kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

По дорогам отечественной войны 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «По дорогам Отечественной войны 1812 года»

Основная идея мероприятия: память подвигу русского народа, совершенном в 1812 году.

Цели:

  • углубление знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года;
  • развитие интереса к изучению истории;
  • повышение гражданского самосознания и патриотизма;
  • воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: проектор, доска, костюмы участников инсценировки (Наполеон Мюрат, Александр I, Балашов); документальный фильм «1812», 1 канал; кинофильм «Гусарская баллада», реж. Э. Рязанова; аудиозаписи  М.Матье «Марсельеза»,  «Боже, царя храни…»

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие по славным страницам нашей истории. Вместе с русским солдатами пройдём по дорогам Отечественной войны 1812 года. Узнаем о подвиге наших людей – и солдат и мирных граждан в те тяжёлые годы. Увидим, как чтили и чтут память о тех далёких временах потомки в искусстве - архитектуре, скульптуре, литературе, музыке. Начнём наше путешествие  с далекой Франции. (конец слайда)

Слайд 2. Франция,  Париж 1812 года (Звучит Марсельеза)

Сцена 1. Действующие лица Наполеон и Мюрат.

Входят Наполеон и Мюрат (конец слайда)

Слайд 3.

Наполеон и маршал Франции Мюрат  рассматривают документы и карту.

Наполеон  показывает на карте (Сл. № 3)

 - Основные силы я сосредоточил в 3-х группах, которые по плану должны были окружить и уничтожить по частям армии Барклая и Багратиона. Левую  я возглавлю сам, центральную  — мой пасынок, вице-король Италии Евгений Богарне, правую — мой младший брат, король Вестфалии, Жером Бонапарт. Помимо главных сил, против Витгенштейна на левом фланге я расположу корпус Жака Макдональда, а на юге — правом фланге — союзнический корпус Карла Шварценберга.

Наполеон

- Я повторю, сказанные год назад свои слова «Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остается одна Россия, — я раздавлю её…». Время пришло. Тем более, что Александр сам подал мне повод.  Русский император дважды мне отказал в руке своих сестер, сначала Екатерины, а потом и Анны. Это была пощёчина мне. ОН считает меня не достойным быть его родственником. Я же, по крайней мере, не убивал своего отца!

Мюрат

- К тому же эти русские нарушают подписанные Вами условия континентальной блокады. Видите ли, страдает их экономика. Они торгуют с Англией через посредников – стран, не подписавших договор о блокаде. Мы быстро победим нашего противника.

Наполеон

- Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию

Наполеон и Мюрат берут документы и обсуждая планы войны выходят из кабинета. (конец слайда)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«По дорогам отечественной войны 1812 года »



«По дорогам Отечественной войны 1812 года»

Основная идея мероприятия: память подвигу русского народа, совершенном в 1812 году.

Цели:

  • углубление знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года;

  • развитие интереса к изучению истории;

  • повышение гражданского самосознания и патриотизма;

  • воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: проектор, доска, костюмы участников инсценировки (Наполеон Мюрат, Александр I, Балашов); документальный фильм «1812» , 1 канал; кинофильм «Гусарская баллада», реж. Э. Рязанова; аудиозаписи М.Матье «Марсельеза», «Боже, царя храни…»



Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие по славным страницам нашей истории. Вместе с русским солдатами пройдём по дорогам Отечественной войны 1812 года. Узнаем о подвиге наших людей – и солдат и мирных граждан в те тяжёлые годы. Увидим, как чтили и чтут память о тех далёких временах потомки в искусстве - архитектуре, скульптуре, литературе, музыке. Начнём наше путешествие с далекой Франции. (конец слайда)

Слайд 2. Франция, Париж 1812 года (Звучит Марсельеза)

Сцена 1. Действующие лица Наполеон и Мюрат.

Входят Наполеон и Мюрат (конец слайда)

Слайд 3.

Наполеон и маршал Франции Мюрат рассматривают документы и карту.

Наполеон показывает на карте (Сл. № 3)

- Основные силы я сосредоточил в 3-х группах, которые по плану должны были окружить и уничтожить по частям армии Барклая и Багратиона. Левую я возглавлю сам, центральную — мой пасынок, вице-король Италии Евгений Богарне, правую — мой младший брат, король Вестфалии, Жером Бонапарт. Помимо главных сил, против Витгенштейна на левом фланге я расположу корпус Жака Макдональда, а на юге — правом фланге — союзнический корпус Карла Шварценберга.

Наполеон

- Я повторю, сказанные год назад свои слова «Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остается одна Россия, — я раздавлю её…». Время пришло. Тем более, что Александр сам подал мне повод. Русский император дважды мне отказал в руке своих сестер, сначала Екатерины, а потом и Анны. Это была пощёчина мне. ОН считает меня не достойным быть его родственником. Я же, по крайней мере, не убивал своего отца!

Мюрат

- К тому же эти русские нарушают подписанные Вами условия континентальной блокады. Видите ли, страдает их экономика. Они торгуют с Англией через посредников – стран, не подписавших договор о блокаде. Мы быстро победим нашего противника.

Наполеон

- Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию

Наполеон и Мюрат берут документы и обсуждая планы войны выходят из кабинета. (конец слайда)

Слайд 4. Россия, Санкт-Петербург 1812 года (звучит «Боже, царя храни»)

Сцена 2. Действующие лица Александр I и его адъютант

Министр полиции Александр Балашов

- Ваше величество, французы вопреки условиям Тильзитского соглашения, продолжают оккупировать своими войсками территорию Пруссии. На наши требования они не отвечают.

- Кроме того, наша экономика из-за континентальной блокады несёт большие убытки, народ не доволен: стоимость рубля уменьшилась, наши бумажные деньги обесцениваются. Французы переправляют к нам в страну фальшивые купюры, что ещё сильнее вредит нашей экономике.

Камердинер вносит донесение императору на подносе. Балашов берёт донесение. Читает и докладывает императору:

- Ваше Величество, наши агенты доносят - Буонапарт собирает силы у наших границ. Война не за горами.

Александр I

- Если император Наполеон начнёт против меня войну, то возможно и даже вероятно, что он нас побьёт, если мы примем сражение, но это ещё не даст ему мира. … За нас — необъятное пространство, и мы сохраним хорошо организованную армию. … Если жребий оружия решит дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой. Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будут воевать наш климат и наша зима

Балашов и император выходят (конец слайда)

Слайд 5.

Просмотр отрывка фильма «1812»( 1 КАНАЛ) 1 серия, переход французских войск через Неман.

Слайд 6. Ученик ______________.

Александр 1 предпринял попытку примирения с Наполеоном. Он послал к нему своего министра полиции генерала Балашова Александра Дмитриевича с посланием к Наполеону, где просил его отвести свои войска обратно за Неман и начать переговоры.

Сцена 3. Наполеон и Балашов.

Наполеон

- Александр насмехается надо мной. Не думает он, что я вступил в Вильно, чтобы вести переговоры о торговых договорах. Шпага вынута из ножен. Я пришёл, чтобы раз и навсегда покончить с колосом северных варваров.

Балашов,

- Что мне передать Александру?

Наполеон

- Скажите, а какая дорога до Москвы короче всего?

Балашов

- К Москве ведут несколько дорог. Карл 12 выбрал, например, дорогу через Полтаву.

(уходят) (конец слайда)

Слайд 7. Карта Отечественная война 1812 года (схема расположения войск)

Ученик ______________.

Вторгшемуся неприятелю противостояли 220 - 240 тысяч русских солдат при 942 орудиях - в 3 раза меньше, чем было у противника. К тому же русские войска были разделены: 1-я Западная армия под командованием военного министра генерала от инфантерии М.Б.Барклая де Толли растянулась более чем на 200 километров от Литвы до Гродно в Белоруссии; 2-я Западная армия во главе с генералом от инфантерии П.И.Багратионом занимала линию до 100 километров к востоку от Белостока; 3-я Западная армия генерала от кавалерии А.П.Тормасова стояла на Волыни у Луцка. На правом фланге русских войск (в Финляндии) находился корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф.Штейнгеля, на левом фланге - Дунайская армия адмирала П.В.Чичагова. (конец слайда)

Слайд 8

Учитывая огромные размеры и мощь России, Наполеон планировал завершить кампанию за три года: в 1812 году овладеть западными губерниями от Риги до Луцка, в 1813 году - Москвой, в 1814 году - в Санкт-Петербургом. Такая постепенность позволила бы ему расчленить Россию, обеспечив тылы и коммуникации армии, действующей на огромных пространствах. На блиц-криг завоеватель Европы не рассчитывал, хотя и собирался поодиночке быстро разгромить главные силы русской армии еще в приграничных районах.

Но поняв, что сопротивляться разрозненными частями невозможно, русское командование начало отход вглубь страны. И этим был сорван стратегический план Наполеона. Вместо поэтапного расчленения России Наполеон был вынужден двигаться за ускользающими русскими армиями вглубь страны, растягивая коммуникации и теряя превосходство в силах. (конец слайда)

Слайд 9

Ученик ______________.

Отступая, русские войска вели арьергардные бои, нанося противнику значительные потери. Основной задачей было объединить силы 1-й и 2-й Западных армий. Особенно тяжелым было положение 2-й армии Багратиона, которой угрожало окружение. Пробиться к Минску и соединиться там с армией Барклая не удалось: путь был отрезан. Багратион изменил направление движения, но войска Жерома Бонапарта настигали его. 9 июля у местечка Мир произошло сражение арьергарда русских войск (это была казачья конница атамана М.И.Платова) с французской кавалерией. Французы были разбиты и в беспорядке отступили. На следующий день произошел новый бой, и снова французы потерпели поражение. 14 (2) июля у местечка Романово казаки Платова в течение суток сдерживали французов, чтобы дать армейским обозам переправиться через Припять. Успешные арьергардные бои Платова позволили 2-й армии беспрепятственно достигнуть Бобруйска и сосредоточить свои растянутые до того момента силы. Все попытки окружить Багратиона провалились. Наполеон был взбешен; он обвинил своего брата Жерома в медлительности и передал командование его корпусом маршалу Даву. (конец слайда)

Слайд 10

Ученик ______________.

Багратион решает двинуться на Могилев и посылает 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского занять город до подхода французов. Однако войска Даву еще раньше вошли в Могилев, и 23 июля корпусу Раевского пришлось отражать наступление превосходящих французских сил у деревни Дашковка. Раевский сам повел своих солдат в атаку. По легенде в этом сражении вместе в генералом Раевским в сражении участвовали и его два сына 12 и 16 лет. Этот поступок вдохновил наших солдат. Обе стороны понесли тяжелые потери, Раевский был ранен, но в яростных штыковых атаках противник был отброшен, однако и надежда пробиться на Могилев исчезла. Оставался лишь путь на Смоленск. И все же бой имел огромное значение: яростное сопротивление русских у Дашковки ввело в заблуждение Даву, который решил, что имеет дело с основными силами Багратиона и стал укрепляться у Салтановки, ожидая вторичного наступления русских. Благодаря этому Багратион выиграл время, сумел переправиться через Днепр и оторваться от французов на пути к Смоленску. (конец слайда)

Слайд 11

Ученик ______________.

Арьергардные бои вела и 1-я Западная армия Барклая де Толли. 28 июня арьергард 1-го пехотного корпуса П.Х.Витгенштейна под командованием генерал-майора Я.П.Кульнева сразился с наступавшими частями маршала Удино у местечка Вилькомир, нанес противнику значительный урон и на несколько часов задержал наступление французов. 15 июля у деревни Чернево, находясь в разведке, Кульнев нанес удар частям кавалерийской дивизии генерала Себастиани. Французы понесли большие потери; Наполеон решил, что имеет дело со всем авангардом армии Барклая и задержал продвижение своего левого фланга. 25 июля Кульнев атаковал один из отрядов корпуса Удино у Друи и разгромил его. 1 августа (20 июля) Кульнев снова сразился с французами у деревни Боярщина, но перед лицом превосходящих сил был вынужден отступить; при переправе через реку Дриссу храбрый генерал был смертельно ранен. (конец слайда)

Слайд 12

Ученик ______________.

Корпусу Витгенштейна, 13 июля выделенному из состава армии Барклая для прикрытия Санкт-Петербурга, пришлось вести тяжелые бои с корпусами маршала Удино и маршала Макдональда. Чтобы помешать их соединению, Витгенштейн решил атаковать Удино. 30 июля началось трехдневное сражение у Клястиц, в ходе которого была уничтожена 1-я дивизия Вердье. Удино был вынужден отступить к Полоцку. Наполеон послал на помощь Макдональду и Удино 6-1 корпус Сен-Сира, что ослабило основную группировку французских войск. Но после нескольких сражений в районе Полоцка французам так и не удалось добиться серьезных успехов. Занять Ригу им не удалось. На этом участке фронта до конца осени 1812 года обстановка стабилизировалась. (конец слайда)

Слайд 13

Ученик ______________.

Успешно действовала 3-я Западная армия Тормасова. Уже 25 июля русские отбили захваченный французами Брест-Литовск, а 28 июля захватили Кобрин, взяв в плен 5-тысячный отряд саксонского генерал-майора Кленгеля во главе с ним самим. 11 августа в сражении у Городечно генерал-лейтенант Е.И.Марков отбил атаку превосходящих сил французов. После этих успехов стабилизировался и Юго-Западный фронт, где надолго были скованы значительные силы неприятеля.

Барклай де Толли решил осуществить свой план ведения войны с Наполеоном, разработанный им в 1810 - 1812 годах. Уклоняться от генерального сражения и отступать вглубь страны, чтобы не подвергать армию опасности поражения, ослабить превосходящие силы противника и выиграть время, чтобы подготовить свежие войска и ополчение - вот в чем была суть этого плана. (конец слайда)


Слайд 14.


Барклай привел 1-ю армию в Витебск, где надеялся дождаться Багратиона. Авангард армии под командованием А.И.Остермана-Толстого был направлен к деревне Островно, чтобы задержать наступление французов. 24 июля началось сражение с наступавшим противником.

Сейчас мы с вами увидим это сражение, глазами его участников


Просмотр видеофрагмента документального фильма 1 канала «1812», 1 серия битва при Островно

После 3-хдневных упорных боев с превосходящими силами маршала Мюрата Коновницын начал медленно, с боями, отходить к реке Лучесе, где уже сосредоточились все силы Барклая. (конец слайда)


Слайд 15

Ученик ______________.

Ожесточенное сопротивление русских натолкнуло Наполеона на мысль, что они готовы дать генеральное сражение, которого он так хотел. Французский император подтянул сюда всю свою 150-тысячную группировку. Но Барклай, выставив в прикрытие корпус генерал-майора П.П.Палена, оторвался от французов и двинулся к Смоленску. На фланг и в тыл русской армии были брошены войска маршалов Нея и Мюрата. 2 августа под городом Красным они натолкнулись на 27-ю пехотную дивизию генерал-лейтенанта Д.П.Неверовского (около 7 тысяч необстрелянных новобранцев). Целый день, построившись в каре и медленно двигаясь в сторону Смоленска, героически сражался этот небольшой отряд, отбив 45 атак конницы Мюрата и многочисленные атаки пехоты Нея. Задержка противника под Красным позволила Барклаю привести в Смоленск всю армию. (конец слайда)


Слайд 16.

А 3 августа к Смоленску подошла и 2-я армия Багратиона. Рухнул замысел Наполеона разбить две русские армии поодиночке.

Армия Наполеона подошла к Смоленску. В течение двух дней, 4 и 5 августа, шли упорные бои под стенами Смоленска. 6 и 7 августа бой разгорелся уже за сам город.

Просмотр видеофрагмента документального фильма 1 канала «1812», 2 серия битва за Смоленск


Ученик ______________.

После Смоленска Барклай все чаще задумывается о генеральном сражении. Но обстановка уже была накалена до предела. Багратион обвинял Барклая в бездеятельности и предательстве; так же думало большинство русских генералов. Не понимая глубины замыслов Барклая, общественное мнение требовало смены главнокомандующего. (конец слайда)

Слайд 17

Главнокомандующим русской армии стал Михаил Илларионович Кутузов, которого император Александр недолюбливал с Аустерлица

Ученик ______________.

А тем временем войска продолжали отступать. Успешные действия атамана Платова и генерал-майора Г.В.Розена позволили войкам отойти к Дорогобужу. 27 августа обе армии снова соединились у Царева-Займища, где была выбрана позиция для генерального сражения. К вечеру в армию прибыл Кутузов; войска встретили его с необыкновенным воодушевлением.

Осмотрев позицию у Царева-Займища, Кутузов не одобрил ее и приказал отступать к Можайску, продолжив тактику Барклая. Но ему было ясно, что тянуть с генеральным сражением ни армия, ни император ему не позволят. (конец слайда)

Слайд 18

Ученик ______________.

К тому времени общие потери "Великой армии" составили не менее 150 000 человек. Растянутость коммуникаций, враждебность населения к захватчикам, нехватка продовольствия и фуража, действия партизан, болезни, дезертирство и, конечно же, постоянные сражения с русскими войсками сильно ослабили наполеоновскую армию. Разница в численности двух армий резко сократилась, а в артиллерии было даже некоторое превосходство у русских.

В 110 километрах от Москвы, у села Бородино, Кутузов решил дать генеральное сражение. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в половине 6 утра.

Ученики читают наизусть стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова(конец слайда)

Слайд 19.

К концу дня сражение закончилось. Наполеон приказал отвести свои войска на исходные позиции, а Кутузов отдал приказ отступать к Москве.

Несмотря на видимый успех неприятеля, фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико как никогда:

Потери французов и союзников – около 60 тыс. человек

Потери русских войск – 44 тыс. человек.

Наполеон позже сказал: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались быть достойными быть непобедимыми».

Слайд 20

Русская армия оставив Бородино отходила к Москве. Несмотря на требование царя дать новое сражение, 1 сентября Кутузов, получивший накануне высший военный чин генерал- фельдмаршала, решил провести в деревне Фили военный совет. Заглянем за двери этого дома, где проходил совет. И попытаемся понять, что там происходило.

Просмотр видеофрагмента документального фильма 1 канала «1812», 3 серия Совет в Филях


Слайд 21

Ученик

14 сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Но город был оставлен населением.

Сценка. Наполеон ждёт письма от Александра 1.

Ученик читает отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Москва горела. Начались грабежи, пьянство. Деморализованная Бородинским сражением армия стремительно разлагалась. Тот, кто считал себя властелином мира, оказался сторожем пепелища. Дважды предлагал Наполеон мир - сначала через начальника Воспитательного дома И.В.Тутолмина, потом - через И.А.Яковлева (отца А.И.Герцена); на третий раз он направил к Кутузову специального посла Ж.А.Лористона с очень выгодными для России условиями. Но мир был отвергнут. Его не принял бы ни государь, ни армия, ни народ. (Конец слайда)

Слайд 22

Наполен был вынужден через месяц томительного ожидания покинуть Москву.

Просмотр видеофрагмента художественного фильма Э. Рязанова «Гусарская баллада», отрывок «песенка о Луи IV» (Конец слайда)



Слайд 23

Ученик

Нашествие "двунадесяти языков" и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа, пробудили, как сказал В.Г.Белинский, "народное сознание и народную гордость". (Конец слайда)


Слайд 24

Сразу же после появления неприятельской армии в Литве и Белоруссии зародилось стихийное партизанское движение местных крестьян. Партизаны наносили значительный урон иноземцам, уничтожали вражеских солдат, расстраивали тылы. В самом начале войны французская армия ощущала нехватку продовольствия и фуража. Из-за падежа лошадей французы были вынуждены бросить в Белоруссии 100 пушек.

Активно создавалось народное ополчение на Украине. Здесь были сформированы 19 казачьих полков. Большую их часть вооружили и содержали на свой счет крестьяне.

Крестьянские партизанские отряды возникли на Смоленщине и в других оккупированных районах России. Одновременно с ними действовали армейские партизанские отряды, формировавшиеся по приказу командования для разведки и военных действий в тылу врага.

В ходе войны в ряды русской регулярной армии влились воины Кавказа, отряды калмыков, казахов, башкир, чувашей, татар, мордвы, марийцев, чувашей. Огромную роль в боевых действиях сыграло русское крестьянское ополчение. (Конец слайда)



Слайд 25

Ученик

После отступления из Москвы русская армия, совершив два перехода по Рязанской дороге, круто повернула на запад и по Калужской дороге вышла в район Тарутина. Блестяще осуществленный марш-маневр имел огромное стратегическое значение. Этим были созданы условия для подготовки контрнаступления. Русская армия надежно прикрывала от неприятеля южные губернии - Тулу с ее оружейными заводами, Брянск и Калугу с их большими продовольственными запасами. В случае необходимости армия могла преградить противнику дорогу на Петербург. Из района Тарутина было удобно обеспечивать связь с 3-ей армией и руководить действиями партизанских отрядов.

Численность находившихся в Тарутине войск составляла 120 000 человек, а вместе с полками ополчений - 240 000 человек. В результате Тарутинского маневра стратегическая обстановка изменилась в пользу русских. "Каждый день, проведенный нами в этой позиции, был золотым днем для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались", - писал Кутузов.

Слайд 26

Ученик

Из Тарутина Кутузов развернул "малую войну" силами армейских партизанских отрядов. Особенно успешно действовали отряды Д.В.Давыдова, А.Н.Сеславина, А.С.Фигнера, И.С.Дорохова, Н.Д.Кудашева, И.М.Вадбольского. Кутузов стремился расширить крестьянское партизанское движение, слив его с действиями армейских отрядов. Некоторые из крестьянских отрядов насчитывали по нескольку тысяч человек. Например, отряд Герасима Курина состоял из 5 000 человек. Широко известны были отряды Ермолая Четвертакова, Федора Потапова, Василисы Кожиной.

Действия партизан наносили неприятелю большие людские и материальные потери, нарушали его связь с тылом. Только за шесть осенних недель партизаны уничтожили около 30 000 неприятельских солдат. (Конец слайда)

Слайд 27

Ученик

18 октября на реке Чернишне русские войска разгромили сильный авангард французской армии, которым командовал маршал Мюрат. Эта победа положила начало контрнаступлению русской армии.

19 октября французы выступили из Москвы к Тарутину, надеясь застать врасплох Кутузова, нанести ему поражение и пробиться к Калуге. Древняя столица России была сожжена и разграблена. Французы попытались взорвать Кремль, но по счастью разрушения оказались не слишком велики. Новые планы Наполеона снова были разрушены. Партизанский отряд Сеславина обнаружил наолеоновскую армию у села Фоминское и передал сведения об этом в штаб Кутузова. Русская армия выступила из Тарутинского лагеря и двинулась навстречу французам. (Конец слайда)

Слайд 28

24 октября произошло ожесточенное сражение передовых частей обеих армий за Малоярославец.

Город 8 раз переходил из рук в руки. И хотя в конце концов французы овладели городом, надежду пробиться к Калуге Наполеону пришлось оставить: подошедшие основные силы русской армии заняли сильные позиции под Малоярославцем. Наполеон дал приказ начать отступление на Можайск и далее на разоренную войной старую Смоленскую дорогу. (Конец слайда)

Слайд 29

Ученик

В середине ноября русские войска окружили наполеоновскую армию у реки Березины. Однако из-за несогласованности действий русских корпусов Наполеону удалось переправиться через Березину у деревни Студянки. (Конец слайда)

Слайд 30

Впрочем, на западный берег перешло лишь около 9 000 человек. Остальные или погибли, или были взяты в плен. После Березины Наполеон бежал в Париж. (Конец слайда)

Слайд 31

Сценка 4. Наполеона встречают две девушки в платьях XIX века и задают вопрос:

- В каком положении находится армия?

Наполеон

- Армии больше нет

Разворачивается медленно уходит

Слайд 32.

Ученик

18 марта 1814 года русские войска совместно с союзниками вступили в Париж.

Мальчики из 8а и 8б класса исполняют песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (Конец слайда)

Слайд 33

Вступление в 1814 г. войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Он был сослан на о. Эльба, с сохранением титула императора.

Однако 1 марта 1815 г. Наполеон двинулся к Парижу, где находилось правительство вернувшегося во Францию короля Людовика XVIII. Сто дней продолжалось новое господство Наполеона, закончившееся его поражением в битве при Ватерлоо в июне 1815 г.

Последние годы жизни Наполеон провел на о. Св. Елены пленником англичан. Умер в шесть часов вечера, 5 мая 1821 года.

В 1840 г. его прах был перевезен в Париж в знаменитый Дом Ветеранов, где и находится до сих пор.

(Конец слайда)

Слайд 34-42. Памятники солдатам, павшим за Отчизну в войне 1812 года.

Девочки из 8а и 8б классов исполняют романс Настеньки из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» на слова Цветаевой ( в это время пролистываются слайды, посвященные памяти воинам, павшим в 1812 году за свою Родину)

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели,

И голоса, и голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след.

Очаровательные франты,

Очаровательные франты,

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли,

Вы брали сердце и скалу,

Цари на каждом бранном поле

И на балу, и на балу.

Вам все вершины были малы

И мягок самый черствый хлеб.

О, молодые генералы,

О, молодые генералы,

Своих судеб.


О, как мне кажется, могли вы,

Рукою полною перстней,

И кудри дев ласкать, и гривы,

Своих коней, своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век.

И ваши кудри, ваши бачки,

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.



Слайд 43-50 - источники

В презентации использован следующий материал:

  1. Отрывки из документального фильма «1812» , 1 канал

  2. Отрывки из кинофильма «Гусарская баллада», реж. Э. Рязанов

  3. Аудиозапись М.Матье «Марсельеза»

  4. Аудиозапись «Боже, царя храни…»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
По дорогам отечественной войны 1812 года

Автор: Губайлулин Рамиль Шарифянович

Дата: 25.04.2015

Номер свидетельства: 205541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Великая Отечественная война в стихах русских поэтов"
    ["seo_title"] => string(61) "vielikaia_otiechiestviennaia_voina_v_stikhakh_russkikh_poetov"
    ["file_id"] => string(6) "423956"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1499787819"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Какое участие принимали животные в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(78) "kakoie-uchastiie-prinimali-zhivotnyie-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "201136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428993658"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Великая Отечественная война. Своя игра "
    ["seo_title"] => string(46) "vielikaia-otiechiestviennaia-voina-svoia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "104756"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402755751"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Воспитательный  час «Касимовские речники в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» "
    ["seo_title"] => string(99) "vospitatiel-nyi-chas-kasimovskiie-riechniki-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-1941-1945-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "145144"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418841770"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-uroka-krasota-i-pravda-piesien-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "294528"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства