kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Порядки Афин и Спарты

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок всеобщей истории в 5 классе по теме Порядки Афин и Спарты

Просмотр содержимого документа
«Порядки Афин и Спарты»

Урок 31-32. Порядки Афин и Спарты.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Сравнивая факты истории Афин и Спарты, научить делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов.

Анализируя способы правления в Афинах и Спарте, научить выделять признаки демократии и аристократии.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выделять причинно-следственные связи противостояния самых больших и знаменитых полисов – Афин и Спарты.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Анализируя порядки в Спарте, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности спартанского общества.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать, объясняя, собственную оценку порядкам, существовавшим в Афинах и Спарте.

Обязательный минимум содержания: демократические Афины, аристократическая Спарта.

План урока:

I. Проблема урока: почему Афины и Спарта часто ссорились?

II. Поиск решения:

Сравнение Афин и Спарты по четырём сферам общества:

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура.

Примерный вывод по проблеме: полное отличие во всех сферах общества могло вызвать противоречия между Афинами и Спартой в борьбе за господство в Древней Греции.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания


I. Создание проблемной ситуации. Формулирова-ние проблемы.

По карте на с. 123 назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики. 1

Давайте узнаем, что про них рассказали Источниковед и Археолог.

Начинаем читать текст на

с. 146.

Как должны были друг к другу относиться жители Афин и Спарты, судя по фактам, приве-дённым Источ-никоведом? 2

Фиксируем на доске:

1-й факт: Афины и Спарта – дружественные полисы.


Давайте прочитаем, что на это ответил Археолог.

Как жили жители Афин и Спарты на самом деле? 2

Фиксируем на доске:

2-й факт: Афины и Спарта постоянно воевали друг с другом.


Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие, какой возникает вопрос? 1

Фиксируем на доске проблему:

Почему Афины и Спарта часто ссорились?


По карте определяют: Афины и Спарта.








Читают текст на с. 146 до слов: «… ответил Источниковед».

Они должны дружить.















Продолжают читать текст до конца.


Высмеивали друг друга, воевали.








Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).



5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

9. Доказывать.


Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Организовывать работу в паре.


Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.


II. Версии.

Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? 5

Версия:

разные порядки.

Могут сказать, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Возможно, скажут, что эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.



III. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме.

Объясните значения слов: полис, аристократия, демос. 3

Каковы природные условия Греции?

Расположите этапы изученной истории Древней Греции в хронологическом порядке, отмечая названия и периоды на векторе времени. 4

ТОУУ cамооценка 3






Работают со словарём.



Составляют текст-описание, используя § 19 (пункт 1).



IV. Планирование деятельности.

Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? 4







При характеристике государств,

цивилизаций или народностей что мы будем анализировать?

Одним словом, нам необходимо

проанализиро-вать эти два полиса по четырём сферам общества.



Фиксируем на доске:

Сравнить Афины и Спарту:

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура.


Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.


Чем занимались, какие у них были управление, культура.



V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Все необходимые факты мы будем

заносить в таблицу, в соответствую-щую колонку, как показано в учебнике на

с. 146. 5

1. Хозяйство Афин и Спарты.

1 2 5 6 7 1 2

По карте уточните, в какой части Греции находились Афины.

Открываем

с. 146. Начинаем читать первый абзац из первого пункта.

Определите по тексту, чем занимались афиняне. Сделайте вывод, как это могло быть связано с природными

особенностями местности.

Запишите кратко в таблице основные занятия афинян.


На доске фиксируем в таблице:

Афины.

Хозяйство: земледелие, ремесло,

морская торговля.

Проверьте, так ли у вас получилось.










Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника.

Делают вывод, что в Афинах лучше было развито гончарное ремесло, так как почва была богата глиной. Наличие морской бухты свидетельствует о развитии мореплавания и кораблестроения. Тот факт, что афиняне возили за море продавать вино и масло, говорит о наличии земледелия и развитии морской торговли.



Теперь посмотрим, где находилась Спарта.

Давайте узнаем, как была организована хозяйственная деятельность

спартанцев и связано ли это было с природными условиями территории.

Прочитайте первое предложение из второго пункта на с. 149. На что

указывают данные факты?


Что сказано в тексте о ремесле и торговле?

Запишите кратко в таблице, чем занимались спартанцы.





Фиксирует на доске в таблице:

Спарта.

Хозяйство: земледелие.

Проверьте, так ли вы записали.

Сравните хозяйственную деятельность Афин и Спарты. Какой можем

сделать вывод?









Наличие реки Эврот и пахотных земель говорит о развитии земледелия.

Мореплавание будет развито хуже, так как от моря спартанцев отделяют высокие горы.

Ремесло и торговля были позорным занятием.

Ключевыми фразами записывают в таблице необходимые факты.


В Афинах и Спарте по-разному была организована хозяйственная деятельность.




2. Общественное деление:

Афины: граждане, труженики, рабы.

Спарта: граждане, воины, илоты.

1 2 5 6 7 8 1 2

Какой можем сделать вывод при сравнении?


Работают с текстом параграфа.

Заполняют таблицу.

Делают вывод, что общественное

устройство у афинян и спартанцев

тоже было разное.




3. Управление.

Итак, из предварительно-го чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

Кто стал единоличным правителем

Афин в 594 г.

до н.э. – представитель

демоса или аристократии?

Как аристократ он должен был

провести законы, выгодные аристократии.



Что же известно о его законах?

Почему первое, что сделал Солон, – приказал убрать с полей земледельцев долговые камни?

Как это могло повлиять на могущество Афинского государства?

Почему Солон приказал отпустить на волю должников и выкупить тех, кто был продан на чужбину?

Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны?

Итак, Солон сыграл в конфликте

аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из край-них позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете смысл этого слова?

Можем ли мы сказать, что деление граждан по уровню дохода носило тоже компромиссный характер?


Что нового внёс Солон в формирование армии?

Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими

доходами?

Считаете ли вы это справедливым?

Были ли все представители демоса

бедняками?

Как вы думаете, почему Солон принял законы, выгодные демосу?

После выводов, сделанных учениками, можно сказать, что в реформах Солона речь не шла о наказании богатых, об отмене рабства вообще. Речь

шла о равных правах и обязанностях

для всех граждан. Знатные люди перестали пользоваться преимущества-

ми в управлении государством, а в нём начали участвовать все граждане полиса.


Вновь собирается народное

собрание, более справедливым становится суд. В Афинах появилась демократия, то есть власть народа.

По словарю прочитайте, что такое

демократия. 3 Выделите ключевые

признаки этого понятия.

Используя текст (п. 1, § 23, докажите, что в Афинах была установлена

демократия. 9

Запишите кратко в таблице способ

управления в Афинах.

Сравните с изначальной системой

власти в полисе (с. 137). 8 Чем отличается афинская демократия? 6

Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?

В Афинах была демократия. Можно ли назвать Спарту демократическим государством?


Найдите в тексте (с. 149) доказательства того, что Спарту нельзя было

назвать демократическим государством.

Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.



Обозначьте одним словом такой способ управления государством, в котором власть принадлежала аристократам.

Проверьте себя по словарю.

Запишите в таблице кратко способ

управления в Спарте.

Сравните способы управления государством в Афинах и Спарте. Какой можем сделать вывод?

Спарта, как известно, не имела крепостных стен.



Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были её

граждане.

Используя текст (с. 150), составьте

список личных качеств, которые воспитывались у спартанских детей. 5

Можно ли сказать, что все эти качества являлись положи-тельными?

Посовещайтесь в парах и выскажите своё мнение: Какие порядки древней Спарты вам, людям XXI века, кажутся

правильными, а что, напротив, вызывает негодование?













































































Работают с текстом учебника.



Бедняки могли выбирать правителей, свободно обсуждать их действия

и избирать судей.

Законы принимались всеми гражданами.























Свобода выбора, свобода слова.



Сравнивая схемы, находят отличия.


Работают с текстом учебника на с. 149.

Совет старейшин, принимавший

все решения и законы, состоял только из представителей аристократичес-ких родов. Народное собрание собиралось редко, только для того, чтобы избрать совет старейшин.

Аристократия.



4. Культура.

Что было свойственно афинянам в

культуре?

Обозначьте одним словом особенности культурного развития афинян.

Запишите в таблице одним словом.

Сравните особенности культурного

развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод?

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Умение правильно, красиво произносить свои речи.

Записывают в тетрадь «ораторы».






Краткие и точные высказывания.

Записывают в таблице «лаконизм».

Разное.



Сферы общества

Афины

Спарта

Хозяйство

Земледелие, ремесло, морская торговля

Земледелие.

Общественное деление

Граждане-труженики, рабы

(чужестранцы)

Граждане-воины, илоты

(рабы с хозяйством)

Управление

Демократия

Аристократия

Культура

Ораторы

Лаконизм

Вывод

Полное отличие во всех сферах общества



VI. Выражение решения.

Итак, мы с вами проанализировали порядки Афин и Спарты.



Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 7








Подтвердилась ли версия, выдвинутая в начале урока?








Примерный вывод по проблеме:

Афины и Спарта часто ссорились, так как это были совершенно разные полисы со своими порядками и законами. На это указывает полное отличие во всех сферах общества.



VII. Применение знаний.

Посовещайтесь в паре. Сравните порядки Афин и Спарты. В каком городе хотели бы жить вы и почему? 1 1 2

Аргументированно высказывают

своё оценочное мнение.



VIII. Домашнее задание.

Рассмотрите иллюстрации к § 24.

О чём может говориться в данном параграфе?

Прочитайте его и проверьте своё

предположение, а также выполните задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 151.
























7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Порядки Афин и Спарты

Автор: Музафарова Алина Мидхатовна

Дата: 23.11.2018

Номер свидетельства: 487233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Греческие полисы – Афины и Спарта "
    ["seo_title"] => string(35) "griechieskiie-polisy-afiny-i-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "200957"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428940259"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Город как источник опасности. Особенности города, как среды обитания. "
    ["seo_title"] => string(71) "gorod-kak-istochnik-opasnosti-osobiennosti-ghoroda-kak-sriedy-obitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "244895"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446028591"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Уровень знаний и умений в сфере физической культуры и спорта "
    ["seo_title"] => string(65) "urovien-znanii-i-umienii-v-sfierie-fizichieskoi-kul-tury-i-sporta"
    ["file_id"] => string(6) "211212"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431584153"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Скидка 60% на все курсы ПК и ППК!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства