Урок проведен в специальной школе интернат для детей с ограниченными возможностяи здоровья. Урок сопровождается презентацией. История вызывает затруднения у учащихся, так как абстрактное мышление у них на низком уровне. Поэтому материал дается на конкретной основе, задания адаптируются к возможностям учащихся, информация преподносится доступно и образно. Кто интересуется страницей истории XVIII века нашей Великой страны может воспользоваться данной разработкой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Петр Первый - первый российский император»
Петр I – первый российский император.
Урок в 8 классе.
Описание: данный урок разработан для 8 класса коррекционной школы VIII вида. История вызывает затруднения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как абстрактное мышление у них на низком уровне. Поэтому материал дается на конкретной основе, задания адаптируются к возможностям учащихся, информация преподносится доступно и образно. Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных школ 8 вида. Возможно, материал заинтересует и учителей начальных классов (предмет окружающий мир), а также всех, кому интересны страницы истории XVIII века нашей Великой страны.
Цель: создать у учащихся образ о личности российского императора Петра.
Задачи
Образовательные: дать учащимся сведения о деятельности Петра I; показать прогрессивную роль в развитии России.
Коррекционно – развивающие: формировать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля.
Воспитательные: способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I Орг.момент.
Всем здравствуйте! Ребята, настройтесь на работу и получение положительных результатов.
Кор. упр. Сядет тот, кто назовет хоть одно преобразование Петра.
А теперь с хорошим настроением мы начинаем урок истории.
Любая страна имеет свою историю. Мы продолжаем изучать страницы истории, и путь наш лежит в Российское государство во времена правления Петра I.
II Повторение пройденного материала
Игра «Чистая доска» - на доске слова: Кресло. Петр Михайлов. Топор. 1 руб.20 копеек. Камень Галера. Слова император, империя, коронация, штандарт, престолонаследие, Табель о рангах – вывешиваю на место тех слов, которых стираю.
По этим понятиям идет повторение пройденного материала о жизни Петра.
Фронтальный опрос:
Когда проходила Северная война? (1700 – 1721 гг.)
Назовите причину Северной войны? (Получить выход к Балтийскому морю).
Итоги Северной войны? (В 1721 году между Россией и Швецией в небольшом городе Ништадте был подписан мирный договор. По этому договору часть Балтийского побережья (Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии) и несколько балтийских островов были переданы России).
Вывод: победа в Северной войне помогла России обеспечить выход в Балтийское море. Благодаря деятельности Петр I Россия стала великой морской державой, одной из самых могущественных в мире. А еще что нового внес Петр I в жизнь страны? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Итак, тема нашего урока «Петр I – первый российский император».
Мы будем, говорит о неутомимом и энергичном царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий».
IV. Изучение нового материала.
На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить.
Словарная работа:
Император – правитель империи.
Империя – большое, сильное монархическое государство, которым управляет император. (через проектор,)
За победу в Северной войне Петр получил титул Великого императора Всероссийского. С этого момента правитель России стал называться императором, а Россия – империей. Теперь, когда обращались к императору, то называли его «Ваше Императорское Величество» или «Государь Император». Коронация Петра I проходила в Москве в Успенском соборе. Для коронации использовали не шапку Мономаха, а новую корону.
Сделана она была из двух полушарий, соединенных обручем. Первая корона была изготовлена из золота и украшена 5000 бриллиантов.
Столицей империи стал - Санкт – Петербург.
Был учрежден императорский флаг – штандарт.
Опишите, его по иллюстрации стр. 128 «Императорский штандарт».
Цвет полотна? (Золотистый)
Что изображено на полотне? (Черный двуглавый орел)
Как, вы, думаете, для чего нужен императорский штандарт? (Ответы учащихся)
Там, где находился император, поднимали императорский штандарт. Он стал государственным флагом России.
Задание 1: найдите в тексте слова, которые характеризуют Петра (внешность, характер) стр. 128 – 129.
Петр был умным, дальновидным, образовательным человеком. Он хорошо знал историю, математику, кораблестроение, артиллерию, военное и морское дело. Много путешествовал, изучал немецкий, польский, голландский языки.
Рассказ учителя:
Царь не стыдился никакой работы и гордился тем, что руки у него были в мозолях. Одному молодому дворянину, который пожаловался, что приходился много сил отдавать учебе. Петр показал свои ладони: «Видишь, братец, хотя я и царь, да у меня на руках мозоли, а все оттого, что хочу показать вам пример и хоть бы под старость видеть мне достойных помощников и слуг Отечеству».
Вся жизнь Петра проходила в постоянных трудах. Каков был распорядок дня Петра I?
Задание 2: составьте распорядок дня Петра на основе текста учебника стр. 129.
Утро:
5 часов – наскоро пил чашку кофе.
Шел на верфь, чтобы проверить, как идет строительство кораблей.
Занимался государственными делами – принимал послов, военачальников, купцов, ученых.
Обед:
12 часов – обед.
13 – 15 часов – отдыхал.
Принимался за государственную работу.
Вечер: физический труд.
Проблемный вопрос: чем Петр отличался от других царей? (Ответы учащихся)
Проверьте свои предположения, прослушав отрывок из поэмы «Медный всадник»:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин
Учитель. Царь был действительно необычный. Начиная даже с его внешности, он был очень высокого роста 2 метра 13 см. но обувь носил 38 размера. Петр строил корабли, плотничал, рисовал, был кузнецом, учился часовому делу, ткачеству, шелкопрядению, устраивал фейерверки, очень хорошо играл на барабане. Сам себе чинил обувь и одежду.
Кроме того Петр хорошо разбирался в людях. Он подобрал себе талантливых помощников – государственных деятелей, военачальников, флотоводцев, ученых которые немало сделали для процветания России. Петр считал, что не по знатности надо назначать на государственные должности, а по уму и способностям. Поэтому он перестал созывать Боярскую думу.
Физминутка
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны).
Что там чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперёд).
Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей! (дети приветственно машут руками).
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте),
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок (дети садятся за парты).
Работа в парах. Учащиеся задают вопросы друг другу по пройденной теме.
Чтобы укрепить свое Отечество Петр I начинает преобразования в стране.
Указ о престолонаследии, был подписан императором Петром I в 1722 году. Устав отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии, и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха.
Табель о рангах — закон о порядке государственной службы в Российской империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.
Такие сложные преобразования провел Петр I, чтобы укрепить свое Отечество. В 1721 году Сенат торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.
В результате реформ Петра I мало кому известная Московия превратилась в Российскую империю, влиятельную европейскую державу. За все хорошее, что он сделал для России, назвали его Великим.
V. Закрепление
1. Блиц – игра.
Фамилия Петра I - Романов
Титул Петра – император.
Новая столица – Санкт – Петербург.
Государственный флаг – императорский штандарт.
Как стала называться Россия при Петре I – империей.
Закон о государственной службе – «Табель о рангах».
Война со Швецией – Северная война.
Какое прозвище получил Петр I в истории России - Петр Великий.
2. Дидактическая игра «Я знаю».
- Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела.)
- Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)
Чему вас может научить пример жизни этого исторического деятеля?
Петр I был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.
Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.
Интересные факты, о Петре I.
1) Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Петр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
2) В свое время, чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
3. Дворянам и купцам брить бороды.
4. Европейское летосчисление- с 1 января 1700 года от Рождества Христова.
VI. Итог урока.
Комментарии и объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Стр. 128 - 131, прочитать текст учебника, дать ответы на 2, 3, 4 вопросы.
Михайлову, Кайбу, Быкову составить по 5 вопросов из пройденной темы и записать в тетрадь.
Использованная литература:
1. История России: учебник для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина.- М. Владос, 2004.
2. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2004 г.