~~Лекция: Христианство.
Цель:
?способствовать пониманию студентами предпосылок возникновения христианства, сути данного религиозного мировоззрения;
? показать особенность христианской картины мира, течения и направления современного христианства;
? способствовать формированию представления о положении христианства в Казахстане.
План:
1. Христианство – мировая религия.
2. Исторические условия и предпосылки возникновения христианства.
3. Иисус- личность, пророк, мессия.
4. Основные идеи христианства, особенность христианской картины мира.
5. Библия как источник познания христианства.
6. Основные течения и направления современного христианства.
7. Особенность христианства в Казахстане.
1.Христианство- мировая религия.
Христианство появилось в 1 веке нашей эры и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Христианство сегодня в качестве государственной религии принято в 156 странах мира (по материалам популярной энциклопедии «Страны и народы» -С.-Пб. 1997.)
2.Исторические условия и предпосылки возникновения христианства.
К 1 веку до н.э. Римская империя стала хозяйкой всего Средиземноморья. Страна- метрополия имела множество колоний, ей покорилось много народов, исповедующих собственные религиозные верования. Единой религии в Римской империи не существовало. Политическое и социальное положение Римской империи к 1 веку н.э. исследователи считают кризисным: в 63 году до н.э. Римская империя захватила Сирию и Иудею. Иерусалим пал после трехмесячной осады и Иудея вошла в состав Римского государства. В конце 1 века правителем Иудеи стал Ирод, тот самый, о котором все знают, что он приказал вырезать всех младенцев, которые родились в Вифлееме, чтобы уничтожить родившегося царя. Среди убитых, по преданию были и его дети. Однако тот же Ирод прославился строительством городов, в которых проживало смешанное население, говорящее на многих языках; он возводил театры, дворцы, термы, поддерживал иудаизм. После смерти Ирода власть перешла к его сыновьям.
Христианство вначале не имело письменных источников и полстолетия существовало в устной традиции; первыми христианскими документами стали- Послания Павла, Откровения Иоанна, в конце 1 века появились Евангелия (от Марка, Луки, Матфея, Иоанна).
1 век вошел в историю мира как век страданий первых христиан и преследований их со стороны императора Нерона. Первые христиане распинались как инакомыслящие на крестах, их травили хищными животными, их обвинили в поджоге вечного города Рима. В книге Юрия Кравчука «Нерон» (-М., 1989. С.240) эти события римским историком Тацитом, ненавидевшим христиан, описаны так: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими в этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвления сопровождались издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты, ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина, и они заслуживали суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона». Так Тацит описал гонения на христиан полвека спустя.
Можно выделить следующие предпосылки возникновения христианства:
?в Римской империи происходил процесс имущественного и социального расслоения населения;
?иудаизм распространился за пределы Иудеи и привлекал также умы римлян; « Из иудаизма приняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и тексты священных книг, известные в христианстве как Ветхий (старый) завет Библии». (Дик П.Ф.Основы религиоведения.-Астана-Костанай.2000.С.62.);
?происходили массовые антиколониальные выступления, господствовали антиримские настроения;
?наблюдались социальные, этнические и религиозные противоречия;
?в покоренных странах местные обычаи и порядки не поддерживались римлянами;
?существовало большое количество сект и религиозных групп, которые верили в скорый приход спасителя- мессии, который освободит народы от Римской власти;
?особое противоречие существовало между саддукеями и фарисеями, зелотами и сикариями;(объяснить)
?существовала религиозная секта ессеев ( П век до н.э.-1век н.э.), которая и стала источником христианства. Эта группа создала организацию «Новый завет», которая боролась со жречеством Иерусалима. В 1947 году в местности Вади-Кумран, неподалеку от Иерусалима, в пещере были найдены древние рукописи, принадлежавшие секте ессеев. Изучение этих рукописей позволило ученым предположить, что религиозные взгляды ессеев могли стать источником возникшего позже христианства, так как идеи ессеев были очень близки раннему христианству.
3.Иисус- личность, пророк, мессия.
Основателем христианства считается Иисус из Назарета. Чтобы понять образ Христа, следует коснуться источников, раскрывающих его положение в обществе. Откроем книгу Э.Ренана «Жизнь Иисуса» (-М., 1991.). На странице 81 говорится о его семье: «Он вышел из среды народа. Его отец Иосиф и мать Мария были люди среднего сословия, ремесленники, жившие своим трудом в том состоянии, обычном на Востоке, которое нельзя назвать ни достатком, ни нищетой…Дом Иисуса, конечно, походил на те бедные лавчонки, в которые свет проникал через дверь и которые служили одновременно и верстаком, и кухней, и спальней, где вся мебель состояла из циновки, нескольких подушек на полу, пары глиняных кувшинов и размалеванного сундука. Семья, получавшаяся из одного или нескольких браков, была в достаточной мере многочисленна».
Далее, на странице 84 Эрнест Ренан пишет, что «родным языком Иисуса был сирийский, смешанный с еврейским, диалект, на котором тогда говорили в Палестине…Иисус нисколько не отличался от своих соотечественников; он верил в чёрта, которого представлял себе в виде духа зла, и воображал себе, как и все, что нервные болезни - дело демонов. Которые овладевают страждущими и тревожат их. Чудесное было для него не чем-то исключительным, а обычным порядком вещей».Много споров в литературе о внешних данных Иисуса, каким он был, как выглядел.
Древнеримский автор Цельс, враг христианства (в изложении христианского теолога и философа Оригена, вторая половина П века): «Если бы дух божий поселился в нем (Иисусе), то он должен был бы отличаться от других красотою облика, великолепием тела, а также красноречием. Ибо невозможно поверить, что тот, в чьем теле было нечто божественное, ничем не отличался от других. Между тем люди рассказывают, будто Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение» (Зенон Косидовский. Сказания евангелистов. - М.,1987.С.141.).
Тертуллиан, христианский писатель и философ второй половины П века: «Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния. Поистине, неужели нашелся бы смельчак, который бы нанес малейший вред телу, если бы оно отличалось необычайной красотой и было озарено небесным сиянием? Кто бы покрыл плевками лицо, если бы уродство, которое наложил на себя Иисус и которое сделало его презренным в глазах людей, не представляло это лицо заслуживающим одних лишь плевков?» Тертуллиан, ссылаясь на отрывок из пророчества Исайи, писал: «Ибо он взошел пред ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его. И не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален перед людьми; муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от него лицо свое; он был презираем, и мы ни во что не ставили его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что он был поражен, наказуем и уничижен богом» ( Там же. С.141.)
В Евангелии от Марка он назван плотником: «Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (И.С.Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.-М.,1987.С.59.)
Вернемся еще раз к Цельсу. В своем сочинении, направленном против христиан «Правдивое слово», он писал о Христе, что Иисус был сыном бедной пряхи Марии. Её мужем был плотник, но она родила Иисуса от беглого римского солдата. Иисус стал поденщиком в Египте, обучился там колдовству и, вернувшись, объявил себя богом; Окружив себя приверженцами - самыми отпетыми людьми, он бродил по Палестине. (Там же. С. 61.)
Иосиф Флавий (37- ок.100), иудейский писатель в книге «Иудейские древности» писал: «В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем» (Там же. С.63.)
В эпоху Ренессанса сложился иной облик Христа, вот как описывался он в отчете проконсула Палестины римскому сенату («Послание Лентулла»): «Человек он был среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом. Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это было принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен. Дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине- зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих». (Зенон Косидовский. Сказания евангелистов.-М., 1977.С.143.)
В средневековой рукописи, написанной на арабском языке христианским философом Агапием, автор цитирует «Иудейские древности» Иосифа Флавия: «…в это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, кто стал его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим, он-де и был мессия, о котором возвестили пророки» (И.С.Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1987.С.63-64.).
Трудно судить, каким был Иисус на самом деле: красивым или обычным человеком, однако некоторые детали позволяют предположить, что Иисус был обычным человеком, зачем тогда Иуде пришлось его поцеловать, чтобы солдаты его схватили. Если бы он выделялся своей красотой, то не нужно было бы и предательства Иуды. Вероятно, что он был физически не очень силен, потому что он умер на кресте гораздо раньше, чем другие .И, наверное был не так беден, если солдаты бросали жребий, чтобы получить его одежду. Об этом рассуждает Зенон Косидовский в книге «Сказания евангелистов» М.,1987.С.140.) История рождения Иисуса окутана тайной: родился он в семье бедного плотника Иосифа от матери Марии, которой однажды ночью явился архангел Гавриил, сообщивший ей благую весть, что она станет матерью сына божьего. По преданиям, Иисус еще мальчиком почувствовал любовь к себе господа и любил находиться в храме. Дальнейшая жизнь Иисуса известна мало: он работал плотником, имел братьев и сестер, потом в возрасте тридцати лет начал проповедовать свое учение, за что и пострадал, был распят на кресте и, по преданиям, воскрес. Возникает вопрос: за что же осудили Иисуса? Давайте послушаем одну из точек зрения, изложенную в статье «Каким судом судили Иисуса?»//Наука и религия. 1996.№ 2.: «Уже с первых евангельских строк, посвященных суду над Иисусом, ощущается атмосфера несправедливости и изначальной заданности неправосудного приговора. Надо, правда, отметить, что «благонамеренные члены Синедриона предлагали исследовать дело Иисуса по законам, выслушать Его учение и доказательства и потом рассудить о Нем беспристрастно» (Ильин И.А. О сущности правосознания. В 2-х тт.-М.,1993.Т.1.С.300.) Однако, политические соображения повернули суд сначала в сторону нарушения судебной процедуры, а затем и вынесения несправедливого приговора.
Несмотря на то, что закон иудейский запрещал тайные допросы подсудимых в частном доме, Иисуса Христа привели и допрашивали с начала в частном доме… В деле Иисуса участвовало немало лжесвидетелей. Много они говорили на Него неправды, но не могли сказать ничего, за что можно было осудить Его на смерть. Вот одно из лжесвидетельств: «Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Эти показания не соответствовали действительности; но даже если бы они и были правдивы, такого обвинения было недостаточно, чтобы осудить Христа на смерть…исследуя доказательства вины Иисуса Христа, Понтий Пилат лично допрашивает его и приходит к выводу о полной Его невиновности. Выйдя к народу, он объявляет: «Я никакой вины не нахожу в этом человеке». Но народ был недоволен этим решением. Неистовая толпа кричала: «Распни Его, распни!». «Умыв руки», Пилат уступил толпе. ( Евангелие от Матфея).