kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правление князя Владимира и Крещение Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

  • дать представление о личности великого князя, ре­шившегося на принятие христианства всей  страной,
  • обосновать объек­тивные и субъективные причины этого шага.

Основное содержание: Правление  Владимира. Выбор веры. Крещение Киева и Новгорода.                                          Трудный путь новой веры.

Личность в истории: Владимир Святой.

Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX — начале XII вв.», мультимидийная                                             установка, карточки  с  характеристиками  религий, репродукция                                         картины «Крещение  Руси».

Ход урока

I. Организационный  момент.

    В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.  

II. Проверка  изученного  на  прошлых  уроках.

  1. Фронтальный  опрос.
    1. Какова была структура древнерусского общества?
    2. Когда образовалось Древнерусское государство, и какие земли входили в его состав?
    3. Когда  образовалось  государство у славян.
    4. Какие союзы племен, племена и народы относились к восточным славянам?
    5. Как влияли природно-климатические условия на занятия славян?
    6. Как влияли природно-климатические условия на традиции и верования восточных славян?

III. Изучение  нового  материала.(слайд  №1)

            ( Слайд  №2)Перед началом объяснения нового материала  перед шестиклассниками  ставится  проблемный вопрос, за­писанный   для наглядности на доске: «Почему Русь приняла именно  христи­анство, его  православную  ветвь?» В конце урока к этому вопросу необхо

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правление князя Владимира и Крещение Руси»

Правление князя Владимира и Крещение Руси

Цели урока:

  • дать представление о личности великого князя, ре­шившегося на принятие христианства всей страной,

  • обосновать объек­тивные и субъективные причины этого шага.

Основное содержание: Правление Владимира. Выбор веры. Крещение Киева и Новгорода. Трудный путь новой веры.

Личность в истории: Владимир Святой.

Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX — начале XII вв.», мультимидийная установка, карточки с характеристиками религий, репродукция картины «Крещение Руси».


Ход урока


I. Организационный момент.

    В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.  


II. Проверка изученного на прошлых уроках.

  1. Фронтальный опрос.

    • Какова была структура древнерусского общества?

    • Когда образовалось Древнерусское государство, и какие земли входили в его состав?

    • Когда образовалось государство у славян.

    • Какие союзы племен, племена и народы относились к восточным славянам?

    • Как влияли природно-климатические условия на занятия славян?

    • Как влияли природно-климатические условия на традиции и верования восточных славян?


III. Изучение нового материала.(слайд №1)

( Слайд №2)Перед началом объяснения нового материала перед шестиклассниками ставится проблемный вопрос, за­писанный для наглядности на доске: «Почему Русь приняла именно христи­анство, его православную ветвь?» В конце урока к этому вопросу необходимо вернуться. При нехватке времени отнеси­те его к домашнему заданию, но обязательно поставьте в начале следующего урока.

1. Личность в истории.

В 963 г. у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын, которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. (Вспомним, что бабушка, княгиня Ольга, уже шесть лет была христианкой.) Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 г., в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил стар­ший сын Святослава Ярополк.(слайд №3)

В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий — у него было пять жен и многочис­ленные наложницы. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога, Хорса (сол­нечного коня), Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно). Этим идолам приносились даже человеческие жертвы. Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, бол­гар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними.

2. Эвристическая беседа. Причины поиска единой религии.(слайд №4)

В 10 в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной». Почему?

Язычество по ряду причин не удовлетворяло Владимира. Почему?

Восточные славяне были язычниками — приносили жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды.

К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось расслоение народа, киевские князья наладили хорошие контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всего этого. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета.

Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.        
Сначала была предпринята попытка реформировать язычество.

В 980 г. он приказал свести всех идолов в капище на берегу Днепра и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу.

Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям.

Выслушаем их послов.

2. Игра «Послы новой веры».

Детям предлагается выступить в роли князя Владимира и попробовать самим определить, какую религию выбрать для Руси.

Раздаются карточки с характеристиками трёх главных религий – христианство (католичество и православие) и ислам.

Христианство.(слайд №5)

В основе христианства – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни.

Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества.

Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом.

Священное Писание христиан – Библия – это не изложение вероучения и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека, это речь Бога, обращенная к людям.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных – все грешники, все “рабы божьи”.

Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его.

Православие.(слайд № 6)

Слово «православие» – перевод греческого «ортодоксия». «Ортос» – «правильный» », а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление».

В православной церкви никогда не было массовых гонений типа «святой инквизиции», хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы.

Христианство, его единобожие, признанием Бога источником власти и порядка в обществе.

Способна объединить разрозненные, до боли не похожие друг на друга и проживающие в разных уголках страны народы и племена.

«Если бы вера во Христа не была лучше других, вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией.

В Греческой земле, там, где служат они богу своему, и не узнаешь — на небе или на земле находишься : ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать.

Католичество.(слайд №7)

Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» - «всеобщий». «Экклесия кафолика» означает «всеобщая (соборная) Церковь».

Католическая Церковь – значит всеобщая, вселенская, претендующая на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу – Папу.

Католические священники (дававшие обет безбрачия и потому не связанные в своей деятельности лично-семейными интересами, целиком отдававшие себя службе, интересам церкви) ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали еретиков.

У немцев в храмах их видели различную службу, но красоты не видели никакой.

Ислам.(слайд № 8)

Её основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле.

В исламской религии Аллах – бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких бы то ни было самостоятельных существ.

На страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные в рай.

Священная книга мусульман – Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда.

Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству.

Словом, Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять – исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Любой чиновник обязан был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т.е. считаться с ролью духовенства, с силой религии.

В Болгарии молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

Буддизм.(слайд №9)

Буддизм – религия преодоления страданий.

Успокоение – вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь.

Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворённое желание – всё это страдание.

Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путём лежит полное освобождение.

В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым и злым.

Главное в буддизме – этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхъестественных сил.


После обсуждения в группах, ребята приводят свои доводы по поводу своего выбора религии.

Выбор пал на христианскую православную веру.

3. Рассказ о Крещении Руси.

Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс при­нятия христианства на Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помощь императорам Кон­стантину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спе­шили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился выполнить их решающее условие — принять христианство. Решив поторопить «за­бывчивых» братьев, Владимир берет Херсонес (район современного г. Севастополя), откуда рукой подать до Константинополя.

Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала жениху поспе­шить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении . Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купе­ли он прозрел...

Возвратившись в Киев с венчанной женой, Владимир на реке Почайне крестил киевлян. Деревянные идолы безжалостно уничто­жались. Вот как описывается эта процедура: «Русы садились на зем­лю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с недоволь­ным видом. Они не понимали, что происходит с ними, но не осме­ливались нарушить волю князя. Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам диких коней, и они умчали его далеко в поле. Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр. Кумир покачивался в воде и упрямо приплывал к берегу, и женщи­ны кричали, простирая к нему руки:

— Выплывай, выплывай, светлый Бог!

Но княжеские воины отталкивали идола от берега, и, подхвачен­ный течением, он поплыл вниз по реке, к порогам, и вскоре скрылся из виду. Однако многие не хотели расставаться со своим божеством, плакали, и им казалось, что вот-вот загремит гром и молния пора­зит нечестивцев, поднявших руку на Бога»...

Князь Владимир, будучи язычником, предавался различным по­рокам, отличался жестокостью. Христианская вера совершенно из­менила его. В своем дворце князь ежедневно раздавал милостыню бедным, а для убогих и больных повелел развозить по домам еду и одежду. Такая интересная деталь: став христианином, Владимир не решался даже казнить разбойников и спрашивал у епископов, нет ли в этом греха...».

4. Поисковая работа учащихся. Значение принятия православия на Руси.(слайд №10)

Работа по учебнику – стр. 41 (выделить значение принятия христианства на Руси)

Вместе с христианством на Руси появились и служители новой религии — духовенство: священники, епископы (лица, занимаю­щие одну из высших должностей в Церкви), митрополиты (один из высших санов, глава крупной епархии, подчинен только патриарху). В городах и селах воздвигали церкви. В Киеве при Владимире были построены церковь святого Василия и большая каменная церковь Богородицы. Для управления церковью на Руси в первое же десяти­летие после принятия христианства была образована митрополия с центром в Переяславле и три епископии — Киевская, Новгородская и Белгородская. Первыми русскими митрополитами были греки, при­ехавшие в Киев.

В каждом русском городе были построены свои главные городс­кие соборы.

Но еще несколько веков жители Руси продолжали одновременно поклоняться и языческим богам.


III. Закрепление изученного на уроке.

  • Какими путями шел князь Владимир к созданию единой религии на Руси?

  • Как и когда проходило крещение Руси?

  • Каково значение принятия христианства на Руси?


IV. Домашнее задание.

§ 5, документ, записать в тетрадь выделенное значение принятия христианства на Руси.


V. Итог урока.(слайд №11, колокола)

Чтение документа:

«Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Репродукция картины «Крещение Руси»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правление князя Владимира и Крещение Руси

Автор: Скидская Ольга Николаевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Крещение Руси "
    ["seo_title"] => string(19) "krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "159183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421856421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) ""Князь Владимир и крещение Руси"."
    ["seo_title"] => string(36) "kniaz_vladimir_i_krieshchieniie_rusi"
    ["file_id"] => string(6) "382190"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485030459"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Методический материал по истории отечества на тему:" Князь Владимир""
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskii-matierial-po-istorii-otiechiestva-na-tiemu-kniaz-vladimir"
    ["file_id"] => string(6) "288143"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454589746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методический материал по истории Отечества на тему:" Князь Владимир X-XI в.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskii-matierial-po-istorii-otiechiestva-na-tiemu-kniaz-vladimir-x-xi-v"
    ["file_id"] => string(6) "288152"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454590133"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "10 класс Тест "Первые русские князья" 5 вариантов "
    ["seo_title"] => string(53) "10-klass-tiest-piervyie-russkiie-kniaz-ia-5-variantov"
    ["file_id"] => string(6) "110136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1405586233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства