kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Выше всех Эверестов - Мамаев курган».

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Классный час:«Выше всех эверестов - Мамаев курган»,расчитан на обучающихся 9 классов. Цель:раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге; на примере Событий Сталинградской битвы показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.В приложении имеются документы, необходимые для организации работы школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Выше всех Эверестов - Мамаев курган». »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1









«Выше всех Эверестов - Мамаев курган».

(Классный час для 9-х классов).




Учитель истории и обществознания

Карпушова Наталия Николаевна










Цель: раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге; на примере Событий Сталинградской битвы показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.


Оборудование: карта Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.;

фрагменты видеофильма Кипящий котёл; мультимедийный проектор со слайдами посвящёнными Сталинградской битве; исследовательские работы учащихся по данной теме; стенд; книги.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово.

Наш классный час посвящён сегодня Сталинградской битве. И чем дальше от нас это событие, тем противоречивее оценки о причинах победы советского народа в этой великой битве. Сегодня мы попытаемся опровергнуть мнение западных историков, и на основе анализа источников сделать свои выводы о причинах победы русского народа в этой битве.

План.

1.Наступательная операция немецкой армии.

2.Контрнаступление Советской армии.

3.Причины победы Советского Союза в Сталинградской битве.

4. Анализ произведения Ю. Бондарева. Горячий снег.

5. Выводы.

Задание по карте.

Но сначала вспомним, а как складывалась обстановка на советско – германском фронте в 1942 году?

( ученик показывает по карте).

Учитель. Гитлер планировал взять город 25 июля, поэтому с 17 июля начались бои на подступах к городу. К назначенной дате взять город не удалось. А с 23 августа началась тотальная бомбардировка в городе наступил кромешный ад.

(фрагмент фильма).

Учитель. Смерть разила людей повсюду. Несгибаемая стойкость, мужество, массовый героизм срывали штурм за штурмом. Не только в стране , но и за рубежом известны Дом Павлова, Мамаев курган.

  • А чем же они знамениты? Ребята, которые писали исследовательские работы, дайте небольшую справку.


Ученик, писавший исследовательскую работу по Сталинградской битве даёт небольшую справку.

Ученик, писавший исследовательскую работу по Сталинградской битве, даёт небольшую справку о Мамаевом кургане).

2.Учитель. Лишь спустя 4 месяца после начала битвы Советские войска перешли в контрнаступление.

Беседа

  • А как называлась эта операция? ( Уран.)

  • Каков результат операции Уран?

Ученик. ( ответ примерный). 2 февраля остатки блокированной группировки противника сдались в плен. Цвет гитлеровского вермахта нашёл могилу. Противник потерял 1\4 часть своих сил. Подобной катастрофы Германия не терпела. Начался перелом в ходе ВОВ.

3.Русский солдат одержал победу в этой битве, а мы попытаемся с вами разобраться в чём причины победы нашего народа в Сталинградской битве?

В западной историографии существует точка зрения о том, что мы одержали победу лишь благодаря зиме. Опять , как в декабре 1941 или в Отечественную войну 1812 года русские выиграли лишь благодаря суровому климату. А так ли это?

Задание. Чтобы сделать выводы историки опираются на источники, вот и вы сейчас опираясь на документы, определите причины победы русского народа.

Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками. Работа с документами. (документы на слайде).

Заместитель премьер – министра Великобритании К. Эттли о Сталинградской битве.19 января 1943 г.

«Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6 –я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских».

Американский публицист М. Уэрнер о советской победе под Сталинградом.

Весна 1943г.

« 19 ноября 1942 года под тяжёлыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло всё здание германской стратегии. Это событие послужило действительным поворотным пунктом в войне не потому. Что германская армия понесла потери и была вынуждена отступать , а потому, что германская стратегия явно обанкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство».

  • Премьер – министр южно – американского союзафельдмаршал Я Смэтс о военном искусстве советской армии в Сталинградской битве.

11 января 1943 г.

Я согласен , что действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу; они осуществляются с таким мастерством, на которое русские как я думал раньше не способны. Продемонстрированы более искусные действия, чем прошлой зимой. Три или четыре немецкие армии поставлены в очень опасное положение, и даже если только одна окончательно разгромлена и пленена, это будет исключительно серьёзное поражение немцев.

  • Немецкий обер - ефрейтор И. Цимах

о боях в Сталинграде.

20 ноября 1942 г.

здесь сущий ад. Ничего подобного мы ещё не переживали. К сожалению всего я вам описать не могу. Если судьба позволит, то я вам когда – нибудь об этом расскажу. Сталинград – могила для немецких солдат. Число солдатских кладбищ растёт. Это похоже на то, что творилось на Сомме в войну 1914 – 1918гг.. с той разницей , что все эти солдаты погибли в боях за один только город.

  • Заместитель главнокомандующего

сухопутными войсками США

генрал – майор Р. – П. Хортли о мужестве Советского народа.

Каждый солдат американской армии и Великобритании отностится с величайшим восхищением к мужеству, отваге и смелости Красной Армии и народов Союза Советских Социалистических республик.

  • Из дневника гитлеровского солдата.

14 октября 1942 года.

Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха не боятся огня…Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл единственная надежда.

  • 16 ноября 1942 года.

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до рождества мы вернёмся в Германию, и уверены что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов….Сталинград – это – ад.

  • Из письма ефрейтора О. Гельмана.

Описать, что здесь происходит невозможно. В Сталинграде сражаются все у кого есть голова и руки, - мужчины и женщины.

  • Письмо командования батареи матери воина орденоносца Н. А. Верендяева на Тамбовщину.
    Декабрь 1942г.
    Уважаемая Мария Григорьевна!

Ваш сын. Верендяев Николай Андреевич, в боях за Родину показал себя верным сыном Советского народа. В самые горячие минуты боя. Когда фашисты обливали нас градом снарядов, мин и пуль, наши бойцы презирая смерть, бесстрашно рвались вперёд. В этих рядах был и ваш сын. Он, командуя орудием, со своими боевыми товарищами. Самоотверженно оказывал помощь продвижению наших бойцов вперёд. В одном из боёв его орудием уничтожено две огневые точки противника и 50 немцев…

командир батареи.

  • Письмо политрука Н. Луткова соим землякам на Тамбовщину.

октябрь 1942 г.

Тяжёлые дни переживает наша Родина. Подлый и злобный враг остервенело рвётся к жизненным центрам нашей страны, хочет поработить нас. Мы будем также беззаветно сражаться за честь свободу, независимость как и прежде.

Письмо М. Ф. Митюкова для дочери Нади.

Надя, мне теперь надо бить фашистов. Чтобы они не грабили нас и не убивали детей, не кидали бы таких милых девочек. Как вы Надя и Эля – в горячую печку. Большим дядям и мне вашему папе, нужно дружными силами вместе бить зверских фашистов. Вот когда прогоним мы всех этих негодяев из нашей страны. Тогда должно быть. Мы потанцуем с тобой. Ну, а пока сыграй Штраусовский вальс без меня.

Октябрь 1942


Формирование причин победы. Примерные.

  • Военное искусство и талант советских военачальников.

  • Мужество и стойкость советских солдат.

  • Воля к победе.

Среди защитников Сталинграда, тех кто проявлял мужество и героизм были и наши земляки. Многие из которых сражались во второй гвардейской армии.

- Что входило в задачи второй гвардейской армии. ( справка ученика писавшего исследовательскую работу по Сталинградской битве).

Ученик. Остановить продвижение войск Майнштейна шедших на выручку окружённой группировки Паулюса. 24 декабря солдатами 2 – ой гвардейской армии части Манштейна

Были отброшены от Сталинграда на 125 километров. Стелла в честь 2 – ой гвардейской армии находится в пригородном лесу под Тамбовом.

Учитель. Защищали Сталинград и жители Сосновского района среди них Иван Фёдорович Казарцев.

Ученик. ( справка ученика писавшего исследовательскую работу по Сталинградской битве).

Героизмом отличались не только на передовой. Победа ковалась ещё и в тылу. Ни секрет для вас, что в полях и на заводах без выходных работали женщины старики дети. « Всё для фронта всё для победы » - было лозунгом тех лет.

( фрагмент фильма).

Так вели себя и наши земляки.

Ученик. ( справка ученика писавшего исследовательскую работу по Сталинградской битве даёт небольшую справку о почине).

Из только что изложенных фактов определите ещё причину победы в этой битве?

На основе изложенного материала ученики должны сформулировать ещё одну причину победы в Сталинградской битве.

- Самоотверженность и упорство тружеников тыла.

Как бы в доказательство всего сказанного ученики приводят факты из произведения «Горячий снег».

Подводя итог, скажите какие выводы можно сделать о приводимой западными историками причине победы советского народа?

Ученик. Причины победы являются необоснованными.

  • А какова цель таких выводов.

Ученик. (приблизительно). Принизить значение Сталинградской битвы, и исказить истинные причины победы советского народа.

Учитель.Я надеюсь, что благодаря сегодняшнему классному часу, вы усвоили истинные причины победы русского народа. Потому что, они построены на фактическом материале, а не на предположениях. Изучая историю этой битвы, так и проносятся слова Гроссмана: « Люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Да они были простыми смертными. Фашистов охватывал ужас и страх не только перед нашим оружием и боевой техникой. сколько перед силой духа русского характера, мужеством Советского солдата.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Выше всех Эверестов - Мамаев курган».

Автор: Карпушова Наталия Николаевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184872


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства