Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 7 класс»
Конспект открытого урока по теме «Итоги и последствия смутного времени»
Цели урока:
Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с окончанием смутного времени; познакомить с личностью князя Д. Пожарского и старостой К. Минина как реформатора.
Развивающая: понять, последствия Смуты, определить значение имеет героический подвиг Д. Пожарского и К. Минина в жизни отдельного человека и целой страны; развитие образного мышления; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал.
Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории, воспитание любви к изучаемому предмету – истории.
План урока.
Актуализация знаний
Первое ополчение.
Второе ополчение. Освобождение Москвы.
Земский собор 1613 г.
Воцарение новой династии.
Итоги Смутного времени.
III. Закрепление изученного.
IV. Домашнее задание.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны получить представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности; развивают навыки работы с картой, текстом учебника и документа, таблицей.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Проблемный, частично поисковый метод, исследовательский.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, организация работы учащихся с текстом учебника, документом, текстом параграфа, картой, обучение решению учебных проблем.
Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с текстом,работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям.
Ход урока
1 этап: Организационный момент- 2 мин:
Учитель приветствует обучающихся, настраивает на рабочее настроение.
2 этап Актуализация знаний по теме »Начало Смутного времени»- 5 мин.
Соотнести событие и дату
Царствование Ивана Грозного
Царствование Федора Ивановича
Царствование Бориса Годунова
Голод и не урожай на Руси
Царствование Лжедмитрия 1
Царствование Василия Шуйского
Восстание Ивана Болотникова
Появление Лжедмитрия 2 на Руси
1584-1589
1533-1584
1606-1607
1606-1610
1607-1610
1601-1603
1605-1606
1598-1605
3 этап. Изучение нового материала- 30мин
Вступительное слово учителя:
-Ребята, что такое подвиг? (Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.)
- Кто такой патриот? (Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.) - Какие люди способны совершить подвиг? (Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)
- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.) - Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? (Смутное время.)
- Что такое Смута? (непонятное время)
эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке
(звучит колокольный звон – «Набат»)
Учитель: внимательно послушайте этот колокольный звон, подумайте какие чувства, эмоции он у вас вызывает (ответы учащихся).
б) сообщение темы, цели урока
- Кто готов назвать тему нашего урока? (Окончание Смутного времени.)
К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. На юге страны хозяйничали многочисленные самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции.
Страшное время пришло для Руси, ужасное время. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Чёрные тучи сгустились над нашим государством. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество.
Это тема важна нам тем, что мы узнаем, как народ сплотился ради спасения своего отечества и эти события смогли повернуть ход истории нашей страны, ведь даже страшно подумать, что было бы, если бы страна не смогла выстоять?
Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?
(На фоне музыки Прокофьева «Вставайте люди русские ……») (щелчок)
Первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)
Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей...” . Дионисий.
К чему призывали представители церкви?
- Горячий отклик грамота патриарха нашла в Рязани, где воевода Прокопий Ляпунов первым из будущих вождей народного ополчения начал собирать патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов и уже от себя рассылал грамоты, призывая к борьбе против поляков.
(Запись в тетради) Народное ополчение – вооружённое формирование, созданное из народа в годы особой опасности.
Работаем с учебников стр. 23-24 (вместе), заполняем таблицу задание 2 в рабочем листе.
2 группы по одному ополчению
Народное
ополчение
Центр
формиро-
вания
Руково
дители
Основной состав
Итоги деятельности
Первое
ополчение
Рязань
Прокопий
Ляпунов
Дворяне, казаки, черносошные крестьяне, горожане, «тушинские» бояре и воеводы, служилые люди из лагеря Лжедмитрия II.
Не удалось освободить Москву. В результате противоречий между казаками и дворянами был убит П. Ляпунов
Второе
ополчение
Нижний
Новгород
Кузьма
Минин
Дмитрий
Пожарский
Мелкие и средние дворяне, горожане, крестьяне, казаки. Многонациональный состав.
Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы.
- Но первому народному ополчению не удалось освободить Москву. Как вы думаете, почему?
- Найдите ответ на этот вопрос в 1 абзаце на стр. 24.
(Ответ) Первое ополчение не смогло освободить столицу государства от польской интервенции, так как:
1) Не было такого единства народа перед общей угрозой;
2) В самом ополчении был разлад;
3) Нехватка средств для финансирования движения ополченцев;
4) Существовало соперничество между дворянами и казаками.
Учитель:
- Представьте, что от Вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое Вы примите решение? (Ребята делают выбор).
1. «У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»
2. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»
- Те, кто из Вас выбрали второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные Вами слова.
Именно Нижний Новгород стал центром второго ополчения.
Работа с документом.
Работа с документом
Вопросы:
1. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина? (Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы).
2. На какие средства собиралось второе ополчение? (Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями).
3. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым? (Ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан).
А теперь отчёт групп.
1. Найдите на карте: города, в которых формировались народные ополчения
Ι ополчение – Рязань
ΙΙ ополчение – Нижний Новгород.
Учитель: слайд 5.
На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.
Вопрос: какое значение имела победа народного ополчения над польскими захватчиками? (Россия сохранила независимость, русский народ показал, что, сплотившись, он может справиться с любой бедой.)
Учитель: Как только были приведены хоть немного в порядок кремлевские святыни, стали думать о самом важном и неотложном деле. Каком? (Избрание нового царя.)
Какой сословно-представительный орган нужно было для этого собрать? (Земский собор.)
Работа с учебником.
- Прочитай материал о Земском соборе 1613 года. (Используется документ историка В.О.Ключевского стр. 28)
Ответь на вопросы:
Какова была особенность Земского собора 1613 года? (Первый всесословный собор с участием посадских и даже сельских обывателей.)
Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова. (На нём сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество. )
Январь 1613 года - Избрание нового царя - Михаила Романова
Именно к этому времени относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты Ивана Сусанина. слайд 7.
Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика.
Подвиг Ивана Сусанина.
Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.
Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.
Демонстрация видео-отрывка на тему «Подвиг И.Сусанина». Видео 1
Вопрос: ради чего не пожалел своей жизни русский крестьянин Иван Сусанин?
(Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить Михаила Романова – будущего русского царя)
слайд 9. В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.
Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени?
Обучающиеся делают вывод.
- Таким образом, благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых.
Январь 1613 года - Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.
(показ видео 2)
На фоне Звона колокола – Благовест
Скажите, чем отличается звон колокола в начале и конце урока?
Какие чувства, эмоции вызывает у вас эти звоны?
Почему именно такая последовательность колокольного звона в начале и конце урока?
(Набат - страх, ужас, тревога - пик Смутного времени, Благовест - окончание Смуты, изгнание интервентов, воцарение новой династии)
Смутное время закончилось, делая итоги по сегодняшнему уроку и по предыдущим, какие основные итоги и последствия мы можем выделить?
Итоги для истории России. Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых.
Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало. Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная.
К последствиям смуты можно отнести:
Разорение значительной части территорий государства
Экономическая катастрофа, которая была связана с опустением государственной казны и упадком торговли
Произошло ослабление центральной власти, в связи с чем, царю необходимо было вернуть авторитет
Гибель 1/3 части населения
слайд 10.
МИНИН ПОЖАРСКИЙ СУСАНИН
– Каким одним понятием можно объединить этих людей?
– Так кого же мы называем патриотами? (Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. Только единый народ может добиться процветания своего государства.
- Какой праздник мы отмечает 4 ноября? (день народного единства)
слайд 11.
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют в нашей стране как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.