Приемы работы с историческими понятиями и терминами
Приемы работы с историческими понятиями и терминами
На уроках истории и обществознания важной частью урока является работа с новыми понятиями, либо деятельность обучающихся, организуемая учителем для закрепления, применения различных терминов. Интернет, дидактические пособия позволяют подобрать такие задания. Но многие учителя предпочитают самостоятельно, с учетом уровня подготовки обучающихся, их возрастных особенностей разрабатывать задания. В этом случае можно воспользоваться следующими приемами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с историческими понятиями и терминами»
Приемы работы с понятиями и терминами на уроках истории и обществознания
Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. Сегодня можно найти соответствующие задания в базе заданий ГИА, а можно разработать самостоятельно.
С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например1:
1."Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
5. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.
6. Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
7. Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.
8. Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.
Варианты:
а) не называть группы, а показать образец выполнения задания - написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения;
б) предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4 (5).
9. Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.
1 Алексеев Ю.Н. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику Шубина А.В. «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс»/ Ю.Н. Алексеев - «1С», 2006