Цели урока:познакомить учащихся с основными периодами ранней истории человечества; изучить факторы, повлиявшие на развитие человека и общества, дать сравнительную характеристику матриархата и патриархата, рассмотреть как происходило складывание народов развивать умения работать с таблицей, картой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Появление человека на территории Восточной Европы»
История России. 10 класс.
Урок 1-2
Тема урока. Появление человека на территории Восточной Европы
Цели урока: познакомить учащихся с основными периодами ранней истории человечества; изучить факторы, повлиявшие на развитие человека и общества, дать сравнительную характеристику матриархата и патриархата, рассмотреть как происходило складывание народов развивать умения работать с таблицей, картой.
Термины и понятия урока Предыстория, палеолит, матриархат, мезолит, неолит, неолитическая революция, патриархат, энеолит.
Ход урока
Оргмомент
Актуализация знаний
? История - гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом. «История наставница жизни». История возникает вместе с появлением человеческого общества и исчезнет вместе с ним. Общество - совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о появлении человека на территории Восточной Европы
Изучение новой темы
План изучения нового материала:
1. Начало истории (предыстория).
2. Влияние оледенения на развитие человека.
3. Люди эпохи палеолита.
4. Послеледниковый период.
5. Неолитическая революция.
6. Формирование народов
Смысл истории составляют человеческие общества, народы и государства. В западной исторической литературе первобытная история относится к области антропологии (общей науки о человеке), источники которой следует искать в сфере естественных наук, а собственно история начинается с появления письменности. Противоположной точки зрения придерживалась советская историческая наука, которая рассматривала историю первобытного общества как один из разделов исторической науки, спецификой изучения которого было отсутствие письменных источников.
Учащиеся делятся на 3 группы, работа с учебником (стр. 18 – 22)
Движение на территорию современной России шло из Центральной Европы и из Южной Азии.
Стоянки: на Дону, Оке, Каме, Десне, Урале, Енисее, Ангаре, Лене
Период оледенения
(100-30 тыс. лет назад)
Граница ледника: Среднее течение Днепра и Дона
Мезолит
(15 – 6 тыс. до н.э.)
Родовая община (развитое охотничье-собирательское хозяйство) (выделение старейшин и военных вождей), формирование племен.Период матриархата.
Занятия: охота,собирательство, рыболовство,
приручение собаки, , начало межобщинного обмена. Орудия труда: лук и стрелы, наконечники копий, тонкие ножи (копьеметалка, развитие микролитической каменной техники).
Полуосёдлый образ жизни.
Искусство: Скульптуры(богини- прародительницы рода, звери), рисунки на стенах пещер-святилищ, украшения. Освоение Северной Европы, Северной Сибири, Америки
Изменение климата (таяние ледника - рубеж 13-12 тысячелетия), изобретение лука
Неолит (8 – 3 тыс. до н.э.)
Энеолит (4 – 3 тыс. лет до н.э.)
Позднеродовая община (родовая знать,коллективный труд, родовая (коллективная) собственность ). Переход к патриархату Производящее хозяйство. Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др., колесо Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства
Стоянки: от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа.
Неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему)
По итогам работы выявляются факторы, определяющие развитие человека и общества. Например, к таким факторам можно отнести географический, климатический (ледниковый период), зарождение религиозных верований и искусства. Основные черты первобытности:
1.примитивные орудия труда,
2. зависимость человека от природы,
3. коллективный труд,
4.совместное ведение хозяйства,
5.общественная форма собственности,
6.относительно уравнительное распределение продуктов труда между членами общины, 7.отсутствие государства.
Заполнение таблицы.
Сравнительная характеристика матриархата и патриархата
Вопросы для сравнения
Матриархат
Патриархат
Положение женщины
Доминирующее: глава рода, хранительница традиций, обычаев, религиозных культов, участвует в общественной жизни и принятии решений
Подчиненное: преимущественно занимается домашней работой
Положение мужчины
Равно-подчиненное
Доминирующее: глава рода, основная сфера деятельности — производство
Принцип наследования
По женской линии
По мужской линии
Время возникновения
Раннеродовая община
Этап разложения родоплеменных отношений
Тип брака
Парный — семья не составляет экономической ячейки, легкорасторжимый
Моногамия — единобрачие
! Обратить внимание учащихся на дискуссии о выделении такой формы общественных отношений, как матриархат.
Формирование народов
В период неолита зародились первые государства:
Междуречье (Тигр и Евфрат)
Египет (Нил)
Индия (Инд)
+ в бронзовом веке Китай (Хуанхэ)
Медленнее шло развитие на Юге Европы и совсем медленно на севере и востоке этого континента. Жители этих мест отставали от обитателей Юга во всем.
Различия в развитии человечества повлияли на формирование отдельных больших групп людей.
Угро-финский народ- северо-восток Европы, в Зауралье, Западной Сибири
На Кавказе – Кавказские народы.
Сам. работа с уч. (стр. 25 – 27)
Закрепление.
Назовите основные периоды ранней истории человечества.
Назовите основные черты первобытности.
Как происходил процесс формирования народов
Рефлексия
Выставление оценок
Домашнее задание:Записи в тетради, п. 1,2
Дополнительный материал
В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза – возникновения и развития «человека разумного». Человек выделился из животного царства благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, появилась и стала развиваться речь. Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны – австралопитеки
В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток‑запад.
Влияние оледенения на развитие человека 100-30 тыс. до н.э. – ледниковый период Вызов окружающей среды: как выжить в подобных условиях?
Использование огня
Пещеры, землянки стали жилищем
Использование шкур животных
Появление раннеродовой общины (организации людей, связанных кровным родством)
Зарождение религиозных верований
В позднем палеолите (40‑35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись.
Женщина в палеолите – глава рода, хранительница традиций, обычаев, религиозных культов, она участвует в общественной жизни и принятии решений Матриархат.
Рубеж 13-12 тыс. до н.э. – ледник стал отступать
Неолит – новый каменный век. Неолитическая революция - переход человеческих общин от присваивающей экономики охотников и собирателей к производящей - сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве (10 тыс. л.н.) В неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. Переход к патриархату.
Вывод: На основе полученных данных школьники могут сделать вывод о том, что неолитическая революция позволила племенам стать более мобильными и приспосабливаться к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Неолитическая революция.
Предпосылки неолитической революции:
1.изменение климата в конце ледникового периода;
2. совершенствование техники изготовления орудий труда;
3.окультуривание диких растений и приручение животных. В период неолитической революции были заложены материальные и духовные основы человеческого общества. Завершается она победой железных орудий над каменными, земледелия над собирательством, оседлого образа жизни над кочевым, патриархата над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и социальной дифференциацией общества. Неолитическая революция создала предпосылки зарождения цивилизации: заканчивается предыстория, начинается история.