kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

 

                                  Экскурсия в первобытный мир

Цели урока:

1. Систематизировать знания учащихся по теме "Жизнь первобытных людей".

2. Проверить качество усвоения пройденного материала.

3. Продолжить формирование учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.

Материалы урока состоят из разработки и презентации. В презентации кроме основного материала, содержится видео физкультминутки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)



Экскурсия в первобытный мир

Цели урока:

1. Систематизировать знания учащихся по теме "Жизнь первобытных людей".

2. Проверить качество усвоения пройденного материала.

3. Продолжить формирование учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.



Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древ­них людей: их

внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот пе­риод времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня. Мы повторим и обобщим знания по теме « Жизнь первобытных людей».


Для этого мы совершим виртуальную экскурсию в первобытный мир и посмотрим на жизнь наших далеких предков. Но сначала нужно определить географию расселения древних людей.

СЛАЙД №2

  1. Назовите материк, на котором появился древний человек.

  2. Назовите океаны, омывающие этот материк.

  3. Назовите крупные реки материка.

  4. Отметить область прародины человека. Почему человек появился именно в этих регионах земного шара?

Ну а теперь мы посетим стоянку первобытного человека

СЛАЙД №3

Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных.

Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей?



СЛАЙД № 4

Представьте, что вы встретили первобытных людей. Что вы можете рассказать об их жизни?

Дальнейшая экскурсия продолжится во времена «человека разумного»

СЛАЙД №5

Здесь мы видим два коллектива людей. Какой из них более древний? Укажите изменения, происшедшие в жизни людей, изображенных на рисунках.



Давайте проясним, чем занимались люди «разумные». Для этого решим несколько задач.

СЛАЙД №6

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

СЛАЙД №7

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.

Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.

Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.



СЛАЙД №8

Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников. Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями.

СЛАЙД №9

Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование.

СЛАЙД №10

 В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей. Так была открыта пещерная живопись. Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей?

СЛАЙД №11

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела

Племя жило в пещере и не строило хижин

Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.

Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.

СЛАЙД №12

В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.

Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее?

СЛАЙД №13

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.

А теперь физкультминутка

СЛАЙД № 14

СЛАЙД №15

Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно племя занимается собирательством и охотой, другое наряду с этими занятиями - земледелием и скотоводством.

Предположите, какое племя жило в лучших условиях. Какие у него могли быть продукты труда?

А теперь небольшой видеофрагмент

СЛАЙД №16

О появлении, какого вида хозяйственной деятельности человека идет речь в видеофрагменте. Когда и где оно возникло? Какие использовались орудия труда?

СЛАЙД №17

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?


Археология.

Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).

Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:

  • знали (или не знали) гончарное ремесло;

  • изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);

  • торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.


СЛАЙД №18

Около 6 тыс. лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, приобретают новую форму.

Догадались ли вы, что это за камни? Что вы знаете об этом открытии первобытных людей? Каким главным преимуществом обладали новые орудия труда?



Чтобы не заблудиться на нашей экскурсии во времени необходимо вспомнить счет лет в истории

СЛАЙД №19

Иногда ученики считают, что мы ведем счет лет от того времени, когда на Земле жили древнейшие люди. Правильно ли это утверждение? От какого события мы сейчас ведем счет лет? Как возник счет времени по годам («по летам»)?

СЛАЙД №20

  1. Царь начал править в 23 г. до н. э., а умер в 12 г. н. э. Сколько лет он правил? (35)

  2. Событие произошло в 124 г, до н. э. Сколько лет назад это было? (2138)

  3. Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век?

  4. Какой год был раньше и на сколько раньше - 65 г. до н. э. или 40 г. н. э.?

  5. Если захоронение было сделано в 80 г. до н. э. и в прошлом году археологи его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле?

В заключенье нашей экскурсии, чтобы закрепить полученные ранее и добытые на сегодняшнем уроке знания, проведем небольшой тест

СЛАЙД №21

1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун

б) лук

в) рубило

2. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

а) корова

б) лошадь

в) собака

3. Кто управлял родовой общиной?

а) цари

б) жрецы

в) старейшины

4. Выберите причину появления религии:

а) не умение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы

в) желание человека отличаться от животных.

5. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота

б) скотоводство

в) собирательство

6. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) медь

б) бронза

в) железо

7. Из чего первобытные люди делали первую одежду?

а) из шелка

б) из шкур диких животных

в) из хлопка.

8. Первое орудие труда первобытного человека:

а) мотыга

б) заостренный камень

в) плуг



К сегодняшнему уроку ребята подготовили рисунки, на тему «первобытное общество». Урок мы закончим экскурсией по нашей картинной галерее.































МБОУ «СОШ с Каменный Яр»









Жизнь первобытных людей

Обобщающе-повторительный урок





Учитель истории и обществознания

Мурашкин Е.А.























2014 г

Просмотр содержимого презентации
«Обобщающе-повторительный урок»

МБОУ «СОШ с.Каменный Яр» Жизнь первобытных людей Обобщающе-повторительный урок Учитель истории и обществознания Мурашкин Е.А.

МБОУ «СОШ с.Каменный Яр»

Жизнь первобытных людей

Обобщающе-повторительный урок

Учитель истории и обществознания

Мурашкин Е.А.

Назовите материк, на котором появился древний человек. Назовите океаны, омывающие этот материк. Назовите крупные реки материка. Укажите область прародины человека.
  • Назовите материк, на котором появился древний человек.
  • Назовите океаны, омывающие этот материк.
  • Назовите крупные реки материка.
  • Укажите область прародины человека.

Африка

Атлантический

океан

Индийский

океан

Какими были люди

Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных.

Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей?

Представьте, что вы встретили первобытных людей. Что вы можете рассказать об их жизни?

Представьте, что вы встретили первобытных людей. Что вы можете рассказать об их жизни?

Здесь мы видим два коллектива людей. Какой из них более древний?  Укажите изменения, происшедшие в жизни людей, изображенных на рисунках.

Здесь мы видим два коллектива людей. Какой из них более древний?

Укажите изменения, происшедшие в жизни людей, изображенных на рисунках.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников. Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями.

Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников. Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

В 1879 году археолог-любитель Марселино  Санс де Саутуолла с дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей. Так была открыта пещерная живопись. Объясните, о чем свидетельствуют рисунки первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей?

В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуолла с дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на

на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей. Так была открыта пещерная живопись. Объясните, о чем свидетельствуют рисунки первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей?

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.  Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. . Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие. Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее?

В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. . Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.

Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее?

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

А теперь физкультминутка

А теперь физкультминутка

Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно племя занимается собирательством и охотой, другое наряду с этими занятиями - земледелием и скотоводством. Предположите, какое племя жило в лучших условиях. Какие у него могли быть продукты труда?

Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно племя занимается собирательством и охотой, другое наряду с этими занятиями - земледелием и скотоводством.

Предположите, какое племя жило в лучших условиях. Какие у него могли быть продукты труда?

О появлении, какого вида хозяйственной деятельности человека идет речь в видеофрагменте.  Когда и где оно возникло?  Какие использовались орудия труда? Каким образом получали муку?

О появлении, какого вида хозяйственной деятельности человека идет речь в видеофрагменте.

Когда и где оно возникло?

Какие использовались орудия труда?

Каким образом получали муку?

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках. Какая это наука?

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука?

Около 6 тыс. лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, приобретают новую форму. Догадались ли вы, что это за камни? Каким главным преимуществом обладали новые орудия труда?

Около 6 тыс. лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, приобретают новую форму. Догадались ли вы, что это за камни? Каким главным преимуществом обладали новые орудия труда?

Иногда ученики считают, что мы ведем счет лет от того времени, когда на Земле жили древнейшие люди. Правильно ли это утверждение? От какого события мы сейчас ведем счет лет? Как возник счет времени по годам («по летам»)?

Иногда ученики считают, что мы ведем счет лет от того времени, когда на Земле жили древнейшие люди. Правильно ли это утверждение? От какого события мы сейчас ведем счет лет? Как возник счет времени по годам («по летам»)?

наша эра до нашей эры 5 4 3 2 6 1 5 4 3 2 1 рх

наша эра

до нашей эры

5

4

3

2

6

1

5

4

3

2

1

рх

  • 35
  • Царь начал править в 23 г. до н. э., а умер в 12 г. н. э. Сколько лет он правил?
  • Событие произошло в 124 г, до н. э. Сколько лет назад это было?
  • Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век?
  • Какой год был раньше и на сколько раньше - 65 г. до н. э. или 40 г. н. э.?
  • Если захоронение было сделано в 80 г. до н. э. и в прошлом году археологи его обнаружили, то сколько лет оно пролежало в земле?
  • 2138
  • 2014
  • 20 идет 21
  • 65 г на 105 лет
  • 2093
1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу? а) гарпун б) лук в) рубило 2. Первое домашнее животное, прирученное человеком? а) корова б) лошадь в) собака а) цари б) жрецы в) старейшины 3. Кто управлял родовой общиной?
  • 1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
  • а) гарпун
  • б) лук
  • в) рубило
  • 2. Первое домашнее животное, прирученное человеком?
  • а) корова
  • б) лошадь
  • в) собака
  • а) цари
  • б) жрецы
  • в) старейшины
  • 3. Кто управлял родовой общиной?
4. Выберите причину появления религии а) не умение человеком объяснять явления природы б) боязнь человека перед стихией природы в) желание человека отличаться от животных. а) охота б) скотоводство в) собирательство 5. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
  • 4. Выберите причину появления религии
  • а) не умение человеком объяснять явления природы
  • б) боязнь человека перед стихией природы
  • в) желание человека отличаться от животных.
  • а) охота
  • б) скотоводство
  • в) собирательство
  • 5. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
6. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда: а) медь б) бронза в) железо а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка. 7. Из чего первобытные люди делали первую одежду? а) мотыга б) заостренный камень в) плуг 8. Первое орудие труда первобытного человека:
  • 6. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
  • а) медь
  • б) бронза
  • в) железо
  • а) из шелка
  • б) из шкур диких животных
  • в) из хлопка.
  • 7. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
  • а) мотыга
  • б) заостренный камень
  • в) плуг
  • 8. Первое орудие труда первобытного человека:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

Автор: Мурашкин Евгений Алексеевич

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства