kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повседневная жизнь на Руси»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Повседневная жизнь на Руси» (урок – игра, рассчитан на 45 минут). Цели и задачи урока: - познакомить с устройством и убранством русского дома; - раскрыть особенности уклада жизни; - показать различия в одежде русского народа; - сформировать представление о трудностях жизни средневекового человека; - показать связь языческих праздников и христианских; - продолжить работу над формированием основных умений; - продолжить работу над формированием познавательного интереса; - продолжить работу по формированию навыков работы в группе. План урока. 1. Русский дом: внешний вид, убранство, домашняя утварь. Игра «Мы строим дом». 2. Повседневная жизнь. 3. Одежда в Древней Руси (демонстрация и традиционной русской одежды). 4. Христианские и народные праздники. Основные термины и понятия: Изба, подклеть, горница, светлица, терем, хоромы, «красный уголок», древнерусский календарь, православные праздники- Двунадесятые и Великие. Межпредметные связи: История Средних веков темы «В рыцарском замке», «Средневековая деревня и её обитатели», «Горожане и их образ жизни» ( использование поделок уроков истории Средних веков – замок, ратуш, макет площади). Литература пословицы и поговорки (Выставка библиотечных книг), сказки А.С.Пушкина. Ход урока: 1. Организационный этап урока: 1.1.Учитель ставит перед обучающимися цели и задачи урока, сообщает о том, что урок – это игра «Мы строим дом», демонстрация одежды и многое другое о чем мы узнаем на уроке работая по плану (учитель обращает внимание на доску, где план записан) – 2 минута.. 1.2. Работа начинается с активизации познавательного интереса. Обучающимся предлагается, в течение 3-х минут, используя заголовок параграфа записать в тетрадях, о чем будет идти речь, а в конце урока будет проведена проверка «ожиданий» обучающихся. 1.3. Учитель по окончании работы предлагает в назывном порядке показать первоначальные знания по заданной теме. На доске фиксируется запись «Что хотим узнать?» (учитель записывает ответ обучающихся) – 2 минута.. 2. Новая тема. 2.1.Работа по плану урока, который записан на предоставленном слайде «Русский дом: внешний вид, внутреннее устройство и домашняя утварь». Учитель предлагает ребятам смастерить макет русской избы. Для её строительства используется деревянный конструктор «Русская изба», но конструктор не просто собирается, каждый ряд бревен сопровождается сообщениями учеников о внешнем виде русской избы, о том какие помещения в ней были (сообщения подготовили в ходе опережающего задания 3 человека). Изба построена, и учитель предлагает сравнить её с хоромами бояр, используя при этом презентацию и отрывок из сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Обучающимся предлагается сравнить два вида жилища в Древней Руси. На работу по первому пункту отводится 13 минут. 2.Второй пункт плана «Повседневная жизнь» изучается на основе учебника самостоятельно, но при этом ребята получают листы с пословицами и поговорками и задание сгруппировать их по направлением – хлебосольство, гости, пища, работа. 7 минут работают ребята, а учитель в это время помогает ребятам, которые испытывают затруднения при выполнении данной работы. В течение 2 минут ребята характеризуют свою работу. 3. Одежда Древней Руси. Работа по третьему пункту предусматривает знакомство с творческой работой ученицы 6 класса «Иван да Марья», где показаны костюмы мужской и женский в Древней Руси, сравниваются костюмы с предложенным учителем в виде слайда репродукцией картины И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки». Обучающимся предлагается охарактеризовать основные элементы костюмов: сарафан, льняные рубахи, лапти, повседневная косынка, праздничный кокошник (5 минут). 4.Христианские и народные праздники. Учитель просит назвать ребят, какие они знают христианские и народные праздники. После этого учитель спрашивает как они связаны между собой. Ребята перечисляют, а учитель предлагает посмотреть презентацию « Народные (дохристианские праздники) и их связь с православными (7 минут) 3. Подведение итогов урока. Учитель обращает внимание на доску, где записаны «ожидания урока» и в назывном порядке просит отдельных учеников подвести итог и сделать вывод о том, что узнали, а отдельный обучающийся должен подчеркнуть те записи на доске, которые совпали с ожиданиями. Учитель дает домашнее задание – параграф 19, вопросы к нему, предлагает ученикам продолжить записи пословиц и поговорок и показывает книги школьной библиотеки, откуда их можно взять, а также предлагает сравнить средневековый замок с хоромами бояр, обращая при этом внимание на макет замка. Учитель оглашает отметки (3 минуты).

Просмотр содержимого документа
««Повседневная жизнь на Руси» »

Тема урока «Повседневная жизнь на Руси»

(урок – игра, рассчитан на 45 минут).


Цели и задачи урока:

- познакомить с устройством и убранством русского дома;

- раскрыть особенности уклада жизни;

- показать различия в одежде русского народа;

- сформировать представление о трудностях жизни средневекового человека;

- показать связь языческих праздников и христианских;

- продолжить работу над формированием основных умений;

- продолжить работу над формированием познавательного интереса;

- продолжить работу по формированию навыков работы в группе.


План урока.

  1. Русский дом: внешний вид, убранство, домашняя утварь. Игра «Мы строим дом».

  2. Повседневная жизнь.

  3. Одежда в Древней Руси (демонстрация и традиционной русской одежды).

  4. Христианские и народные праздники.

Основные термины и понятия:

Изба, подклеть, горница, светлица, терем, хоромы, «красный уголок», древнерусский календарь, православные праздники- Двунадесятые и Великие.

Межпредметные связи: История Средних веков темы «В рыцарском замке», «Средневековая деревня и её обитатели», «Горожане и их образ жизни» ( использование поделок уроков истории Средних веков – замок, ратуш, макет площади). Литература пословицы и поговорки (Выставка библиотечных книг), сказки А.С.Пушкина.


Ход урока:

1. Организационный этап урока:

1.1.Учитель ставит перед обучающимися цели и задачи урока, сообщает о том, что урок – это игра «Мы строим дом», демонстрация одежды и многое другое о чем мы узнаем на уроке работая по плану (учитель обращает внимание на доску, где план записан) – 2 минута..

1.2. Работа начинается с активизации познавательного интереса. Обучающимся предлагается, в течение 3-х минут, используя заголовок параграфа записать в тетрадях, о чем будет идти речь, а в конце урока будет проведена проверка «ожиданий» обучающихся.

1.3. Учитель по окончании работы предлагает в назывном порядке показать первоначальные знания по заданной теме. На доске фиксируется запись «Что хотим узнать?» (учитель записывает ответ обучающихся) – 2 минута..


2. Новая тема.

2.1.Работа по плану урока, который записан на предоставленном слайде «Русский дом: внешний вид, внутреннее устройство и домашняя утварь».

Учитель предлагает ребятам смастерить макет русской избы. Для её строительства используется деревянный конструктор «Русская изба», но конструктор не просто собирается, каждый ряд бревен сопровождается сообщениями учеников о внешнем виде русской избы, о том какие помещения в ней были (сообщения подготовили в ходе опережающего задания 3 человека). Изба построена, и учитель предлагает сравнить её с хоромами бояр, используя при этом презентацию и отрывок из сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Обучающимся предлагается сравнить два вида жилища в Древней Руси. На работу по первому пункту отводится 13 минут.

2.Второй пункт плана «Повседневная жизнь» изучается на основе учебника самостоятельно, но при этом ребята получают листы с пословицами и поговорками и задание сгруппировать их по направлением – хлебосольство, гости, пища, работа. 7 минут работают ребята, а учитель в это время помогает ребятам, которые испытывают затруднения при выполнении данной работы. В течение 2 минут ребята характеризуют свою работу.

3. Одежда Древней Руси.

Работа по третьему пункту предусматривает знакомство с творческой работой ученицы 6 класса «Иван да Марья», где показаны костюмы мужской и женский в Древней Руси, сравниваются костюмы с предложенным учителем в виде слайда репродукцией картины И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки». Обучающимся предлагается охарактеризовать основные элементы костюмов: сарафан, льняные рубахи, лапти, повседневная косынка, праздничный кокошник (5 минут).

4.Христианские и народные праздники.

Учитель просит назвать ребят, какие они знают христианские и народные праздники. После этого учитель спрашивает как они связаны между собой. Ребята перечисляют, а учитель предлагает посмотреть презентацию « Народные (дохристианские праздники) и их связь с православными (7 минут)

3. Подведение итогов урока.

Учитель обращает внимание на доску, где записаны «ожидания урока» и в назывном порядке просит отдельных учеников подвести итог и сделать вывод о том, что узнали, а отдельный обучающийся должен подчеркнуть те записи на доске, которые совпали с ожиданиями.

Учитель дает домашнее задание – параграф 19, вопросы к нему, предлагает ученикам продолжить записи пословиц и поговорок и показывает книги школьной библиотеки, откуда их можно взять, а также предлагает сравнить средневековый замок с хоромами бояр, обращая при этом внимание на макет замка.

Учитель оглашает отметки (3 минуты).





Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 10

Кировского района города Волгограда


1. Волгоградская область, город Волгоград, Кировский район,

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 10

Количество часов в неделю: 2 часа

Апробируемый учебник: С.В.Перевезенцев, Т.В.Перевезенцева. История России.

Учебник для 6 – го класса основной школы.

Общее количество занимающихся по данному учебнику – 54 обучающихся.

Учитель: Спиридонова Татьяна Георгиевна, учитель высшей категории, стаж работы – 27 лет.


2. По учебникам 6 класс занимается с 2011 -12 учебного года. Соответствует требованиям стандарта, содержит все элементы стандарта, превышений нет. Учебник нравится, при проведении соцопроса учебник был назван самым интересным, хорошо оформленным и легким при подготовке домашнего задания.


3. Работа по данному учебнику позволяет проводить дифференцированное обучение и организовывать разнообразную деятельность учащихся, по данному учебнику не составляло труда давать опережающие задания. Учебный материал доступен, вызывал интерес к дополнительному изучению истории за рамками школьного учебника.


4. Изучение истории России в 6-ом классе является новой учебной дисциплиной , хотя в рамках окружающего мира ребята знакомились с некоторыми событиями.

В учебнике хорошо подобран дополнительный справочный материал; для него так же характерно наличие ленты времени и выделяются основные события, дан словарь новых слов. В учебнике содержится достаточное количество материалов, связанных с культурой. Авторы учебника хорошо построили задания в конце каждого параграфа – вопросы и задания, запомни, выучи.

5. Учебник хорошо иллюстрирован, имеется достаточное количество портретов, фотографий памятников архитектуры и искусства, которые строго относятся к изучаемым параграфам. На обложке представлены «Рюриковичи», а так же русские Сятые.


6. Учебник имеет свои особенности:


  • при работе с учебником в процессе обучения обучающиеся овладевают достаточной информацией по истории, в учебнике имеются выводы к которым обучающийся приходит сам в процессе чтения параграфа;

авторы составили учебник в соответствии с теми часами, которые отводятся на изучение блока «История России», учебнике не выделяет отдельно какое-либо направление, а материал составлен последовательно

  • отличительной чертой учебника является характеристика исторических личностей и определение их роли в ходе разного рода событий;

  • в учебники уделено место и истории православия в России, а это важно сегодня, так как сокращаются часы на такой предмет как МХК, основы православной культуры;

  • интересен подход Перевезенцевых и к истории Крещения Руси, начинают историю становления Русской Православной Церкви, обращают внимание обучающихся на появление Святых на Руси;

  • материал о культуре интересен тем, что он позволяет учителю расширить кругозор обучающихся новыми именами и позволяет заинтересовать детей, дав им задания и дополнительные сообщения при подготовке к следующему уроку, используя не только материал учебника.

7. По сравнению с другими учебниками, учебник С.В.Перевезенцева и Т.В.Перевезенцевой привлекает доступностью изложения материала.

Темы и содержание параграфов имеют логическое продолжение.


8. Преподавание курса истории в 6-ом классе по данному учебнику трудностей не вызвало. Учебник снабжен УМК для преподавателя, особенно хочется отметить книгу для учителя, которую легко использовать при подготовке к уроку, а так же на основании данной книги можно разработать свои уроки.

Учебник позволяет проводить интегрированные уроки совместно с учителями МХК, литературы, музыки, ИЗО и географии и использовать на отдельных уроках учебные программы, которые содержатся на СD – дисках.


9. Обучающиеся 6, 7, классов, 2012– 2013 учебного года переходят на изучение истории по учебникам Перевезенцевых, издательства «Русское Слово».










10. Обсуждение учебника и его содержание обсуждалось на заседании методического объединения учителей истории района, Спиридонова Т.Г. выступала с рассказом о преподавании по данному курсу перед учителями истории города на встрече с представителями издательства.



Учитель _______________ Спиридонова Т.Г.


Подпись и отчет заверяю:

Директор МОУ лицея № 10 ______________ Ефименко А.Ю.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Повседневная жизнь на Руси»

Автор: Спиридонова Татьяна Георгиевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 164043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "КНИГА КАК ИСТОЧНИК НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ. ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ.  РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ"
    ["seo_title"] => string(81) "knigakakistochniknieobkhodimykhznaniieliemientyknigirukopisnyieknigidrievnieirusi"
    ["file_id"] => string(6) "279046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Россия в злате куполов "
    ["seo_title"] => string(24) "rossiia-v-zlatie-kupolov"
    ["file_id"] => string(6) "228915"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441548676"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Исследовательская работа "Береза моя, березонька" "
    ["seo_title"] => string(54) "issliedovatiel-skaia-rabota-bierieza-moia-bieriezon-ka"
    ["file_id"] => string(6) "229438"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441734298"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "260631"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448984478"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства