kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причины победы советского народа в Сталинградской битве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

 Охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма, гордости за свою страну, свой народ. Показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.

Развивающие:

Развитие навыков работы с хронологией;

Развивать умения сравнивать и обобщать информацию, оценивать исторические события.

Планируемые результаты:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причины победы советского народа в Сталинградской битве. »


Тема: Причины победы советского народа в Сталинградской битве.



Трифанцова Анна Ивановна

учитель истории и обществознания

МБОУ-Доброводской СОШ






Тема урока: Причины победы советского народа в Сталинградской битве.


Цели урока:

Образовательные:


Охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма, гордости за свою страну, свой народ. Показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.


Развивающие:

Развитие навыков работы с хронологией;

Развивать умения сравнивать и обобщать информацию, оценивать исторические события.



Планируемые результаты:


Личностные:

  • повысить интерес к истории ВОВ;

  • стремление занять активную гражданскую позицию.


Метапредметные


  • развивать умения работать с разнородными историческими источниками;

  • развивать умения осмысливать, анализировать различного рода информацию.


Предметные:


  • показать роль Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне;

  • способность применять приемы исторического анализа для раскрытия мужества, стойкости солдат советской армии в ходе Сталинградской битве.



Ход урока.


1. Организационно-мотивационный этап.

Учитель: Великая Отечественная война… Все дальше и дальше от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.

В ходе изучения основных сражений Великой Отечественной войны мы особое внимание уделили Сталинградской битве. Мы рассмотрели ход боевых действий, отдельные операции, и ее результаты.

Сталинград – это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства. Слово «Сталинград» знают во всех странах мира. Однако некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля.

Поэтому нам необходимо определиться по теме нашего сегодняшнего разговора.

Так о чем мы сегодня будем говорить? Что вы предлагаете обсудить

Предполагаемые ответы учащихся .

В процессе дискуссии определяются три блока: значимость, причины, память.

Учитель: Хорошо, я поняла, мы должны будем найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов, (Открывает тему урока).

Чтобы решить эту проблему нам нужны факты и доказательства.. А самым ярким доказательством могут быть документы. Анализировать документы вы будете по группам, которые уже сформированы.

Прелагаю вам проанализировать следующие таблицы:

1. Состав сил в важнейших наступательных операциях на советско-германском фронте


Опера-

ции

Личный состав

(тыс. чел.)

Пушки и минометы (тыс.штук)

Танки и САУ

(тыс.штук)

Боевые самолеты

(тыс. штук)


СССР

Фаш. .блок

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш. Блок

Контрнаступление

Под Москвой

(1941-1942)

1100

1708

7,65

13,5

0,77

1,77

1,0

0,61

Контрнаступление под Сталинградом

1106

1101

15,5

10,29

1,46

0,67

1,35

1,21

Контрнаступление

Под курском

2266

900

33,0

10

4,8

1,8

4,3

2,1








2. Численность немецко-фашистских войск на советско-германском фронте


Время

Общее количество сухопутных

немецких войск (в тыс.)

К началу войны с СССР

3300

На ноябрь 1942 года

3405

На июль 1943 года

3495

На январь 1944 года

2885

В начале летне-осенней компании

1944 года

2700

В начале последнего этапа кампании

В Европе

2005


3. Состав сил в наиболее крупных операциях в Северной Африке и Италии


Операции

Личный состав

(тыс. человек)

Пушки и минометы

(тыс. штук)

Танки (тыс. штук)

Боевые самолеты

(тыс. штук)


Англо-амер. войска

Фаш. войска

Англо-амер. войска

Фаш. войска

Англо-амер. войска

Фаш. войска

Англо-амер. войска

Фаш. войска

Битва под Эль-Аламейном

(1942)

230

80

2,31

1,22

1,44

0,54

1,50

0,35

Сицилийская операция

478

255

1,8

-

0,6

Около

0,2

Более

4,0

Около

0,6


Задание

Проанализируйте источники 1-3. Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных?.


Ответы учащихся.

Анализ таблицы, рассказывающей о соотношении сил, позволяет сказать, что со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава, боевой техники в несколько раз больше, чем в сражениях под Эль-Аламейном и на Сицилии.

Учитель: итак, грандиозность и масштабность Сталинградской битвы не вызывает сомнения. В начале урока мы ознакомились, с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и сейчас, работая с различными историческими документами, мы выработаем свое мнение по данному вопросу. Давайте начнем с официальных документов.


  1. Официальный документ

Оперативный приказ №1 главного командования немецко-фашистских войск от 14 октября 1942 года:

«Сами русские в ходе последних боев были серьезно ослаблены и не могут зимой 1942/43 г. располагать столь большими силами, которые имелись у них в прошлую зиму».


Приказ Фюрера от 17 ноября 1942 года о продолжении действий 6-ой армии:

«…Трудности сражения под Сталинградом и снижение боевой мощи мне известны. Но сейчас трудности для русских еще больше. Если мы сейчас используем этот отрезок времени, то мы впоследствии сохраним больше своей крови».


2. Американский еженедельник «Таймс» о переходе Советских войск в контрнаступление под Сталинградом.

14 декабря 1942 года.


Германия терпит поражение в России, и это значит, что она проигрывает вторую мировую войну…

Из всего этого следует, что в Сталинграде практически попали в котёл примерно 300 тысяч немецких и румынских солдат. Окружение, пленение или уничтожение этой армии одновременно с потерей позиций вермахта на юге России станут для Гитлера куда большей катастрофой, чем разгром в Ливии.

Тайм , 1942, 14 декабря.


3. Воспоминания участника событий

Из дневника румынского офицера


« 19 ноября

русские открыли бешеный огонь по левому флангу 5-й дивизии. Такого огня я еще не видел… от артиллерийской канонады сотрясалась земля и сыпалось стекло…

20 ноября

С утра на участке дивизии «Прут» противник начал сильную артиллерийскую подготовку… 13-я дивизия была полностью разгромлена… Сейчас мы окружены войсками противника. В мешке оказались 5, 6, 15-я и остатки 13-й дивизии.


Немецкий обер-ефрейтор И. Цимах о боях в Сталинграде


20 ноября 1942 г.


Здесь сущий ад. Ничего подобного мы еще не переживали. К сожалению, всего я вам написать не могу. Если судьба позволит, то я вам когда-нибудь об этом расскажу. Сталинград – могила для немецких солдат. Число солдатских кладбищ растет. Это похоже на то, что творилось в Перроне на Сомме в войну 1914-1918 гг., с той разницей, что здесь все эти солдаты погибли в боях за один город.


Премьер-министр южно-американского союза фельдмаршал Я. Смэтс о военном искусстве советской армии в Сталинградской битве.


11 января 1943 г.


Я согласен, что действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу; они осуществляются с таким мастерством, на которые русские, как я думал, раньше были не способны. Продемонстрированы более искусные действия, чем прошлой зимой. Три или четыре крупные немецкие армии поставлены в очень опасное положение, и даже если только одна окончательно разгромлена и пленена, это будет исключительно серьезное поражение немцев.


4. Официальный документ


грамота президента США Ф. Рузвельта жителям Сталинграда:

«От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту Сталинграду, чтобы засвидетельствовать наше восхищение его доблестными защитниками, храбростью, силой духа и самоотверженностью, проявленными во время осады с 13 сентября 1942 до 31 января 1943 года, которые будут всегда вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против агрессии».


5. Официальный документ.


Обращение Сталинградского городского комитета обороны к жителям города.

Родные сталинградцы!

Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. Снова, как и 24 года тому назад, наш город переживает тяжёлые дни. Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке – Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Обер-бандит Гитлер бросает в бой всё новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.

Товарищи сталинградцы!

Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте бригады для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками – камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т.д.

Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас всё, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учинённые ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слёзы и кровь наших детей, матерей и жён.

23 августа 1942 года.


6. Взгляд исследователя


«Провал планов немецко-фашистского командования под Сталинградом ярко показал торжество сталинской стратегии, мудрость сталинского плана активной обороны и порочность немецкой стратегии и тактики».


Задания


  1. В чем заключается историческое значение Сталинградской битвы?

  2. Прав ли был автор источника 6, определяя причины победы под Сталинградом? Какие причины можете назвать вы?



Учитель: А теперь давайте рассмотрим проблему столкновения двух идеологий, силы духа, воли (используют пропагандистские документы, дневники, письма, памятки).


7. Письма с фронта


письмо неизвестного солдата.

Дорогой отец, Марфуша, Мария и Таня.

Не знаю, когда будет возможность связаться с вами, да и будет ли такая возможность. Сегодня уезжаю на фронт воевать. Иду защищать родину, освобождать Россию и родное Подгорное. Кто знает, что станется со мною…

Сентябрь 1942 год.


Письмо М.Ф. Митюкова для дочери Нади.


Надя, мне теперь нужно бить фашистов, чтобы они не грабили нас и не убивали детей, не кидали бы таких милых девочек, как вы – Надя и Эля – в горячую печку. (Как фашисты в Ростове делали). Большим дядям и мне, вашему папе, нужно дружными силами вместе бить зверских фашистов. Вот когда мы прогоним всех этих негодяев из нашей страны, тогда, должно быть, мы потанцуем с тобой, Надя, еще. Ну, а пока сыграй третий Штраусовский вальс без меня.

Октябрь 1942 год.


Письмо В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне


…Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной армии, как подобает погибать.


Декабрь 1942 год.


Письмо неизвестного солдата


«отправляя это письмо из окопов, мы клянёмся Вам, что до последней капли крови, до последнего вздоха, до последнего биения сердца будем отстаивать Сталинград, и не допустим врага к Волге!».


8. Памятка советского бойца


За наших матерей, жён и детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! Вперёд на полный разгром фашистских захватчиков! Вперед на Запад! Там ждут нас советские люди, временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая победа над немецко-фашистскими захватчиками.

Не давайте фашистам покоя ни днём, ни ночью. Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и всюду.

Сила армии в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина – залог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помните, что приказ командира – закон.


9. Памятка немецкого солдата


Помни и выполняй:


…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа.

После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце – для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний.

… У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

…Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, Америки, России. Ты – германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном – о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмет пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.


Задание

  1. прокомментируйте источники 7-9. Сделайте соответствующие выводы.



Учитель: А теперь ребята давайте вместе сделаем вывод по вашим выступлениям.


Вывод: Причины поражения фашистских войск под Сталинградом, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель – принизить значение Сталинградской битвы и исказить истинные причины победы советского народа. Мы считаем, что основные причины, определившие исход битвы на Волге, следующие:


- военное искусство и талант советских военачальников;

- мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;

- воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.


Учитель: Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотела бы услышать от вас, что нового вы узнали и чему научились в ходе самого урока и подготовки.


Ученики: Работая с разнородными историческими документами, мы узнали много исторических фактов и поняли, как важна работа историков и исследователей.


Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны эти новые сведения и зачем, возвращаться к этому и нам и историкам?

Ответ учащихся: Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого.

Учитель: Предлагаю минуту молчания.

Идет минута молчания и фрагменты из фильма «Сталинград».

Домашнее задание. Написать сочинение «Битва под Сталинградом - это действительно золотая страница военной истории нашего народа А.И. Еременко


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Причины победы советского народа в Сталинградской битве.

Автор: Трифанцова Анна Ивановна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Презентация "Возрожденный из пепла" "
    ["seo_title"] => string(40) "priezientatsiia-vozrozhdiennyi-iz-piepla"
    ["file_id"] => string(6) "228592"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441392976"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "«Выше всех Эверестов - Мамаев курган». "
    ["seo_title"] => string(41) "vyshie-vsiekh-evieriestov-mamaiev-kurghan"
    ["file_id"] => string(6) "184872"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426102168"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Разработка урока мужества для 5-9 классов «Подвигу народа -  жить в веках» "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-muzhiestva-dlia-5-9-klassov-podvighu-naroda-zhit-v-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "165037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729706"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час Дню Победы посвящается "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-dniu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "209287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431081621"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Предыстория города Волгодонск. "
    ["seo_title"] => string(33) "priedystoriia-ghoroda-volghodonsk"
    ["file_id"] => string(6) "134653"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416766051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства