«Повседневная жизнь на Руси»
(урок – игра, рассчитан на 45 минут).
Цели и задачи урока:
- познакомить с устройством и убранством русского дома;
- раскрыть особенности уклада жизни;
- показать различия в одежде русского народа;
- сформировать представление о трудностях жизни средневекового человека;
- показать связь языческих праздников и христианских;
- продолжить работу над формированием основных умений;
- продолжить работу над формированием познавательного интереса;
- продолжить работу по формированию навыков работы в группе.
План урока.
1. Русский дом: внешний вид, убранство, домашняя утварь. Игра «Мы строим дом».
2. Повседневная жизнь.
3. Одежда в Древней Руси (демонстрация и традиционной русской одежды).
4. Христианские и народные праздники.
Основные термины и понятия:
Изба, подклеть, горница, светлица, терем, хоромы, «красный уголок», древнерусский календарь, православные праздники- Двунадесятые и Великие.
Межпредметные связи: История Средних веков темы «В рыцарском замке», «Средневековая деревня и её обитатели», «Горожане и их образ жизни» ( использование поделок уроков истории Средних веков – замок, ратуш, макет площади). Литература пословицы и поговорки (Выставка библиотечных книг), сказки А.С.Пушкина.
Ход урока:
1. Организационный этап урока:
1.1.Учитель ставит перед обучающимися цели и задачи урока, сообщает о том, что урок – это игра «Мы строим дом», демонстрация одежды и многое другое о чем мы узнаем на уроке работая по плану (учитель обращает внимание на доску, где план записан) – 2 минута..
1.2. Работа начинается с активизации познавательного интереса. Обучающимся предлагается, в течение 3-х минут, используя заголовок параграфа записать в тетрадях, о чем будет идти речь, а в конце урока будет проведена проверка «ожиданий» обучающихся.
1.3. Учитель по окончании работы предлагает в назывном порядке показать первоначальные знания по заданной теме. На доске фиксируется запись «Что хотим узнать?» (учитель записывает ответ обучающихся) – 2 минута..
2. Новая тема.
2.1.Работа по плану урока, который записан на предоставленном слайде «Русский дом: внешний вид, внутреннее устройство и домашняя утварь».
Учитель предлагает ребятам смастерить макет русской избы. Для её строительства используется деревянный конструктор «Русская изба», но конструктор не просто собирается, каждый ряд бревен сопровождается сообщениями учеников о внешнем виде русской избы, о том какие помещения в ней были (сообщения подготовили в ходе опережающего задания 3 человека). Изба построена, и учитель предлагает сравнить её с хоромами бояр, используя при этом презентацию и отрывок из сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Обучающимся предлагается сравнить два вида жилища в Древней Руси. На работу по первому пункту отводится 13 минут.
2.Второй пункт плана «Повседневная жизнь» изучается на основе учебника самостоятельно, но при этом ребята получают листы с пословицами и поговорками и задание сгруппировать их по направлением – хлебосольство, гости, пища, работа. 7 минут работают ребята, а учитель в это время помогает ребятам, которые испытывают затруднения при выполнении данной работы. В течение 2 минут ребята характеризуют свою работу.
3. Одежда Древней Руси.
Работа по третьему пункту предусматривает знакомство с творческой работой ученицы 6 класса «Иван да Марья», где показаны костюмы мужской и женский в Древней Руси, сравниваются костюмы с предложенным учителем в виде слайда репродукцией картины И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки». Обучающимся предлагается охарактеризовать основные элементы костюмов: сарафан, льняные рубахи, лапти, повседневная косынка, праздничный кокошник (5 минут).
4.Христианские и народные праздники.
Учитель просит назвать ребят, какие они знают христианские и народные праздники. После этого учитель спрашивает как они связаны между собой. Ребята перечисляют, а учитель предлагает посмотреть презентацию « Народные (дохристианские праздники) и их связь с православными (7 минут)
3. Подведение итогов урока.
Учитель обращает внимание на доску, где записаны «ожидания урока» и в назывном порядке просит отдельных учеников подвести итог и сделать вывод о том, что узнали, а отдельный обучающийся должен подчеркнуть те записи на доске, которые совпали с ожиданиями.
Учитель дает домашнее задание – параграф 19, вопросы к нему, предлагает ученикам продолжить записи пословиц и поговорок и показывает книги школьной библиотеки, откуда их можно взять, а также предлагает сравнить средневековый замок с хоромами бояр, обращая при этом внимание на макет замка.
Учитель оглашает отметки (3 минуты).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Межпредметные связи: История Средних веков темы «В рыцарском замке», «Средневековая деревня и её обитатели», «Горожане и их образ жизни» ( использование поделок уроков истории Средних веков – замок, ратуш, макет площади). Литература пословицы и поговорки (Выставка библиотечных книг), сказки А.С.Пушкина.
Ход урока:
1. Организационный этап урока:
1.1.Учитель ставит перед обучающимися цели и задачи урока, сообщает о том, что урок – это игра «Мы строим дом», демонстрация одежды и многое другое о чем мы узнаем на уроке работая по плану (учитель обращает внимание на доску, где план записан) – 2 минута..
1.2. Работа начинается с активизации познавательного интереса. Обучающимся предлагается, в течение 3-х минут, используя заголовок параграфа записать в тетрадях, о чем будет идти речь, а в конце урока будет проведена проверка «ожиданий» обучающихся.
1.3. Учитель по окончании работы предлагает в назывном порядке показать первоначальные знания по заданной теме. На доске фиксируется запись «Что хотим узнать?» (учитель записывает ответ обучающихся) – 2 минута..
2. Новая тема.
2.1.Работа по плану урока, который записан на предоставленном слайде «Русский дом: внешний вид, внутреннее устройство и домашняя утварь».
Учитель предлагает ребятам смастерить макет русской избы. Для её строительства используется деревянный конструктор «Русская изба», но конструктор не просто собирается, каждый ряд бревен сопровождается сообщениями учеников о внешнем виде русской избы, о том какие помещения в ней были (сообщения подготовили в ходе опережающего задания 3 человека). Изба построена, и учитель предлагает сравнить её с хоромами бояр, используя при этом презентацию и отрывок из сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Обучающимся предлагается сравнить два вида жилища в Древней Руси. На работу по первому пункту отводится 13 минут.
2.Второй пункт плана «Повседневная жизнь» изучается на основе учебника самостоятельно, но при этом ребята получают листы с пословицами и поговорками и задание сгруппировать их по направлением – хлебосольство, гости, пища, работа. 7 минут работают ребята, а учитель в это время помогает ребятам, которые испытывают затруднения при выполнении данной работы. В течение 2 минут ребята характеризуют свою работу.
3. Одежда Древней Руси.
Работа по третьему пункту предусматривает знакомство с творческой работой ученицы 6 класса «Иван да Марья», где показаны костюмы мужской и женский в Древней Руси, сравниваются костюмы с предложенным учителем в виде слайда репродукцией картины И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки». Обучающимся предлагается охарактеризовать основные элементы костюмов: сарафан, льняные рубахи, лапти, повседневная косынка, праздничный кокошник (5 минут).
4.Христианские и народные праздники.
Учитель просит назвать ребят, какие они знают христианские и народные праздники. После этого учитель спрашивает как они связаны между собой. Ребята перечисляют, а учитель предлагает посмотреть презентацию « Народные (дохристианские праздники) и их связь с православными (7 минут)
3. Подведение итогов урока.
Учитель обращает внимание на доску, где записаны «ожидания урока» и в назывном порядке просит отдельных учеников подвести итог и сделать вывод о том, что узнали, а отдельный обучающийся должен подчеркнуть те записи на доске, которые совпали с ожиданиями.
Учитель дает домашнее задание – параграф 19, вопросы к нему, предлагает ученикам продолжить записи пословиц и поговорок и показывает книги школьной библиотеки, откуда их можно взять, а также предлагает сравнить средневековый замок с хоромами бояр, обращая при этом внимание на макет замка.
Учитель оглашает отметки (3 минуты).
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 10
Кировского района города Волгограда
1. Волгоградская область, город Волгоград, Кировский район,
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 10
Количество часов в неделю: 2 часа
Апробируемый учебник: С.В.Перевезенцев, Т.В.Перевезенцева. История России.
Учебник для 6 – го класса основной школы.
Общее количество занимающихся по данному учебнику – 54 обучающихся.
Учитель: Спиридонова Татьяна Георгиевна, учитель высшей категории, стаж работы – 27 лет.
2. По учебникам 6 класс занимается с 2011 -12 учебного года. Соответствует требованиям стандарта, содержит все элементы стандарта, превышений нет. Учебник нравится, при проведении соцопроса учебник был назван самым интересным, хорошо оформленным и легким при подготовке домашнего задания.
3. Работа по данному учебнику позволяет проводить дифференцированное обучение и организовывать разнообразную деятельность учащихся, по данному учебнику не составляло труда давать опережающие задания. Учебный материал доступен, вызывал интерес к дополнительному изучению истории за рамками школьного учебника.
4. Изучение истории России в 6-ом классе является новой учебной дисциплиной , хотя в рамках окружающего мира ребята знакомились с некоторыми событиями.
В учебнике хорошо подобран дополнительный справочный материал; для него так же характерно наличие ленты времени и выделяются основные события, дан словарь новых слов. В учебнике содержится достаточное количество материалов, связанных с культурой. Авторы учебника хорошо построили задания в конце каждого параграфа – вопросы и задания, запомни, выучи.
5. Учебник хорошо иллюстрирован, имеется достаточное количество портретов, фотографий памятников архитектуры и искусства, которые строго относятся к изучаемым параграфам. На обложке представлены «Рюриковичи», а так же русские Сятые.
6. Учебник имеет свои особенности:
при работе с учебником в процессе обучения обучающиеся овладевают достаточной информацией по истории, в учебнике имеются выводы к которым обучающийся приходит сам в процессе чтения параграфа;
авторы составили учебник в соответствии с теми часами, которые отводятся на изучение блока «История России», учебнике не выделяет отдельно какое-либо направление, а материал составлен последовательно
отличительной чертой учебника является характеристика исторических личностей и определение их роли в ходе разного рода событий;
в учебники уделено место и истории православия в России, а это важно сегодня, так как сокращаются часы на такой предмет как МХК, основы православной культуры;
интересен подход Перевезенцевых и к истории Крещения Руси, начинают историю становления Русской Православной Церкви, обращают внимание обучающихся на появление Святых на Руси;
материал о культуре интересен тем, что он позволяет учителю расширить кругозор обучающихся новыми именами и позволяет заинтересовать детей, дав им задания и дополнительные сообщения при подготовке к следующему уроку, используя не только материал учебника.
7. По сравнению с другими учебниками, учебник С.В.Перевезенцева и Т.В.Перевезенцевой привлекает доступностью изложения материала.
Темы и содержание параграфов имеют логическое продолжение.
8. Преподавание курса истории в 6-ом классе по данному учебнику трудностей не вызвало. Учебник снабжен УМК для преподавателя, особенно хочется отметить книгу для учителя, которую легко использовать при подготовке к уроку, а так же на основании данной книги можно разработать свои уроки.
Учебник позволяет проводить интегрированные уроки совместно с учителями МХК, литературы, музыки, ИЗО и географии и использовать на отдельных уроках учебные программы, которые содержатся на СD – дисках.
9. Обучающиеся 6, 7, классов, 2012– 2013 учебного года переходят на изучение истории по учебникам Перевезенцевых, издательства «Русское Слово».
10. Обсуждение учебника и его содержание обсуждалось на заседании методического объединения учителей истории района, Спиридонова Т.Г. выступала с рассказом о преподавании по данному курсу перед учителями истории города на встрече с представителями издательства.
Учитель _______________ Спиридонова Т.Г.
Подпись и отчет заверяю:
Директор МОУ лицея № 10 ______________ Ефименко А.Ю.