Обучающая: познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. Выяснить значение принятия христианства;
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов, формировать навыки самостоятельной работы с учебником. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;
Воспитывающая: приобщать детей к высокому, духовному, нравственному, на примере жизни Иисуса Христа; Высшее, глубочайшее, единое настоящее благо состоит в том, чтобы жить для других, служить им, делить с ними то, что сами мы получаем.
Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.
Тип урока: комбинированный.
Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: христианство, Христос, апостолы, воскресший, Евангелие, священник.
Оборудование урока: учебник А.А. Вигасина «История древнего мира» для 5 класса, тесты, текст с пропущенными словами для самопроверки, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент
Один никому не известный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек, хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
- А как еще можно прославиться?
- Совершая хорошие поступки.
- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больший след в истории этого урока.
- Сегодня вам предстоит оценивать результаты своей работы по этапам и выставить их в оценочную таблицу.
2. Проверка домашнего задания
Игра не хитрая штука, да в каждой игре - наука (тестирование)
3. Актуализация знаний подготовка к основному этапу
Изучая историю разных стран, мы знакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в них. Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне.
Греки Римляне
Зевс Юпитер царь богов, бог грома
Гера Юнона покровительница женщин, материнства
Гестия Веста покровительница домашнего очага
Посейдон Нептун бог морей
Арес Марс бог войны
-Что общего между греческой и римской верой в богов?
-Что такое язычество?
- Как вы думаете, почему люди переставали в них верить?
- Языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованно относились к языческим богам нищие, рабы. Язычество не давало ясного ответа на вопросы: как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь? Нужна была новая вера, и она возникла. Это христианство. Прочитайте тему урока «Первые христиане и их учение»
- На уроке нам предстоит узнать:
Где зародилась вера в Христа;
Кто были первые христиане;
Когда возникло Христианство;
Где собирались первые христиане для того, чтобы читать вслух Евангелие.
Таким образом, план изучения нового материала следующий:
Жизнь и учение Иисуса Христа
Кем были первые христиане?
Преследования христиан римскими властями.
- Ребята, а вы что-нибудь знаете о христианстве? (запись на доске)
1) Жизнь и учение Иисуса Христа
И вот в 1 в н.э. по библейскому преданию в городке Вифлееме, в хлеву у девы Марии родился сын, которого назвали Иисусом. В детстве мальчик ничем не отличался от своих сверстников. В 30 лет Иисуса крестил Иоанн Креститель, после чего Иисус начал проповедовать и творить чудеса. Главное, о чем говорил Иисус, это то, что люди должны возлюбить Бога и друг друга, быть смиренными, и тогда им воздастся все после смерти, и они обретут царствие Божье. Кроме того он призывал людей относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы относились к ним. Вскоре у него появились ученики, которые назывались апостолы, их было 12. Вскоре Иисус и ученики отправляются в Иерусалим, где состоялась Тайная вечерия – последний ужин Иисуса и его учеников, где произошло таинство причастия. Иисус надломил хлеб, который символизировал его тело, и налил вино, символизирующее его кровь.
После этого Иисуса предал Иуда, один из учеников Христа за 30 серебряников. И Иисус предстал перед синедрионом, который приговорил его к распятию на кресте. Иисуса распяли, а через 3 дня он воскрес. Это было воскресенье. И в память об этом событии все христиане в воскресенье отдыхают. По Библии, Иисус принял смерть за все грехи людей, и поэтому его называют Спасителем.
Жизнь Иисуса Христа изложена в 4-х Евангелиях (от греч. «Благая весть») от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, кроме того, источником из которого мы знаем о нем является часть Библии, которая называется Новый Завет.
Кроме этого к жизни Иисуса обращаются и писатели, например Э.Э. Шмит в произведениях «Оскар и розовая дама» и «Евангелие от Пилата».
Задание 1. «Что рассказывали первые христиане о жизни и учении Иисуса Христа».
Работа с текстом (вставьте пропущенные слова)
Ученики Иисуса утверждали, что отцом Иисуса был Бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью — Мария, бедная жительница палестинского города Назарета. Когда Марии пришло время родить, она находилась не дома, а в городе Вифлееме. В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде мудрецы из далеких стран и простые пастухи пришли поклониться божественному младенцу.
Когда Иисус вырос, он не остался в Назарете. Иисус собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых, насытил тысячи людей пятью хлебами. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Скоро наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле — царство добра и справедливости.
Работа с документом
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней полутьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Основы нового вероучения были изложены Иисусом Христом в его знаменитой Нагорной проповеди.
Давайте обратимся к фрагменту из Евангелия от Матфея (с.256), и ответьте на вопрос: Сохранили ли идеи нагорной проповеди свое значение для людей нашего времени? Почему ?
Кем были первые христиане
- Давайте обратимся к учебнику. Прочитав текст второго раздела, сделаем все возможные выводы:
Откуда происходит имя «Христос»?
Кем были первые христиане ? ( бедняками и рабами);
Кто мог стать христианином ? ( мог стать любой человек, любой национальности);
Кто может войти в Царство Божье? (Каждый верующий может войти в Царство Божие);
Где собирались первые христиане? (Собираться в катакомбах и каменоломнях);
Кого они выбирали и что делали в катакомбах? (Они выбирали священников и читали в слух Евангелие).
Слово «церковь» имеет два значения: христианский храм для молитв и организация христиан.
В III веке христианские общины Римской империи объединяются, создается христианская церковь, которую возглавляют богатые и влиятельные люди — землевладельцы и торговцы. Они занимают высшие церковные должности.
3) Преследования христиан римскими властями.
Вероучение христиан требовало терпеливо переносить невзгоды и ждать помощи от «доброго бога», а не бороться за улучшение своей жизни. Поэтому императору и его чиновникам нечего было бояться христиан. Но кем были первые христиане? Бедняки и рабы, недовольные своим положением, готовые примкнуть к любому восстанию против империи. Поэтому за их действиями внимательно следили римские наместники и военачальники.
Христиане собирались группами, создавали организации, выбирали руководителей-священников. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались поклоняться ему. Они утверждали, что не сегодня-завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ждёт всех угнетателей народа.
Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия поможет держать в повиновении рабов, римляне стали преследовать христиан. Особенно сильное гонение началось при Диоклетиане, когда по его приказу разрушались молитвенные дома христиан, сжигались их книги, многие христиане были казнены.
Во II веке массовых преследований христиан не было. В III веке, в условиях кризиса империи, правительство стало побаиваться христианской церкви, сильной, влиятельной организации. Христиане перестали поклоняться римским богам и императору. Поэтому, несмотря на то, что христианство не выступало против власти императора, оно подвергалось в III веке преследованиям.
4. Закрепление изученного материала.
Словарная работа
- С какими новыми словами мы сегодня с вами познакомились?
Христианство — мировая религия;
Христос – Божий избранник;
Апостолы – посланы;
Воскресший – вновь ставший живым;
Евангелие – священная книга о жизни Иисуса Христа
Священник – руководитель молитвами у христиан.
5. Итог урока
Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, оцените свою работу на уроке.
Рефлексия
«Сегодня я узнал …»
«Я удивился …»
«Я хотел бы …»
Наш урок хочется закончить словами из нагорной проповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, стучите, и отварят вам. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Домашнее задание: § 56.
Всем спасибо за урок!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первые христиане и их учение »
Автор: Долгов Сергей Александрович,
учитель истории и обществознания.
МКОУ Каменнабродская СОШ
Ольховского района
Волгоградской области.
Тема: «Первые христиане и их учение»
(5 класс по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера )
Цель урока:
Обучающая: познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. Выяснить значение принятия христианства;
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов, формировать навыки самостоятельной работы с учебником. Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;
Воспитывающая: приобщать детей к высокому, духовному, нравственному, на примере жизни Иисуса Христа; Высшее, глубочайшее, единое настоящее благо состоит в том, чтобы жить для других, служить им, делить с ними то, что сами мы получаем.
Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.
Тип урока: комбинированный.
Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: христианство,Христос, апостолы, воскресший, Евангелие, священник.
Оборудование урока: учебник А.А. Вигасина «История древнего мира» для 5 класса , тесты, текст с пропущенными словами для самопроверки, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент
Один никому не известный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек, хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
- А как еще можно прославиться?
- Совершая хорошие поступки.
- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больший след в истории этого урока.
- Сегодня вам предстоит оценивать результаты своей работы по этапам и выставить их в оценочную таблицу.
2. Проверка домашнего задания
Игра не хитрая штука, да в каждой игре - наука (тестирование)
3. Актуализация знаний подготовка к основному этапу
Изучая историю разных стран, мы знакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в них. Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне.
Греки Римляне
Зевс Юпитер царь богов, бог грома
Гера Юнона покровительница женщин, материнства
Гестия Веста покровительница домашнего очага
Посейдон Нептун бог морей
Арес Марс бог войны
-Что общего между греческой и римской верой в богов?
-Что такое язычество?
- Как вы думаете, почему люди переставали в них верить?
- Языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованно относились к языческим богам нищие, рабы. Язычество не давало ясного ответа на вопросы: как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь? Нужна была новая вера, и она возникла. Это христианство. Прочитайте тему урока «Первые христиане и их учение»
- На уроке нам предстоит узнать:
Где зародилась вера в Христа;
Кто были первые христиане;
Когда возникло Христианство;
Где собирались первые христиане для того, чтобы читать вслух Евангелие.
Таким образом, план изучения нового материала следующий:
Жизнь и учение Иисуса Христа
Кем были первые христиане?
Преследования христиан римскими властями.
- Ребята, а вы что-нибудь знаете о христианстве? (запись на доске)
1) Жизнь и учение Иисуса Христа
И вот в 1 в н.э. по библейскому преданию в городке Вифлееме, в хлеву у девы Марии родился сын, которого назвали Иисусом. В детстве мальчик ничем не отличался от своих сверстников. В 30 лет Иисуса крестил Иоанн Креститель, после чего Иисус начал проповедовать и творить чудеса. Главное, о чем говорил Иисус, это то, что люди должны возлюбить Бога и друг друга, быть смиренными, и тогда им воздастся все после смерти, и они обретут царствие Божье. Кроме того он призывал людей относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы относились к ним. Вскоре у него появились ученики, которые назывались апостолы, их было 12.Вскоре Иисус и ученики отправляются в Иерусалим, где состоялась Тайная вечерия – последний ужин Иисуса и его учеников, где произошло таинство причастия. Иисус надломил хлеб, который символизировал его тело, и налил вино, символизирующее его кровь.
После этого Иисуса предал Иуда, один из учеников Христа за 30 серебряников. И Иисус предстал перед синедрионом, который приговорил его к распятию на кресте. Иисуса распяли, а через 3 дня он воскрес. Это было воскресенье. И в память об этом событии все христиане в воскресенье отдыхают. По Библии, Иисус принял смерть за все грехи людей, и поэтому его называют Спасителем.
Жизнь Иисуса Христа изложена в 4-х Евангелиях (от греч. «Благая весть») от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, кроме того, источником из которого мы знаем о нем является часть Библии, которая называется Новый Завет.
Кроме этого к жизни Иисуса обращаются и писатели, например Э.Э. Шмит в произведениях «Оскар и розовая дама» и «Евангелие от Пилата».
Задание 1. «Что рассказывали первые христиане о жизни и учении Иисуса Христа».
Работа с текстом (вставьте пропущенные слова)
Ученики Иисуса утверждали, что отцом Иисуса был Бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью — Мария, бедная жительница палестинского города Назарета. Когда Марии пришло время родить, она находилась не дома, а в городе Вифлееме. В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде мудрецы из далеких стран и простые пастухи пришли поклониться божественному младенцу.
Когда Иисус вырос, он не остался в Назарете. Иисус собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых, насытил тысячи людей пятью хлебами. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Скоро наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле — царство добра и справедливости.
Работа с документом
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней полутьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Основы нового вероучения были изложены Иисусом Христом в его знаменитой Нагорной проповеди.
Давайте обратимся к фрагменту из Евангелия от Матфея (с.256), и ответьте на вопрос: Сохранили ли идеи нагорной проповеди свое значение для людей нашего времени? Почему ?
Кем были первые христиане
- Давайте обратимся к учебнику. Прочитав текст второго раздела, сделаем все возможные выводы:
Откуда происходит имя «Христос»?
Кем были первые христиане ? ( бедняками и рабами);
Кто мог стать христианином ? ( мог стать любой человек, любой национальности);
Кто может войти в Царство Божье? (Каждый верующий может войти в Царство Божие);
Где собирались первые христиане? (Собираться в катакомбах и каменоломнях);
Кого они выбирали и что делали в катакомбах? (Они выбирали священников и читали в слух Евангелие).
Слово «церковь» имеет два значения: христианский храм для молитв и организация христиан.
В III веке христианские общины Римской империи объединяются, создается христианская церковь, которую возглавляют богатые и влиятельные люди — землевладельцы и торговцы. Они занимают высшие церковные должности.
3) Преследования христиан римскими властями.
Вероучение христиан требовало терпеливо переносить невзгоды и ждать помощи от «доброго бога», а не бороться за улучшение своей жизни. Поэтому императору и его чиновникам нечего было бояться христиан. Но кем были первые христиане? Бедняки и рабы, недовольные своим положением, готовые примкнуть к любому восстанию против империи. Поэтому за их действиями внимательно следили римские наместники и военачальники.
Христиане собирались группами, создавали организации, выбирали руководителей-священников. Христиане смело заявляли, что не признают императора богом, и отказывались поклоняться ему. Они утверждали, что не сегодня-завтра рухнет власть жестокого Рима, справедливое возмездие ждёт всех угнетателей народа.
Не вдумываясь в смысл учения христиан, не поняв, что новая религия поможет держать в повиновении рабов, римляне стали преследовать христиан. Особенно сильное гонение началось при Диоклетиане, когда по его приказу разрушались молитвенные дома христиан, сжигались их книги, многие христиане были казнены.
Во II веке массовых преследований христиан не было. В III веке, в условиях кризиса империи, правительство стало побаиваться христианской церкви, сильной, влиятельной организации. Христиане перестали поклоняться римским богам и императору. Поэтому, несмотря на то, что христианство не выступало против власти императора, оно подвергалось в III веке преследованиям.
4. Закрепление изученного материала.
Словарная работа
- С какими новыми словами мы сегодня с вами познакомились?
Христианство — мировая религия;
Христос – Божий избранник;
Апостолы – посланы;
Воскресший – вновь ставший живым;
Евангелие – священная книга о жизни Иисуса Христа
Священник – руководитель молитвами у христиан.
5. Итог урока
Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, оцените свою работу на уроке.
Рефлексия
«Сегодня я узнал …»
«Я удивился …»
«Я хотел бы …»
Наш урок хочется закончить словами из нагорной проповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, стучите, и отварят вам. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Домашнее задание: § 56.
Всем спасибо за урок!
Тест
1. Тацит - это
а) русский историк б) полководец в) римский историк
2. В каком году был убит Цезарь
а) 46 году до н.э. б) 45 году до н.э. в) 44 году до н.э
3.Диктатор – это
а) старый солдат завершивший службу
б) правитель с неограниченной властью
в) искусный полководец
Восстание Спартака произошло
а) 70-74 годах до н.э. б) 71-74 годах до н.э. в) 74-71 годах до н.э.