Выяснить, какие причины определили характер советской внешней политики в первые послевоенные годы;
Определить, какое место занимала во внешней политике деятельность по созданию и укреплению Коммунистического Интернационала;
Проследить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами;
Обсудить, какую роль во внутрипартийной борьбе играл выдвинутый И.В.Сталиным тезис о существовании единого империалистического заговора против СССР;
Соотносить даты и события отечественной истории и всеобщей истории, показывать на исторической карте границы государств, места значительных событий;
Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы;
Работать в группе, выступать публично;
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
До сих пор не смолкают споры: почему в 1920-ые гг. победу в борьбе за власть одержал И.В.Сталин? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо исследовать политическое развитие страны в указанный период.
ПЛАН УРОКА.
Смерть В.И.Ленина.
Коммунистическая партия в 1920-е гг.
Внутрипартийная борьба за власть.
Принципы, определяющие характер советской внешней политики.
Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.
Роль деятельность Коминтерна.
Введение в новый материал.
М.П.Томский в марте 1922 г. заявил: «Нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…У нас много партий. Но в отличие от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийцев? Что происходило в это время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим это на нашем уроке.
Работа по теме урока.
Смерть В.И.Ленина.
В декабре 1922 г признанный лидер партии большевиков В.И.Ленин тяжело заболел.до марта 1923 г он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам преобразовать РАБКРИН», в которых попытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим статьям неоднозначно:
Одни видят в этих статьях «коренную перемену» взглядов на социализм;
Другие не находят ничего принципиально нового;
Третьи считают, что у Ленина были лишь наброски новых подходов.
- Что предлагал лидер партии?
Задание 1. Изучите предложенный материал и прокомментируйте его.
В своих последних письмах и статьях В.И.Ленин:
Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабоче-крестьянской инспекции, увеличение числа рабочих в ЦК);
Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности , культуры; увеличении различных форм кооперации на добровольной основе;
Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.
В январе 1924 г. В.И.Ленин умер. Его болезнь и смерть породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжелобольным, В.И.Ленин написал в 1922 г «Письмо к съезду», в нем он давал оценку самым близким своим соратникам.
Задание 2. Познакомьтесь с документом и определите, кто и почему мог стать лидером в стране, по мнению В.И.Ленина.
Из «Письма к съезду»
О Сталине: «… Сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть. И я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал переместить его с поста генсека, заменив более терпимым, лояльным, более внимательным к товарищам, менее капризным человеком»
О Троцком: «…Самый способный человек в настоящем ЦК». Ленин называл Троцкого (как и Сталина) «выдающимся вождем современного ЦК», счел возможным отметить в своем письме высоту интеллекта второго человека в русской революции, не удержавшись, однако, и от упоминания слабостей этого революционера: самоуверенности и увлечения «административной стороной дела»
О Зиновьеве и Каменеве: « Октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева , конечно, не является случайностью, но… он так же мало может быть ставим им в вину лично, как небольшевизм Троцкого»
О Бухарине: «Не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнение могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем нечто схоластическое (он никогда не учился, думаю, никогда не понимал вполне диалектику»
О Пятакове: «Человек, несомненно, выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся административной стороной дела, чтобы на него можно было положиться в серьезном политическом вопросе»
Мы видим, что конкретного лидера Ленин не предлагает.
- Может быть надо осуществлять коллегиальное управление?
- Как в таком случае относиться к резолюции X съезда партии?
- Какой остается выход?
Коммунистическая партия в 1920-е гг.
Международная обстановка в 1922 г. изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития во многом зависели от обстановки в партии.
Задание 3. Прочитайте приведенный материал и дайте характеристику коммунистической партии в 1930-е гг..
Коммунистическая партия в 1920-е гг:
Военная организация;
Остается подозрительность к лицам дворянского происхождения, интеллигенции, духовенству, «мелкой буржуазии»;
Формируется группы по принципу личной преданности определенному лидеру партии. «Чистка» партии (1921 г)- из партии исключено 25% состава. «Ленинский призыв» (1924 г)- в партию вступило 240 тыс.человек;
Рост партийного аппарата;
В партию прошли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру;
Привилегии для партийцев становятся системой;
Ужесточение партийной дисциплины, борьба с инакомыслием;
Решения принимаются узким кругом политической элиты;
Назначение на должность утверждается партийными органами.
- Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии.
Внутрипартийная борьба за власть.
Вы убедились, что изменения в партии предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война.
Задание 4. Работая с п. 3 § 12 и выясните:
Причины внутрипартийной борьбы.
Ход и итоги внутрипартийной борьбы.
Причины внутрипартийной борьбы:
Личное соперничество политических лидеров за власть в партии с стране;
Различие взглядов на пути развития СССР;
Отсутствие легальной оппозиции
Фазы внутрипартийной борьбы:
Сталин, Каменев и Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг);
Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг). Исключение Каменева и Зиновьева из партии;
Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг). удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов;
Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны.
Итог внутрипартийной борьбы- Сталин одержал решительную победу.
Принципы, определяющие характер советской внешней политики.
Большевистские лидеры после неудачной попытки «революционизировать штыком Европу» в советско-польскую войну и спада революционной волны в Европе вырабатывают новую модель поведения «социалистического государства в капиталистическом окружении»
Модель поведения соцгосударства в капиталистическом окружении:
- Основополагающий принцип «пролетарского интернационализма», в соответствии с которым СССР поддерживал коммунистическое и национально-освободительное движение в мире;
- прагматическая концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем, подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с капиталистическими странами.
Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.
Задание 6. Учащиеся работают с п. 6 § 13 и характеризуют международные отношения с западными странами.
Внешнюю политика РСФСР и ССССР в 1921-1928 гг можно разделить на пять этапов:
У большевиков возобладает идея мировой революции. Создан Коминтерн по руководству мировой революцией.
Неудачные итоги советско-польской войны, спад революционной волны в Европе заставила большевиков пойти на смену ориентиров:
А) Европа еще не готова к мировой пролетарской революции;
Б) у мирового капитала нет сил удушить пролетарскую революцию.
Таким образом, идея мировой революции отодвинулась на далекую перспективу.
Следовательно, на первом плане- нормализация отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну .
1920 г- мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией.
1921 г- торговое отношение с Великобританией, советско-германское торговое соглашение, торговые соглашения с Норвегией, Италией.
Таким образом, к лету 1921 г. существовало 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.
Весна 1922 г – Генуэзская конференция, Раппальский договор.
1923 г- Коминтерн решает «подтолкнуть» мировую революцию. Неудача.
1926 г.- отказ от политики активного разжигания мировой революции Коминтерном.
Задача- формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран
1924-1925гг- период дипломатического признания Советского государства.
Февраль 1924 г- дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Грецией, Швецией, Францией.
Май 1924 г- советско-китайское соглашение.
Лето 1924 г- дипломатические отношения между ССР и Мексикой.
Январь 1925 г- японско-советская конвенция.
Всего за 1921-1925 гг. СССР заключил более 40 договоров и соглашений.
Подозрительность и недоверие между внешнеполитической установкой Сталина и руководителей капиталистических держав привели к крайне напряженной ситуации в Европе.
8 мая 1923 г.- нота Керзона СССР. В ответ СССР развернул антианглийскую программу.
Весна 1927 г- волна антисоветских выступлений в Великобритании.
Май 1927 г.- налет на советское торгпредство в Лондоне.
1927 г.- Франция потребовала отзыва советского посла Раковского, в Польше убит полпред в Польше П.Л.Войков.
Таким образом , все эти события были расценены как звенья угрозы «империалистических стран» против СССР. СССР оказался в изоляции.
Роль деятельность Коминтерна.
Задание 7. Учащиеся самостоятельно работают с п. 5 § 13.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Выучить п.12, 13, ответить на вопросы