Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Казахстан в эпоху бронзы, особенности эпохи бронзы.»
История Древнего Казахстана Урок №20 в 6 «Б» класс
Открытый урок по истории Казахстана
Тема: Казахстан в эпоху бронзы, особенности бронзы.
Цель: Раскрыть место, которое бронзовый век занимает в истории человечества, и его особенности. Задачи:1.Сформировать знания учащихся об эпохе бронзового века, о его особенностях.
2.Развивать познавательный интерес, историческую речь, умение делать выводы, работать с
текстом, память.
3.Воспитывать патриотизм, уважение к истории всего человечества.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, парная,
Оборудование: учебник, плакат с эпиграфом карточки, карта Казахстана, портрет К. И. Сатпаева,
А. Х. Маргулана.
Ход урока
I Организационный момент. Готовность учащихся к уроку.
II Этап повторения пройденного. /работа в парах, тесты/.
Первый человек, появившийся на территории Казахстана, был современником?
А) неандертальца
В) синантропа
С) питекантропа +
Д) австралопитека
2. Первые люди на территории Казахстана появились в период?
А) энеолита
В) мезолита
С) верхнего палеолита
Д) раннего палеолита +
3. Останки древнего человека – неандертальца впервые найдены в?
А) Бельгии
В) Германии+
С) Китае
Д) Казахстане
4. Резкое похолодание на Земле наступило около?
А) 100 тыс. лет назад+
В) 40 тыс. лет назад
С) 10 тыс. лет назад
Д) 5 тыс. лет назад
5. Период позднего палеолита охватывает время?
А) 2,6 млн. – 40 тыс. лет до н.э.
В) 40-12 тыс. лет до н.э.+
С) 5-3 тыс. лет до н.э.
Д) 3 тыс. -1 тыс. лет до н.э.
6. Постоянный, устойчивый коллектив родственников- это?
А) группа людей
В) семья
С) родовая община +
Д) материнская община
7. Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение?
А) бифаса
В) скребел
С) рубила
Д) микролитов+
8. Эпоху неолита называют?
А) эпохой производящего хозяйства
В) эпохой глиняных горшков+
С) эпохой земледелия
Д) эпохой скотоводства
9. Первый металл, который научились использовать древние люди?
А) медь+
В) олово
С) серебро
Д) железо
10. Человек впервые начал пользоваться орудиями из металла в период?
А) неолита
В) мустье
С) энеолита+
Д) верхнего палеолита
III Постановка цели урока. Психологический настрой.
Сегодня ребята тема нашего урока сегодня – «Казахстан в эпоху бронзы, особенности бронзы».
Эпиграфом нашего урока будут следующие слова В.О. Ключевского (Один из крупнейших русских историков, профессор Московского университета; академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук) /читает учитель беседа по содержанию/
IV Формирование новых знаний
План
- Характеристика эпохи бронзы.
- Добыча бронзы металлургами.
- Особенности бронзы.
Эпиграф
«Изучая предков, мы узнаем самих себя. Без знаний
истории мы должны признать себя случайностями, не
знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего
мы в нем живем, как и к чему мы должны стремиться».
В. О. Ключевский.
Слово учителя (мини лекция): Ребята, Эпоха бронзы охватывает период с 2800 – 900 год до н.э., занимает особое место в историческом развитии человека и общества. Внедрение металла в производство резко повысило производительность труда, дало толчок развитию новых видов хозяйственной деятельности. Вы знаете что эпохи бронзы предшествовал период энеолита, т.е. меднокаменный век. Какие были орудия труда из меди ? /учащиеся мягкими и ломкими/. Да ребята, поэтому орудия труда приходилось постоянно переплавлять. Бронзы в готовом виде в природе не было. Поэтому с изменением сознания человека, обогащением жизненного опыта, в середине 2-го тысячелетия до н.э. племена Казахстана освоили производство бронзы. Бронза ребята, это сплав равного количества олова и меди. Готовый сплав наши предки размещали в формы из камня и глины, для получения необходимых орудий труда: это были топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения.
Ребята, как вы думаете, какой источник дает нам эту информацию?(Учащиеся археологические раскопки, могильники). Основной регион расселения племен эпохи бронзы на территории Казахстана является Центральный Казахстан. /показ на карте/.
2. Работа с учебником, абзац со слов: бронза не встречается в природе в готов виде, до слов в зеленой рамке. (Учитель: информация о К Сатпаеве, показ портрета, краткая информация).
3. Словарная работа:
Кайлованием – пользовались, когда добывали руду из рыхлых пород и работали каменными отбойниками и молотками.
Метод огневой проходки – использовали при разработке твердых пород руды: рудную массу разогревали костром, затем, когда она нагревалась, заливали холодной водой.
Бронза – сплав меди и олова в равном соотношении.
Металлургия – те кто занимаются сплавами руды.
Рудокопы –добывали руду только с богатым содержанием меди и олова.
4. Работа над вторым вопросомплана.(объяснение учителя стр. 43 абзац: со слов древние металлурги).
Древние металлурги и рудокопы добывали руду с богатым содержанием меди и олова. Добывали двумя методами. «Кайлованием» и «огневой проходкой».
«Кайлованием» пользовались, когда добывали руду из рыхлых пород, а «огневой проходкой»- из твердых пород. После всего руду размельчали каменными топорами и затем плавили в специальной печи, при определенной температуре. Готовый сплав наши предки размещали в формы из камня и глины, для получения необходимых орудий труда: это были топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения.
5. Разбор третьего вопроса плана.(объяснение по схеме)
Ребята бронза имеет свои особенности. Давайте рассмотрим это на схеме.
Ребята на следующих уроках мы более подробно изучим эпоху бронзы.
V Этап закрепления:(фронтальный)
Викторина «Знаете ли вы ?»
А)
1. Что такое бронза?(сплав меди и олова).
2. Какой период охватывает эпоха бронзы?(2-е тыс. лет до н.э. – Vlll век до н.э.)
Б) Индивидуальная работа со слабыми учащимися: /материал прошлый, карточки/
1, Что такое анимизм?(вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в присутствий независимой души у людей, животных, растений )
Что такое идолы?(из камня и дерева древние люди вырезали изображения- идолы)
В) Индивидуальная работа с сильными учащимися./2 ученика/.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово не относящееся к эпохе бронзы:
САТПАЕВ ЕАСТПАВ
МАРГУЛАН ЛАМРГУАН
БРОНЗА ОЗНБРА
НЕОЛИТ ИОНЛЕТ
Исключите лишнее понятие не относящиеся к эпохе бронзы:
- «Эпоха глиняных горшков»
- «Кайлование»
-«Огневая проходка»
VI Домашнее задание: §8, стр.42-43 читать/
VII Итог урока. Выставление оценок. Что нового мы узнали сегодня?