3. Управление. – Итак, из предварительно-го чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами. – Кто стал единоличным правителем Афин в 594 г. до н.э. – представитель демоса или аристократии? – Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии. – Что же известно о его законах? – Почему первое, что сделал Солон, – приказал убрать с полей земледельцев долговые камни? – Как это могло повлиять на могущество Афинского государства? – Почему Солон приказал отпустить на волю должников и выкупить тех, кто был продан на чужбину? – Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны? – Итак, Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из край-них позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете смысл этого слова? – Можем ли мы сказать, что деление граждан по уровню дохода носило тоже компромиссный характер? – Что нового внёс Солон в формирование армии? – Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими доходами? – Считаете ли вы это справедливым? Были ли все представители демоса бедняками? – Как вы думаете, почему Солон принял законы, выгодные демосу? После выводов, сделанных учениками, можно сказать, что в реформах Солона речь не шла о наказании богатых, об отмене рабства вообще. Речь шла о равных правах и обязанностях для всех граждан. Знатные люди перестали пользоваться преимущества- ми в управлении государством, а в нём начали участвовать все граждане полиса. Вновь собирается народное собрание, более справедливым становится суд. В Афинах появилась демократия, то есть власть народа. – По словарю прочитайте, что такое демократия. 3 Выделите ключевые признаки этого понятия. – Используя текст (п. 1, § 23, докажите, что в Афинах была установлена демократия. 9 – Запишите кратко в таблице способ управления в Афинах. – Сравните с изначальной системой власти в полисе (с. 137). 8 Чем отличается афинская демократия? 6 – Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах? – В Афинах была демократия. Можно ли назвать Спарту демократическим государством? – Найдите в тексте (с. 149) доказательства того, что Спарту нельзя было назвать демократическим государством. – Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов. – Обозначьте одним словом такой способ управления государством, в котором власть принадлежала аристократам. – Проверьте себя по словарю. – Запишите в таблице кратко способ управления в Спарте. – Сравните способы управления государством в Афинах и Спарте. Какой можем сделать вывод? – Спарта, как известно, не имела крепостных стен. – Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были её граждане. – Используя текст (с. 150), составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанских детей. 5 Можно ли сказать, что все эти качества являлись положи-тельными? – Посовещайтесь в парах и выскажите своё мнение: Какие порядки древней Спарты вам, людям XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование? |