Открытый урок по истории Казахстана: Казахские ханы и бии
Открытый урок по истории Казахстана: Казахские ханы и бии
Открытый урок по предмету Рассказы по истории Казахстана. Тема урока: Казахские ханы и бии. Урок составлен согласно календарному планированию. Основан на приемах критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории Казахстана: Казахские ханы и бии»
Краткосрочный план открытого урока в 5 классе по предмету Рассказы по истории Казахстана
2016- 2017 учебный год
Тема: «Из истории казахских ханов, биев и батыров»
Цель: учащиеся знают о казахских ханах и биях, могут дать им характеристику. Понимают значимость из в истории Казахского ханства.
Ожидаемый результат: определяют роль исторических деятелей в истории Казахского ханства. Могут работать в группе, критически мыслят, грамотно и четко выражают свою мысль;
Тип урока: Изучение нового материала
Методы: рассказ, вопрос-ответ, работа с текстом, кластером.
Оборудование: Учебник рассказы по истории Казахстана, презентация, раздаточный материал, портреты 3х биев Казахского ханства.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный этап.
Проверка готовности на уроке
(взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид; организация внимания.)(1 мин)
Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Ознакомление с критериями оценивания. Ребята, давайте вместе определим самые главные правила нашего урока.
Проверка домашнего задания:
Метод «верно не верно»
Этнос- это народ или нация, имеющая собственный язык, культуру. (верно)
Казахский народ сформировался как самостоятельный этнос в 10- 11 веках (не верно правильный ответ в 15- 16 веках)
В период бронзы на территории Казахстана проживали Броновцы (не верно Андроновцы)
Казахи относятся к смешанному рассовому типу (верно)
В них смешаны европеоидные и монголоидные черты (верно)
Сколько процентов европеоидности осталось от андроновцев? (30 %)
Слово казах означает богатый (не верно: Свободный вольный человек)
Основателями Казахского хантва является Абулхаир (не верно Керей и Жанибек)
Первый казахский хан- Жанибек (не верно Керей)
Группу кочевников, откочевавших с Кереем и Жанибеком стали называть монголами (не верно Узбек- казахами)
Изучение новой темы:
Давайте вместе отгадаем тему урока! (на слайде ребята отгадывают тему)
Тема нашего урока звучит так «из истории казахских ханов, биев и батыров.(1 мин)
Ученики записывают
Этап усвоения новых знаний
Сегодня нам предстоит разобрать три основных вопроса
Казахские Ханы
Бии
Ребята перед вами лежат листочки, с названиями правитель, судья. Вам необходимо записать те качества каждого, которые обязательно должны присутствовать у них(4минут)
Запись на листочках
Кто же такой ханы и бии ? Запишите определение себе в тетрадь (2 мин)
Хан - глава государства. Бий - глава родов, судья.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Давайте вспомним когда образовалось казахское ханство?
На доске портреты ханов Керея и Жанибека
(1465 году казахские ханы Керей и Жаныбек создали Казахское ханство во главе Казахского ханства стоял хан - титул правителя. Ханская власть ребята передавалась по наследству.
Соотнесите правильно:
Хан- Глава ханства, правитель
Султаны наследник ханского престола
Нукеры личная гвардия
Толенгуты зависимые люди, обслуживающие хозяйство
Ребята, перед вами лежат 2 одинаковых конспекта только на одном из них есть пропущенные словосочетания и слова. Вам необходимо заполнить недостающие словосочетания, пользуясь полным текстом.
Керей- первый казахский хан, заложивший основы казахской государственности.
Жанибек хан(годы правления 1471-1480)был избран ханом после хана Керея. За это время он смог сделать Казахское ханство самостоятельным государством.
Во время правления Тауке хана(1680-1718гг.)Казахское ханство стало сильным государством. Народ называл его аз-Тауке, «величайшим из людей».
Тауке хан был сильным политиком, государственным деятелем, образованным человеком. Его власть распространялось на три жуза.
Учредил совет биев. Куда входили Толе би ,Казыбек би и Айтеке би. Выдающиеся бии трех жузов, подготовили свод степных законов «Жеты жаргы» (означает семь правил).
Абылай хан(1711-1781гг.)- выдающийся государственный деятель казахского народа.
Настоящее имя- Абильмансур, потомок Жанибек хана.
В1771г. Объединил все три жуза.
Абылай стремился укрепить и усилить могущество казахского ханства.
Успешно завершаются войны ,которые вел Абылай хан с джунгарским ханством и государствами Средней Азии. Он освободил от врагов и возвратил казахам городам Туркестан, Сайрам, Шымкент.
Абылай хан стремился к установлению мирных, добрососедских отношений с Россией и Китаем.
Абылай хан разбил джунгар и закончилась война, которая длилась 200 лет между казахами и джунгарами.
(10 минут)
Физминутка
«Море волнуется раз»
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура в виде самого первого человека замри
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура в виде древнего человека изготовляющего орудие замри.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три морская фигура в виде монгольского воина замри.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура в виде ученика 5 в класса замри.(1 минута)
Рассказ учителя
Важную роль в тот период играли бии. Бии были очень уважаемыми и почитаемыми людьми. Они разрешали споры, которые возникали среди людей. Знаменитыми биями казахского народа являлись Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Бии отличались искусством слова и умением выходить из трудных ситуаций. За талант красноречия биям давали названия, например согласно легенде Казбек произнес пламенную речь пред джунгарским правителем и был прозван как Каз дауысты Казбек с непревзойденный голосом.
Ребята обратите внимание у нас есть табличка где написано о каждом из знаменитых казахских биев. Прочитайте и ответьте на вопрос что у них общего и что различное?
(6мин)
Толе би
Выдающийся деятель казахского ханства, оратор, глава родов Старшего жуза, один из авторов свода законов казахского народа «Жеты Жаргы»
Казыбек би
Деятель казахского ханства, верховный бий среднего жуза, оратор, участвовал в создании свода законов «Жеты жаргы»
Айтеке би
Государственный деятель, оратор, верховный бий младшего жуза, учавствовал в создании свода законов «Жеты жаргы»
А теперь поработаем в группе. Задания для каждой группы
Ответить на вопросы
Опорные слова
Этап закрепления новых знаний
И так очень хорошо, а теперь
1.Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?
Вопросы устно.
1. Каких казахских ханов вы сегодня запомнили?
3. Какой отличительной особенностью обладали бии? Назовите 3х биев.
Рефлексия
Продолжи предложения
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… (2 мин)
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению
Д/З параграф 13, выполнить тест (2 минут)
Подведение итогов
Запись в дневник
Оценивание учащихся (3 мину
Приложение
Тема «Из истории Казахских ханов, биев »
1.ЗАПИШИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ТЕТРАДЬ
Хан - глава государства.
Бий - глава родов, судья.
2. ЗАПОЛНИ НЕДОСТАЮЩЕЕ
Керей- первый казахский хан,__________________________________________________________.
Жанибек хан(годы правления 1471-1480)был избран ханом после хана ______За это время он смог сделать Казахское ханство ______________________ государством.
Во время правления Тауке хана(1680-1718гг.)Казахское ханство стало__________________. Народ называл его аз-Тауке, «величайшим из людей».
Тауке хан был сильным политиком, государственным деятелем, образованным человеком. Его власть распространялось________________________.
Учредил совет биев. Куда входили ________________________________________Выдающиеся бии трех жузов, подготовили свод степных законов _____________________(означает семь правил).
Абылай хан(1711-1781гг.)- выдающийся _______________________________казахского народа.
Настоящее имя- Абильмансур, потомок ________________хана.
Абылай стремился укрепить и усилить могущество казахского ханства.
Успешно завершаются войны ,которые вел Абылай хан с джунгарским ханством и государствами Средней Азии. Он освободил от врагов и возвратил казахам городам________________________________________________________________________
Абылай хан стремился к установлению мирных, добрососедских отношений с Россией и Китаем.
Абылай хан разбил _____________________ и закончилась война, которая длилась__________________________________________________________________________.
3.НАЙДИТЕ ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ
Толе би
Государственный деятель казахского ханства, оратор, глава родов Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты жаргы»
Казыбек би
Деятель казахского ханства, верховный бий среднего жуза, оратор, участвовал в создании свода законов «Жеты жаргы»
Айтеке би
Государственный деятель, оратор, верховный бий младшего жуза, учавствовал в создании свода законов «Жеты жаргы»
Самоанализ урока истории Казахстана Дюсеновой С.Г.
Дата: 5.12.16
Класс: 5
Ф.И.О. учителя: Дюсенова Сания Галимжановна
Общие сведения об уроке
- Тема урока «Из истории казахских ханов, биев».
Данная тема является составной частью главы «Путешествие в историю» и курса истории Казахстана в 5 классе.
- Цели урока
Образовательная: изучить понятия хан, бии , батыры и определить их роль в истории Казахского ханства.
Развивающая: развивать умения работы в группах, критического мышления, грамотно и четко выражать свою мысль;
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению истории своей Родины
2. Тип и структура урока
Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков;
Тема урока подобрано согласно типу урока целесообразно с точки зрения дидактических целей. Прослеживается логическая взаимосвязь и последовательность структурных частей урока.
3. Анализ содержания урока
- Тема урока имеет логическую связь с предыдущими уроками, является обязательной для изучения материала по новой программе
- Материал урока был доступный для учащихся; на уроке материал был представлен в форме презентации, дополнительного материала, портретов выдающихся биев казахского народа.
- На уроке делался акцент на выделении основного содержания материала темы, что способствовало прочного усвоения знаний и умений учащихся.
4. Анализ методов и организация обучения
- На уроке применялись следующие формы опроса: фронтальная, индивидуальная и групповая.
- вопросы и задания, активизирующие их мыслительную и поисковую деятельность. Кроме этого для выполнения заданий учащиеся работали с дополнительным материалом.
- Формы закрепления нового материала:
• Проверка знаний, умений и навыков учащихся была организована в виде задания «найди ошибку», а так же устного опроса.
• Был подведен итог урока и выставлены оценки с комментариями.
• Время на уроке было распределено и рационально использовано.