kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Политическое развитие в 1920-е гг. международное положение и внешняя политика ссср в 1920-е гг

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель дает представление о противоречивости развития страны в 1920-ые гг,  объясняет  причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Политическое развитие в 1920-е гг. международное положение и внешняя политика ссср в 1920-е гг»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1920-Е ГГ.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-Е ГГ

ЦЕЛИ:

  • Дать представление о противоречивости развития страны в 1920-ые гг;

  • Объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг;

  • Объяснить понятия: «коминтерн», «интернационализм», «перманентная революция», «мировая революция»;

  • Выяснить, какие причины определили характер советской внешней политики в первые послевоенные годы;

  • Определить, какое место занимала во внешней политике деятельность по созданию и укреплению Коммунистического Интернационала;

  • Проследить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами;

  • Обсудить, какую роль во внутрипартийной борьбе играл выдвинутый И.В.Сталиным тезис о существовании единого империалистического заговора против СССР;

  • Соотносить даты и события отечественной истории и всеобщей истории, показывать на исторической карте границы государств, места значительных событий;

  • Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы;

  • Работать в группе, выступать публично;

  • Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России.

ТИП УРОКА: комбинированный урок.


ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап.

До сих пор не смолкают споры: почему в 1920-ые гг. победу в борьбе за власть одержал И.В.Сталин? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо исследовать политическое развитие страны в указанный период.

ПЛАН УРОКА.

  1. Смерть В.И.Ленина.

  2. Коммунистическая партия в 1920-е гг.

  3. Внутрипартийная борьба за власть.

  4. Принципы, определяющие характер советской внешней политики.

  5. Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.

  6. Роль деятельность Коминтерна.


  1. Введение в новый материал.

М.П.Томский в марте 1922 г. заявил: «Нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…У нас много партий. Но в отличие от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийцев? Что происходило в это время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим это на нашем уроке.


  1. Работа по теме урока.

  1. Смерть В.И.Ленина.

В декабре 1922 г признанный лидер партии большевиков В.И.Ленин тяжело заболел.до марта 1923 г он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам преобразовать РАБКРИН», в которых попытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим статьям неоднозначно:

  • Одни видят в этих статьях «коренную перемену» взглядов на социализм;

  • Другие не находят ничего принципиально нового;

  • Третьи считают, что у Ленина были лишь наброски новых подходов.

- Что предлагал лидер партии?

Задание 1. Изучите предложенный материал и прокомментируйте его.

В своих последних письмах и статьях В.И.Ленин:

  1. Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабоче-крестьянской инспекции, увеличение числа рабочих в ЦК);

  2. Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности , культуры; увеличении различных форм кооперации на добровольной основе;

  3. Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.


В январе 1924 г. В.И.Ленин умер. Его болезнь и смерть породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжелобольным, В.И.Ленин написал в 1922 г «Письмо к съезду», в нем он давал оценку самым близким своим соратникам.


Задание 2. Познакомьтесь с документом и определите, кто и почему мог стать лидером в стране, по мнению В.И.Ленина.

Из «Письма к съезду»

О Сталине: «… Сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть. И я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал переместить его с поста генсека, заменив более терпимым, лояльным, более внимательным к товарищам, менее капризным человеком»

О Троцком: «…Самый способный человек в настоящем ЦК». Ленин называл Троцкого (как и Сталина) «выдающимся вождем современного ЦК», счел возможным отметить в своем письме высоту интеллекта второго человека в русской революции, не удержавшись, однако, и от упоминания слабостей этого революционера: самоуверенности и увлечения «административной стороной дела»

О Зиновьеве и Каменеве: « Октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева , конечно, не является случайностью, но… он так же мало может быть ставим им в вину лично, как небольшевизм Троцкого»

О Бухарине: «Не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнение могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем нечто схоластическое (он никогда не учился, думаю, никогда не понимал вполне диалектику»

О Пятакове: «Человек, несомненно, выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся административной стороной дела, чтобы на него можно было положиться в серьезном политическом вопросе»


Мы видим, что конкретного лидера Ленин не предлагает.

- Может быть надо осуществлять коллегиальное управление?

- Как в таком случае относиться к резолюции X съезда партии?

- Какой остается выход?


  1. Коммунистическая партия в 1920-е гг.

Международная обстановка в 1922 г. изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития во многом зависели от обстановки в партии.

Задание 3. Прочитайте приведенный материал и дайте характеристику коммунистической партии в 1930-е гг..

Коммунистическая партия в 1920-е гг:

  • Военная организация;

  • Остается подозрительность к лицам дворянского происхождения, интеллигенции, духовенству, «мелкой буржуазии»;

  • Формируется группы по принципу личной преданности определенному лидеру партии. «Чистка» партии (1921 г)- из партии исключено 25% состава. «Ленинский призыв» (1924 г)- в партию вступило 240 тыс.человек;

  • Рост партийного аппарата;

  • В партию прошли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру;

  • Привилегии для партийцев становятся системой;

  • Ужесточение партийной дисциплины, борьба с инакомыслием;

  • Решения принимаются узким кругом политической элиты;

  • Назначение на должность утверждается партийными органами.

- Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии.


  1. Внутрипартийная борьба за власть.

Вы убедились, что изменения в партии предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война.

Задание 4. Работая с п. 3 § 12 и выясните:

  1. Причины внутрипартийной борьбы.

  2. Ход и итоги внутрипартийной борьбы.


Причины внутрипартийной борьбы:

  1. Личное соперничество политических лидеров за власть в партии с стране;

  2. Различие взглядов на пути развития СССР;

  3. Отсутствие легальной оппозиции

Фазы внутрипартийной борьбы:

  1. Сталин, Каменев и Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг);

  2. Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг). Исключение Каменева и Зиновьева из партии;

  3. Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг). удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов;

  4. Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны.

Итог внутрипартийной борьбы- Сталин одержал решительную победу.


  1. Принципы, определяющие характер советской внешней политики.

Большевистские лидеры после неудачной попытки «революционизировать штыком Европу» в советско-польскую войну и спада революционной волны в Европе вырабатывают новую модель поведения «социалистического государства в капиталистическом окружении»

Задание 5 . Попробуйте составить схему, отражающую суть принципов, которыми руководствовались большевики.

Модель поведения соцгосударства в капиталистическом окружении:

- Основополагающий принцип «пролетарского интернационализма», в соответствии с которым СССР поддерживал коммунистическое и национально-освободительное движение в мире;

- прагматическая концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем, подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с капиталистическими странами.


  1. Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.

Задание 6. Учащиеся работают с п. 6 § 13 и характеризуют международные отношения с западными странами.

Внешнюю политика РСФСР и ССССР в 1921-1928 гг можно разделить на пять этапов:

  1. У большевиков возобладает идея мировой революции. Создан Коминтерн по руководству мировой революцией.

  2. Неудачные итоги советско-польской войны, спад революционной волны в Европе заставила большевиков пойти на смену ориентиров:

А) Европа еще не готова к мировой пролетарской революции;

Б) у мирового капитала нет сил удушить пролетарскую революцию.

Таким образом, идея мировой революции отодвинулась на далекую перспективу.

Следовательно, на первом плане- нормализация отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну .

1920 г- мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией.

1921 г- торговое отношение с Великобританией, советско-германское торговое соглашение, торговые соглашения с Норвегией, Италией.

Таким образом, к лету 1921 г. существовало 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

Весна 1922 г – Генуэзская конференция, Раппальский договор.

  1. 1923 г- Коминтерн решает «подтолкнуть» мировую революцию. Неудача.

1926 г.- отказ от политики активного разжигания мировой революции Коминтерном.

Задача- формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран

  1. 1924-1925 гг- период дипломатического признания Советского государства.

Февраль 1924 г- дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Грецией, Швецией, Францией.

Май 1924 г- советско-китайское соглашение.

Лето 1924 г- дипломатические отношения между ССР и Мексикой.

Январь 1925 г- японско-советская конвенция.

Всего за 1921-1925 гг. СССР заключил более 40 договоров и соглашений.

  1. Подозрительность и недоверие между внешнеполитической установкой Сталина и руководителей капиталистических держав привели к крайне напряженной ситуации в Европе.

8 мая 1923 г.- нота Керзона СССР. В ответ СССР развернул антианглийскую программу.

Весна 1927 г- волна антисоветских выступлений в Великобритании.

Май 1927 г.- налет на советское торгпредство в Лондоне.

1927 г.- Франция потребовала отзыва советского посла Раковского, в Польше убит полпред в Польше П.Л.Войков.

Таким образом , все эти события были расценены как звенья угрозы «империалистических стран» против СССР. СССР оказался в изоляции.


  1. Роль деятельность Коминтерна.

Задание 7. Учащиеся самостоятельно работают с п. 5 § 13.



  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Выучить п.12, 13, ответить на вопросы







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Азангулова Гульсум Салаватовна

Дата: 04.04.2023

Номер свидетельства: 629020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "поурочный план на тему "Иран. Авганистан""
    ["seo_title"] => string(41) "pourochnyi-plan-na-tiemu-iran-avghanistan"
    ["file_id"] => string(6) "247839"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446635762"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства