Просмотр содержимого документа
«"Князь Владимир и крещение Руси".»
Тема: Правление князя Владимира и крещение Руси.
Цель: рассказать о князя Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.
Задачи:
Обучающая:
познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;
выяснить причины принятия христианства;
историческое значение принятия христианства;
Развивающая:
развивать навыки с текстом;
развивать интерес к изучению истории родного государства;
воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.
Воспитательные:
воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;
воспитывать патриотическое сознание учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска.
Основные понятия:
язычество, усобица, религия, христианство.
Ход урока
1. Оргмомент.
Добрый день, ребята!
Сегодня урок истории не совсем обычный. Он будет проходить в форме устного журнала «Князь Владимир и крещение Руси».
Наша задача изучить содержание страниц журнала:
Познакомиться с личностью князя Владимира;
Выяснить причины принятия христианства;
Объяснить значение этого события.
После прочтения страниц вы будете отвечать на викторину.
2. Актуализация знаний, умений и навыков.
Помогите пожалуйста мне составить родословную князей Рюриковичей с которыми мы познакомились на предыдущих уроках истории.
Загадки: о ком идёт речь?
1. Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
2. Ходил в поход на Царьград, Да только сам тому не рад. Сожжен был «греческим огнём», Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
3. Хитра, княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась. Потребовав с древлян лишь голубей, Она смогла их воли подчинить своей. (Ольга)
4. Сел княжить первым в Киев он, И покорил Царьград потом. Вез из полюдья в Киев он товары, И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5. Он смел, был и умен без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
6. Он начал с наведения порядка на Руси Железною рукой громил болгар, поляков. Отправил он из Киева варягов, И в веру христианскую он русичей крестил. (Владимир Святославович)
3. Объяснение нового материала.
Итак мы с вами вспомнили последовательность правления первых русских князей. И наша последняя загадка была посвящена князю Владимиру. И это не случайно.
Тема нашего урока: «Князь Владимир и крещение Руси»
Объяснить уч-ся основные моменты урока, что они должны будут сделать.
Сообщение «Краткая биография князя Владимира».
972 г.
- умер князь Святослав
-начало междоусобной войны между братьями
В 980 году начал править Владимир Святославович, в народе его называли Красное Солнышко.
Он начал своё правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племён, на юге построил сильную оборонительную линию от печенегов, присоединил Перемышль и Червонную Русь.
Озвучить основные моменты его биографии, чтобы учащиеся сумели записать.
3 страница нашего журнала называется «Языческая Русь».
Но главным событием правления Владимира Святославича стало Крещение Руси.
А давайте вспомним, какая вера была до крещения Руси?
Что значит язычество?
Язычество (от церк.-слав. языцы – народы, иноземцы)
А в что верили русичи?
В древней Руси обозначение дохристианских верований, связанных с обожествлением сил природы. Например, славянские боги: Перун – бог грома и молнии, Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня и т.д. Наряду с «высшими» богами, окружающий мир у древних славян был населен самыми разными «низшими» сверхъестественными существами (леший, водяной, домовой, русалки и т.д.). Реформы в Киеве поставили шесть богов во главе с Перуном и только этим богам можно поклоняться. Постепенно языческие верования заменялись мировыми религиями.
Мы с вами видим что вера восточных славян связана в основном с их занятиями и отражает их общинное равенство.
И за чего он выбрал эту веру?
Рассматривая исторический источник «Повесть временных лет» нам рассказывает, что 986 г. в Киеве появились представители всех трёх стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержанием от вина не есть свинины, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле.
Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе. Так по легенде, свершился выбор веры.
Давайте с вами попробуем вместе на стр. 49-51 выбрать причины принятия христианства.
Причины принятия христианстива:
укрепил княжескую власть.
объединил племена.
улучшил международное положение Руси.
Что ещё побудило князя принять эту веру?
Модульный ответ.
Крещению русского князя помог случай. В то время византийскими императорами были братья – Василий II и Константин VIII. Их военачальник Варда Фока поднял мятеж и провозгласил себя императором. Тогда они обратились за помощью к русскому князю. Владимир согласился, но поставил условие. Он хотел жениться на сестре императоров- принцессе Анне. Но это не могло произойти без крещения, т.к. князь Владимир – язычник, а Анна – христианка.
1 августа 988 г. – в Херсонесе (по славянски Корсунь) греческие священники крестили князя Владимира. (чтение)
Вопросы:
Перун – это бог грома и молнии? (да)
Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)
Крещение князя состоялось 988 году?(да)
Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
Читает учитель: Текст раздаточного материала (чтение)
«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:
«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить(ставить) церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
(Из «Повести временных лет» о крещении Руси)
Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.
Подчеркнуть название реки.
Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов.
Значение принятия христианства:
Появление письменности.
Строительство храмов. (Закладка десятинной церкви в Киеве)
Появление иконописи.
Появление летописания.
Признание Руси многими странами.
Закрепление в виде викторины.
1. Кто крестил Русь?
А) Святослав
Б) Владимир
2. Что способствовало принятию христианства?
А) Доступность и простота вероисповедания
Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем
3. Где был крещен Владимир.
А) Херсонес
Б) Киев
4. Из какой страны пришло христианство?
А) Византии
Б) Булгария
5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
А) Не умели строить
Б) Поклонялись идолам
6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.
А) Начала распространяться письменность
Б) Укрепление связи с Византией
7. Когда было введено христианство?
А) 988 г.
Б) 998 г.
8. В чем культурное значение введения христианства?
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(219) "Могут ли Святой Могут ли Сергий Радонежский и Князь Владимир быть нравственными идеалами для современного школьника? "
["seo_title"] => string(128) "moghut-li-sviatoi-moghut-li-sierghii-radoniezhskii-i-kniaz-vladimir-byt-nravstviennymi-idiealami-dlia-sovriemiennogho-shkol-nika"
["file_id"] => string(6) "222165"
["category_seo"] => string(3) "ork"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435924311"
}
}