Возникновение земледелия и скотоводства.
План урока в 5 классе по истории Древнего мира.
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей.
Задачи:
- Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводство и ремесел для первобытных людей .
- Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления , высказывать свою точку зрения , делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов , работать в группе , решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки,, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья
Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин.
Оборудование :
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
- Дидактические раздаточные материалы для работы групп ( в конспекте урока в таблице)
- Таблички на столах с названиями «родовых общин»
- Листы самоконтроля (приложение 1)
Ход урока:
Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:
- Что вы ели вчера и сегодня?
- Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
- Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
- Откуда брали пищу самые первые люди?
- Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
(Запись темы урока.)
Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?
Мотивация (слайд 2).
Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.
Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давйте приземлимся и выясним, в чем дело?
Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирание племени.
Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.
Изучение нового материала:
Учитель: Племя Огня ( слайд 3) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы ( делимся на 3 группы учащихся).
Выберите старейшину вашего рода , он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.
После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов- больше возможности выжить…
Работа в группах
Группы
Содержание плана урока
Проблемное задание
Род Бобра
Мотыжное земледелие
Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова - помощники:
Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…
Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.
Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1
Род Орла
Приручение животных
Возникновение скотоводства.
Найдите не менее 4 ошибок в тексте:
Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.
Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.
Род Ящерицы
Возникновение ремесел
Возникновение ремесел.
Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.
1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.
2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.
3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.
Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество