Использование "неклассических" избирательных технологий. Ситуация в стране накануне.Чем отличалась кампания Путина от кампании Ельцина? Статистические данные о итогах правления Б.Н. Ельцина. Основные коалиции в предвыборной борьбе. Партия "Отечество -вся Россия", партия "Единство". Описание имиджевых характеристик В.В. Путина.В презентации использованы предвыборные ролики. Приведены данные о доли времени на каналах российского телевидения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приход В.В. Путина к власти »
Приход к власти В.В. Путина
МВСОУ «Центр образования»
Учитель истории Шило Н.А.
Президентская кампания — 2000 отличалась от кампании 1996 года .
А чем?
использованием"неклассических" избирательных технологий
Ситуация в стране
Основным экономическим фоном стала борьба с последствиями кризиса 17 августа 1998 года
Массовая безработица
Авторитет центральной власти был крайне низок
Отставка Б. Ельцина 31 декабря 1999 года была оценена позитивно почти 65% российских избирателей. 45% респондентов тот период отмечали, что Б. Ельцин "не принес ничего хорошего". Кроме того, он был виновен в "общем экономическом кризисе в стране" (40% респондентов), увеличении безработицы (36%), ухудшении условий жизни (36%) и в провале действий власти в ходе первой чеченской войны (34%).
Нужен новый лидер!
Интересно, что к середине 1999 года необходимость появления нового лидера осознавалась как и "сверху", так и "снизу", российскими избирателями.
Так, 69,8% россиян выступают за пересмотр итогов приватизации, восстановление ведущего положения государственного сектора.
72,9% — за расширение круга регулируемых цен
70,1% — за восстановление элементов государственного планирования
54,3% — за запрещение свободной купли-продажи земли
67,1% — за усиление государственного контроля за предпринимательской деятельностью.
Лишь 1,7% поддерживает сохранение контроля над природными богатствами страны за теми, кто стал их официальным собственником в результате реформ последних лет.
Одновременно 51,5% россиян являются сторонниками сохранения свободного обмена рублей на валюту
Парадокс
состоял в том, что В. Путин выступал как преемник Б. Ельцина, олицетворявшего прошлое. Таким образом, одной из задач стала презентация образа В. Путина как "антиельцина", который бы являлся сторонником эволюционного развития страны в кризисном периоде.
". К лету 1999 года в российском политическом пространстве сформировались две параллельные «партий власти»
Одна, сформированная вокруг Ю. Лужкова, впоследствии пошла на выборы под маркой "Отечество — Вся Россия" (ОВР).
Основные ресурсы первой коалиции
Крупные медиа-холдинги — один, находящейся под контролем правительства Москвы (ТВЦ), и другой, находящейся под контролем "Медиа-Моста" (прежде всего, НТВ);
Фигура популярного политика — Е. Примакова;
Также:
Административные и имиджевые ресурсы 18-ти губернаторов, что позволяло считать ОВР "партией власти";
Финансовые ресурсы бизнесменов, близких к лидерам ОВР.
Вторая «партия власти», - "кремлевская".Ее ресурсы:
Федеральные телеканалы, охватывающие 96% российской телевизионной аудитории;
Недавно созданная партийная организация — "Единство";
Административные ресурсы губернаторов, не примкнувших к ОВР;
Финансовые ресурсы "олигархов", близких к руководству страны
Основные политические игроки в "прокремлёвской коалиции»
Представители "Семьи президента" и имеющие к ней отношение "олигархи", такие как Р. Абрамович и Б. Березовский
"Питерская группа", ближайшее окружение В. Путина
К этой же группе можно отнести А. Чубайса, как выходца из Санкт-Петербурга
Разнородная группа умеренно настроенных лидеров "левой" оппозиции, таких как А. Подберезкин и А. Тулеев, многие региональные лидеры, по разным причинам не примкнувшие к группе ОВР, умеренные национал-патриотические силы, в том числе, часть КПРФ.
Несмотря на лучшее финансовое обеспечение "прокремлёвской" команды, команда Лужкова—Примакова имела более выигрышные стартовые позиции и крайне высокую степень доверия граждан к одному из ее лидеров.
Имиджевые характеристики В. Путина
Здоров физически и психически, находится в расцвете сил и возможностей, спортсмен
Порядочный и последовательный, хороший семьянин, любит животных (у него дома есть собака, белый пудель). Умеет хорошо разбираться в людях. В целом сдержан и рассудителен, но может, сорвавшись, нагрубить. Не забывает старых друзей, не выскомерен, заботится о простых людях, солдатах.
Опыт эффективной организационной работы на посту вице-мэра Петербурга, намек на удачное "шпионское прошлое".
Патриот, всегда отвечает за ситуацию на подконтрольном ему участке деятельности. Решимость навести порядок в стране.
Чувство юмора, общая эрудированность, но без "зауми".
уже к январю 2000 года, по данным ВЦОИМ, 56% россиян были готовы голосовать на выборах президента за В. Путина. А 74% — считали, что именно он станет следующим президентом страны
В итоге основной задачей штаба В. Путина стала игра на повышение явки на выборы уже сагитированных избирателей
"осторожное" информирование, о том, в какое количество бюджетных денег может обойтись проведение второго тура президентских выборов;
Программа Путина В.В.
формально программа Путина была предоставлена на суд избирателей в кратком варианте — "Открытом письме избирателям", опубликованном 25 февраля 2000 года. В этой "программе" практически не оказалось ничего "разделяющего", вызывающего отторжение у идеологически значимых групп российского электората. Даже рыночная тематика наполнена не либеральной (или "антикомандной"), а государственнической риторикой
Кроме того, за 2 месяца до выборов вышла книга В. Путина "От первого лица", составленная из различных интервью будущего президента. В ней пункты "программы" В. Путина были выведены из его человеческих убеждений и принципов.
Поскольку В. Путин на протяжении избирательной кампании являлся и. о. президента России, оставаясь председателем правительства, освещение его деятельности как государственного чиновника помогало ему занимать доминирующую позицию в общероссийском информационном пространстве
Доля времени на основных каналах российского телевидения кандидатов в президенты
Кандидат
Все каналы
В. Путин
48,3
ОРТ
Г. Зюганов
11,4
РТР
43,8
Г. Явлинский
А. Тулеев
8
10,2
53,3
НТВ
10,7
2,7
8
45,0
В. Жириновский
7,4
16,9
2,5
11,8
К. Титов
9,5
4,2
Э. Панфилова
11,3
4,5
2,6
С. Говорухин
2,8
5,6
8,7
Ю. Скуратов
16,9
4,3
5,5
2,6
1,9
А. Подберезкин
3,7
3,1
2,8
1,2
3,1
2,1
1,8
У. Джабраилов
2,9
2
2,4
2,8
Е. Савостьянов
2,1
1,8
3,9
1,9
0,6
1,4
1,5
1,4
1,4
1,1
Кандидаты в президенты
Все телеканалы, доля времени, %
В. Путин
Все телеканалы, суммарное время
29,4
Г. Зюганов
Результаты выборов
52 ч 28 мин
10,8
Г. Явлинский
А. Тулеев
52,94
19 ч 23 мин
11,3
В. Жириновский
5,7
20 ч 15 мин
29,21
5,8
10 ч 5 мин
10,7
К. Титов
2,95
Э. Панфилова
19 ч 3 мин
5,1
С. Говорухин
3,7
9 ч 3 мин
2,7
1,47
Ю. Скуратов
6 ч 34 мин
6,1
3,3
А. Подберезкин
10 ч 51 мин
1,01
0,44
5 ч 55 мин
4,1
У. Джабраилов
0,43
7 ч 19 мин
4,1
Е. Савостьянов
0,13
7 ч 18 мин
5,8
0,1
10 ч 19 мин
—
Выводы:
Во-первых, государственные телеканалы, являясь ключевыми звеньями российской медиаполитической системы, занимались не столько прямой рекламой В. Путина как кандидата на пост президента, сколько конструировали новую политическую реальность, задавая общую повестку дня, и "логику выбора" кандидата
Во-вторых, выявилась тенденция "насыщения" общественного мнения однородной информацией, особенно в стабильной социально-экономической ситуации. Иными словами, СМИ (действуя согласованно) могут эффективно и быстро манипулировать массовым сознанием исключительно в критические периоды перелома или смены приоритетов общественного мнения
В-третьих, за время предвыборной кампании В. Путина медиаполитическая система показала свои возможности как ключевого информационного ресурса его предвыборного штаба. Управляя различными информационными потоками, медиаполитическая система показала свои возможности в управлении политическим поведением людей средствами убеждения.