План урока по истории в 5-м классе по теме "Природа и население Древнего Египта"
План урока по истории в 5-м классе по теме "Природа и население Древнего Египта"
План урока по истории в 5-м классе по теме "Природа и население Древнего Египта" Сформировать яркое образное представление о величайшей цивилизации—Древнем Египте, изучить местоположение и природные условия, определить причины разливов Нила и особенности хозяйственной жизни. Учащиеся делают вывод, что выгодные природные условия позволили быть египтянам не только искусными земледельцами, но и умелыми ремесленниками. А орошаемое земледелие стало предпосылкой создания государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока по истории в 5-м классе по теме "Природа и население Древнего Египта" »
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2» г. Борисова
Разработка урока по истории в 5 классе .
Учитель Сысой Надежда Федоровна
Тема. Природа и население Древнего Египта.
Цели урока.
Обучающая.
Сформировать яркое образное представление о величайшей цивилизации—Древнем Египте, изучить местоположение и природные условия, определить причины разливов Нила и особенности хозяйственной жизни.
Развивающая.
Продолжить формирование умения работать с исторической картой, текстом учебника, давать определение понятиям, делать логические выводы, составлять графические рисунки и схемы, содействовать развитию познавательного интереса
Воспитывающая.
Воспитывать уважительное отношение к прошлому других народов, способствовать расширению кругозора, активизировать развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока--- урок усвоения новых знаний
Средства обучения
Учебное пособие для 5-ого класса: Древний мир, часть 1/под ред. В.С. Кошелева, учебная настенная карта «Цивилизации Древнего мира», аппликации по истории Древнего мира.
Понятия и термины: дельта, ил, папирус, шадуф, орошаемое земледелие.
Содержательно-процессуальный компонент
Этапы урока.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
Учитель подчёркивает учащимся, что они уже изучили первобытное общество и теперь преступают к изучению нового раздела « Цивилизации Древнего мира» и первую тему, которую учащиеся будут изучать это «Природа и население Древнего Египта».
Учащимся предлагается вспомнить
-что такое цивилизация
-каковы её признаки
-когда появляются первые цивилизации и государства.
Учитель делает акцент на том, что учащиеся преступают к изучению новой темы, в которой, будут знакомиться с древними народами, которые внесли огромный вклад в развитие истории всего человечества, и достижениями их культуры пользуются и сейчас.
Операционно – познавательный этап.
Формирование новых понятий и способов деятельности.
План изучения нового материала
Природа и климат Древнего Египта.
Разливы Нила.
Орошаемое земледелие египтян.
Ремесло в Древнем Египте.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративная беседа, составление схемы (кластера)
Работа с картой
Внимание учащихся обращается на настенную карту «Цивилизации Древнего мира». Задача определить местоположение Древнего Египта. На основе первичных представлений об Африке сделать вывод о климатических условиях Египта.
Формирование хронологических и картографических навыков на основе локализации пространственно-временных представлений учащихся.
Учитель на доске, а учащиеся за ним в тетрадях чертят условно-графический рисунок «Древний Египет». По ходу рисунка учитель объясняет основные понятия темы ( дельта, папирус, долина, рукава). В своих тетрадях учащиеся на условно-графическом рисунке подписывают, где располагается дельта и рукава (рис. а)
Ученики читают пункт « Природа Древнего Египта» и после прочтения отвечают на вопрос, какие природные богатства были в Древнем Египте. По ходу ответа учащихся учитель дополняет графический рисунок цветными аппликациями (рис. б)
Рисунок а
Рисунок б
Учащиеся записывают новые понятия в тетради (для большей уверенности учеников, полученные знания записывают с помощью учебника стр. 31)
Учащимся предлагается прочитать пункт учебника «разливы Нила» и ответить на поставленные вопросы.
Какие климатические условия наблюдаются в Египте накануне разлива Нила. Каковы причины разливов Нила. Что приносят воды реки при разливе. Почему египтяне называли свою страну «Чёрной землёй».
Учащиеся слушают рассказ учителя о разливах Нила с точки представлениях древних египтян.
Но если бы вы были древним египтянином, то у вас было бы абсолютно другое объяснение разливов Нила. Учитель обращает внимание учащихся на условно-графический рисунок и добавляет к нему новую аппликацию – бога Нила Хапи (рисунок в). Далеко, далеко за первым порогом Нила (пороги - большие камни, которые мешают течению реки) есть пещера, которая охраняется священной змеёй. В этой пещере сидит бог Хапи. В его руках два священных сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льёт из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну. Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поём благодарственные песни доброму богу.
Слава тебе, Нил, идущий, чтобы Египет оживить!
Если медлит он, гроза по всей стране.
А поднимается он – и ликует земля и всё живое от радости!
Рисунок в
. Учащиеся делают вывод о том, что Нил играл огромную роль в жизни египтян, так как от его разливов зависели посевы и урожай. Земледелие являлось основным занятием египтян.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию на странице 32 « Орошение с помощью шадуфа». Читают пункт Древние земледельцы в долине Нила. И дают определение этому подъёмному устройству, делают вывод о том, что в Древнем Египте земледелие было орошаемым. Орошение в жарких условиях является необходимым условием для выращивания сельскохозяйственных растений.
Египтяне занимались не только земледелием, но они были искусными ремесленниками. Прочитав пункт « Египтяне-ремесленники» составляем схему
Основные ремёсла египтян
Выплавка цветного стекла
Изготовление льняных тканей
Кожевенное
дело
Выплавка бронзы
и меди
Делаем вывод о Древнем Египте.
Выгодные природные условия позволили быть египтянам не только искусными земледельцами, но и умелыми ремесленниками. А орошаемое земледелие стало предпосылкой создания государства.
Рефлексивно – оценочный этап
А) Методы и формы рефлексии:
1) Где располагался Древний Египет
2) Какая река протекает в Древнем Египте
3) Как египтяне называли свою страну
4) Почему Египет получил такие названия
5) Что значит орошаемое земледелие
Б) Поставить отметки наиболее активным детям.
В) Постановка и осмысление домашнего задания
1) § 9
2)Подготовить ответ на вопрос «Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет « даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот»