Цель: охарактеризовать состояние экономических реформ периода перестройки и раскрыть причины провала реформ. Формировать у учеников умение анализировать и сравнивать экономические процессы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причины и начало перестройки»
Учитель: Сергеева Саргылана Алексеевна
Предмет: история,урок в 9 классе.
Тема: Причины и начало «перестройки». Чернобыльская катастрофа.
Цель: охарактеризовать состояние экономических реформ периода перестройки и раскрыть причины провала реформ. Формировать у учеников умение анализировать и сравнивать экономические процессы.
2.4. Политика «ускорения» и ее последствия в Украине.
Закрепление новых знаний.
Итоги урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организация учебной деятельности.
Изучение нового материала.
2.1.Перестройка – объективная необходимость.
УЧИТЕЛЬ: В течение короткого времени, с 1982 по 1985 год в Советском Союзе трижды произошла смена высшего партийно-государственного руководства.
ноябрь 1982 г. после продолжительной болезни скончался Леонид Брежнев.
его место занял Юрий Андропов, до этого длительное время руководивший КГБ. Андропов делал основную ставку на укрепление дисциплины, экономии, производительности труда, борьбе с коррупцией.
после продолжительной болезни в феврале 1984 г. Ю.Андропов умер, а на его место был избран 78-летний секретарь ЦК КПСС К.Черненко, который на тот момент уже был тяжело болен. В марте 1985 года он умер.
главой государства был избран достаточно молодой 54-летний М.С.Горбачев.
Социально-экономический кризис требовал коренных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества. В противном случае СССР неминуемо превратился в слаборазвитую страну, что могло спровоцировать стихийный социальный взрыв огромной силы с непредсказуемыми последствиями.
Термин «перестройка», впервые прозвучал в докладе М.Горбачева на апрельском пленуме 1985 года, который стал отправным пунктом последнего периода в истории Советского Союза.
Апрель 1985 г.– пленум ЦК КПСС, на котором был взят курс на перестройку.
Перестройка – улучшение управления хозяйственным механизмом, обновление, модернизация всех сфер жизни общества.
Задание. Постарайтесь самостоятельно определить причины перестройки.
(предположительный ответ)
1. Частая смена правительства, стареющий партаппарат, не способный к реформам и изменениям;
2. Необходимость реформ, вызванная кризисными явлениями в стране, отсталостью от европейских стран.
3. Избрание в 1985 году на должность генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева.
УЧИТЕЛЬ: Кроме экономических неурядиц в начале 1980-х годов в Украине обострилась экологическая ситуация. В 1980 г. на территории республики действовали 9 энергетических объектов, которые давали электроэнергии больше, чем вся дореволюционная Россия. Но каждая электростанция имела не совсем совершенное технологическое оборудование, уровень техники безопасности был не очень высокий. Хищническое отношение к добыче нефти и газа привело к тому, что с середины 1980-х гг. добыча газа уменьшилась вдвое, нефти – втрое, и могла полностью обеспечить себя газом и на 50 % - нефтью, однако стала полностью зависима от энергетических поставок России.
Бесхозяйственность в сельском хозяйстве вела к разрушению природной среды. Пахотные земли в Украине составляли 81 %, и все же оставался убыточным.
Немало предприятий, в том числе гиганты металлургии, горные и химические комбинаты, сооружали с координацией на старые технологии и проекты. Их эксплуатация ухудшала экологическую ситуацию окружающей среды.
Особенно страшной оказалась авария на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года. Причиной катастрофы стал взрыв на четвертом реакторе, в результате которого обвалились крыша и стены верхней части строения. На момент аварии в реакторе находилось 200 тонн радиоактивного урана и плутония. 3 % этих веществ попало в окружающую среду. Взрыв вызвал большой пожар, на тушение которого были направлены герои-пожарники. Только благодаря их подвигу, ценой собственной жизни удалось избежать большой трагедии. Эта была настоящая мировая катастрофа. Около ЧАЭС образовалась 30-ти км зона отчуждения, за пределы которой были выселены люди. На ликвидацию аварии были потрачены около 20 млрд крб. Радиационное загрязнение вызвало всплеск онкологических заболеваний.
Против власти развернули антитоталитарные движения.
2.4. Политика «ускорения» и ее последствия в Украине.
На первом этапе характер изменений носил поверхностный характер, но чем дальше, тем становилось очевидным то, что реформы должны быть более глубокими и времени катастрофически мало. М.С.Горбачев в июне 1987 года провозглашает политику «ускорения».
Политика «ускорения» - попытки ускорить темпы экономического развития, выйти из экономического кризиса, используя материально-техническую базу, без изменений социально-экономических отношений.
Перестройка коснулась таких сфер жизнедеятельности общества:
Экономика
Социальная сфера
Идеология
Внутренняя и внешняя политика
Задание.Представьте, что вы члены правительства, которые получили задачу проследить за развитием ситуации в разных сферах жизни общества, которых коснулась «перестройка». Вам в помощь предоставляется материал учебника и документы. Ваша задача не только выделить те реформы, которые вы встретите, но и дать свою оценку происходящего. На листах вы должны представить результат вашей работы.
Результаты работы представляются ребятами. Проводится беседа относительно выводов, сделанных учениками. Учитель обобщает и подводит итог.
Закрепление новых знаний.
Так как ключевое слово темы нашего урока «перестройка», мы сегодня закрепим материал путем перестройки фактов в логическую и правильную цепочку.
Горбачев, Брежнев, Черненко, Андропов;
Апрельский пленум ЦК КПСС – Чернобыльская катастрофа – политика «ускорения» - увеличение забастовочного движения.
Итоги урока.
Кризис советского строя подтолкнул руководящие органы к проведению реформ. Их инициатором стал генсек ЦК КПСС М.С.Горбачев. Но разработанные и внедренные реформы не отвечали реалиям современности, к тому же были, непоследовательными и частичными. В итоге не до конца продуманные эксперименты привели к распаду хозяйственного механизма и экономического краху. Таким образом перестройка привела к ликвидации тоталитарного режима и к распаду СССР.