, растения и животные. Природа помогает ему, даёт пищу, полезные вещи, если не было бы природы, то человек не смог бы существовать. О природе «Природа в жизни наших предков» |
IV. Организация учебной деятельности 4.1. Опрос 4.2. Работа по картине «Славянский посёлок» 4.4. Работа с учебником 4.5. Работа с понятиями бортничество, охота, рыболовство, земледелие 4.6.Поэтапное Закрепление 4.6.1. Задание на соотнесение занятий восточных славян 4.6. 2. Работа с таблицей 4.7. Работа с учебником, термином «Огонь» 4.8.Поэтапное закрепление 4.8. 1.Задание на соотнесение 4.8.2. Игра «Назови ключ» Физминутка 4.10. Работа со слайдами Объяснение учителя религиозных представлений славян 4.11. Работа с понятием язычество 4.12. Рассказ учителя 4.13.Первичное закрепление 4.13.1. Задание на соотнесение 4.13. Работа с учебником 4.14. Первичное закрепление 4.14.1.Текст с пропусками 4.15. Задание на соотнесение | 20 мин | - Как вы думаете, какое влияние оказывала природа на жизнь наших предков?
- Чтобы выжить, наши предки вынуждены были приспосабливаться к природным условиям. Они научились добывать пищу, побеждать холод и болезни, бороться с хищными животными. - Ребята, посмотрите на иллюстрацию и скажите, чем занимались люди, чтобы добывать себе пищу? (Ловили рыбу, занимались охотой, обрабатывали землю.) - Ребята, скажите, что нужно взять с собой, чтобы пойти на охоту? (Лук со стрелами, копья с острыми костяными наконечниками.) - На кого охотятся люди? (На животных.) - Почему? (Из шкур диких животных можно смастерить одежду и обувь, из шерсти получить пряжу.) Ребята, давай те откроем с. 115 учебника и прочтем в начале как они изготовляли себе одежду.
- Кто может сказать, с помощью чего наши предки рыбачили? (С помощью невода, сетей, ловушек.) - Из чего можно было сплести сети? (Сети плели из конопли или льна.) -Сети плели из конопли или льна, ловушки –из ивовых прутьев. Чтобы собрать душистый сладки й мёд, бортники еще по весне помечали бортни. Дупло прикрывали еловой палкой от медведей, больших охотников полакомиться мёдом. Это называли бортничество. - Посмотрите на доску, перед вами перепутались названия вы должны соотнести виды занятий с подходящими группами орудия труда: Земледелие ( соха, серп) Охота ( топор, лук со стрелами) Рыболовство ( ловушки, сети, невод) Бортничество (пчелы) - Итак, какие же основные занятия были у наших предков? - Ребята, чтобы узнать какими еще видами занятий занимались наши предки, вам нужно составить слова при помощи таблицы:
04 16 15 25 01 18 15 16 06 05 06 13 16 19 16 02 10 18 01 20 06 13 30 19 20 03 16 20 12 01 25 06 19 20 03 16 12 21 09 15 06 24 12 16 06 05 06 13 16 16 18 21 08 06 11 15 16 06 05 06 13 16 - Итак, какие виды занятий у нас получились? (Гончарное дело, собирательство, ткачество, кузнецкое дело, оружейное дело.)
- Ребята, у наших предков священным был огонь, как вы думаете почему? - А как они его добывали? - А вы хотели бы научиться добывать огонь? - Как вы думаете, когда это умение может вам пригодиться? Где именно?
-Огонь разжигали трением сухих палочек или высеканием искр из твёрдых камней. Огонь охраняли, поддерживали днём и ночью. Без огня люди не могли жить, а добывать его было очень трудно.
- Ребята, теперь давайте соотнесём, какие занятия выполняли женщины, а какие мужчины? Мужчина | Женщина | Пахали землю Корчевали лес Охотились Ловили рыбу | Лепили посуду из глины Готовили пищу Пекли хлеб Пряли Шили одежду | - У кого было больше дел? (У женщин) - А кому было сложнее? (Мужчинам) - Почему вы так думаете? ( Занятия были физически тяжелыми.) - Жизнь наших предков, ребят, была трудна, но они легко переносили жару и холод, недостаток в одежде и пище, очень любили свободу и искусно владели оружием. - Ребята, посмотрите на слайд и определите по ключевым словам занятия наших предков. 1. Капкан, западня, белка, медведь, заяц, копьё (охота на животных) 2. Стрелы, лебеди, цапли, лук, гуси, ястребы (охота на птиц) 3. Окунь, сеть, невод, карп, судак, щука (рыболовство) 4. Веретено, лён, гребень, ткацкий станок, крапива, прялка (ткачество) 5. Ягоды, грибы, шишки, корзина (собирательство) 6. Палка, соха, коса, серп, поле, урожай, овёс, сусек (земледелие) 7. Дикие пчёлы, веревка, кожаный пояс, бортник (бортничество) 8. Обжиг, глина, кувшин, блюдо, лотки, чашка (гончарное дело) - Ребята, вы молодцы, задание выполнено! - Занятия наших предков были разнообразными, они осваивали и передавали свои умения другому поколению - Теперь нам нужно выяснить: Чему поклонялись наши предки, во что верили. -Вся жизнь наших предков была связана с природой, которую они любили и обожествляли. Они верили, что в природе всё живое: камень, дерево, молния, огонь. Наши предки поклонялись различным богам, таким как богу Солнца – Даждьбогу, богу грозы и грома – Перуну, богу ветра – Стрибогу, верховному богу неба – Сварогу, Мокоши – земле-кормилице. - Ребята, посмотрите на слайд, вам нужно составить слово в порядке возрастания цифр: 6 | 3 | 1 | 9 | 5 | 2 | 4 | 8 | 9 | с | ы | я | о | е | з | ч | в | т | - Что получилось? (язычество) - Язычество – это общее название первобытных религий, основанных на многобожии. - Ребята, а что такое многобожие? (Вера во многих богов) - Всех людей, которые поклонялись различным богам природы называли язычниками. Славяне обожествляли силы природы, поэтому славяне были язычниками. Использовали наши предки и обереги от разных несчастий. Это были разные фигурки, идолы из дерева или кости, пучки трав. Предки верили в то, что в природе есть невидимые существа. Славяне верили, что в каждом доме живёт домовой, что он друг семьи, ее покровитель. Представляли его в роли маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. Считали, что он помогает по хозяйству, смотрит за домом, огородом, бережет и охраняет скот. По преданию славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. А кто здесь был хозяином, ребят? (Леший) - Вы правы, ребята. Как вы его себе представляете? Опишите его? (косматый, зеленый, с остроконечной головой, на пальцах рук длинные ногти.) Чем не чёрт?! Леший любит качаться на деревьях, пугать людей, сбивать путника с дороги, завести его в болото. Если леший властвовал в лесу, то хозяином рек, озер и болот был кто? Кто мне подскажет? (Водяной.) Голова у него косматая, с выпуклыми зелеными глазами, толстым животом. - Ребята, домовой, леший, водяной – это не люди, это духи. - Ребята, вам нужно распределить, кто относиться к добрым, а кто к злым духам. (леший, кикимора, домовой, водяной.) - С древними верованиями были связаны народные обычаи и праздники, в честь богов славяне устраивали праздники. Первый праздник славяне устраивали в конце декабря – этот праздник Коляда. Он считали, что в это время солнце набирает силу. Ведь именно в конце декабря – самая длинная ночь, а затем день начинает прибавляться. Наступает поворот солнц на весну. - Ребята, отгадайте: И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки-… (блины)! - Как называется праздник на котором обязательно пекут блины? (Масленица) - Что вы знаете о масленице? (Это праздник посвященный проводу зимы и встрече весны.) - Ак то мне скажет, что за праздник проходит в ночь с 23 на 24 июня? (Иван-Купала) В этот праздник парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы и пели песни. Ночью разжигали костры и прыгали через них. Затем все бросали в воду венки и входили в нее с песнями. - Ребята, внимательно прочитайте текст и вставьте вместо пропусков названия праздников. «Самый большой праздник Солнц у славян был в разгаре лета, в самую короткую ночь. Он носил название Ивана-Купалы. В праздник Купалы славяне купались, девушки плели венки и бросали их в воду. Весенний праздник славяне называли Масленица.» - Позже у разных народов появились веры в людей оставивших учение о том, как надо жить в обществе. Христианство – это вера в учение Христа. Мусульманство – это вера в учение Пророка Магамета. Буддизм – вера в учение Будды. Все веры призывают к добру. Учат, если обидишь кого, то и тебе будет несчастье. А если сделаешь добро, то и тебе будет добро от других. О них подробно мы узнаем в старших классах. - Ребята на слайде вам даны названия славянских богов и духов. Вам нужно распределить в два столбца тех, кто относиться к славянским духам и славянским богам: Духи | Боги | Домовой Леший Водяной | Перун Стрибог Дождь-бог Мокошь | - Молодцы, ребята! - Соотнесите слова и их значение: Леший – хозяин леса Водяной – хозяин рек, озер и болот Духи – мифические существа, внешне похожие на человека, которых никто не видел Язычники – люди, поклоняющиеся многим бога | Природа оказывала большое влияние на жизнь наших предков, давала пищу, полезные вещи (Ловили рыбу, занимались охотой, обрабатывали землю.) (Лук со стрелами, копья с острыми костяными наконечниками.) животных (Из шкур диких животных можно смастерить одежду и обувь, из шерсти получить пряжу.) Читают в учебнике (Сети плели из конопли или льна.) Земледелие, скотоводство, рыболовство, бортничество, охота. (Гончарное дело, собирательство, ткачество, кузнецкое дело, оружейное дело.) (Потому, что они готовили на нем, выплавляли металлы и обогревались.) (Трением сухих палочек или высеканием из твёрдых камней искр.) (В лесу, в походе, когда не будет спичек.) Выполняют задание на соотнесение (Вера во многих богов) Леший Водяной Блины «Самый большой праздник Солнц у славян был в разгаре лета, в самую короткую ночь. Он носил название Ивана-Купалы. В праздник Купалы славяне купались, девушки плели венки и бросали их в воду. Весенний праздник славяне называли Масленица.» Выполняют задание на соотнесение |