kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Русские земли в XIII веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Русские земли в XIII веке" соответствует требованиям ФГОС. Материал может быть использован при изучении истории России в 10 классе школы или на 1 курсе НПО и СПО.               ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Русские земли в XIII веке" »

Тема: Русские земли в в XIII веке.

Цель занятия:

- установить причинно-следственные связи между положением русских земель и причинами их поражения. Выделить последствия нашествия Батыя на Русь. Выявить причины успешной борьбы с нашествием рыцарей на север страны. Найти доказательства установления государственной зависимости Руси от Золотой Орды.

- создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны. На основе фактов истории XIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси. Дать возможность оценить последствия нашествия. Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу владычества Орды. Давая оценку деятельности Александра Невского, учитывать экономические, политические и психологические условия того времени.

- развитие навыков исторического мышления; развитие памяти, внимательности; развивать навыки работы с источниками, картой, терминами: проводить поиск исторической информации.

Метапредметные задачи (УДД): регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.


Образовательные ресурсы: Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней. – М.: Академия, 2012.

Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: Феникс, 2012.

- атласы, контурные карты

- ЭОР (презентация к уроку)

- мультимедийное оборудование


Работа с терминами: Золотая Орда, ярлык, баскак, выход, Ливонский орден.


Обязательный минимум содержания: Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Монгольские завоевания. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский.


Время реализации урока (занятия): 90 мин.




Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Догадайтесь, о событиях какого века пойдёт сегодня речь?

В качестве подсказки используйте ленту времени, которую видите на доске

– Какие ассоциации вызывает у вас число 13?

Для нашей страны XIII век стал веком серьёзных испытаний.

– С каким серьёзным врагом пришлось встретиться нашим предкам?



– Прочитайте русскую летопись XIII века, рассказ о Батыевом нашествии и ответьте на вопрос к нему.


– Вспомните исторический факт. Что мы знаем о монгольском нашествии?


Ученики должны указать, что речь пойдёт о XIII веке.




Могут сказать, что это «несчастливое число».







– На востоке появились племена монголов.

– Русские князья готовы были защищать свою землю.



Ученики должны указать, что монголы смогли подчинить себе Русь.


Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).



Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.



Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.



II. Версии.


– Какую проблему урока нам предстоит решить?



Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов? Почему русские князья сотрудничали с Ордой?



Предлагают свои версии (с одобрением принимается любые).



III. Актуализация знаний.


– Вспомните, что мы знаем о монгольской армии из курса всемирной истории?




– Кто такой Темучин и какую роль он сыграл в истории монгольских племён? Какими были его планы?





– Монгольское войско было сильным и хорошо организованным. Монголы завоевали Китай и использовали его технические изобретения для покорения других народов.


– Предводитель монголов, объединивший разрозненные племена в одно государство, которое путём завоеваний превратилось в огромную державу. Её границы должны были дойти до «последнего моря на западе».

IV. Планирование деятельности.


– Мы изучаем один из переломных моментов нашей истории. Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока?




Ученики должны указать, что необходимо ознакомиться с событиями XIII века.


Для следующего этапа урока, студенты делятся на 6 групп (по 5 чел. в группе), каждая из которых работает со своим документом. Итоги работы обучающихся при дальнейшем разборе складываются в общую картину.


V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


1. «Батыево нашествие»

– Давайте обратимся к карте и историческим источникам. Пожалуйста, опишите нашествие Батыя на Восточную Европу в 1236–1243 гг., составьте хронику событий, ответьте на вопросы.





– Как вы думаете, почему, несмотря на отчаянное сопротивление, русские княжества терпели поражение?



2. После Батыя

Каковы итоги нашествия Батыя?
















3. Север в борьбе с Западом.

– Давайте обратимся к карте. Найдите северные княжества и назовите их.


– Богатые русские земли на севере Руси очень привлекали Ливонский орден рыцарей – крестоносцев. Каковы были их планы?


О попытках завоевать русские земли мы заслушаем сообщения студентов.

Задача группе: в процессе рассказа выделить причины, по которым удалось отразить удары рыцарей-крестоносцев, и какое значение это имело для нашей страны.

4. Север под властью ханов.

– Посмотрите, как называется 2 пункт 5-го параграфа.

– Работая в парах, найдите доказательства того, что Русь оказалась в государственной зависимости от Золотой Орды.





Студенты должны назвать дату 1223 год и указать место – р. Калка.


Выясняют, что до вторжения было 14 лет. В течение всех этих лет князья по-прежнему продолжали усобицы.


Студенты восстанавливают путь продвижения Батыя. Называют основные события 1-го похода 1237-1238 гг. и 2-го – 1239-1243гг.



Студенты при помощи текста параграфа должны сформулировать основные причины поражения русских княжеств, прежде всего раздробленность.


Последствия нашествия Батыя:

1. Разрушение городов (возродилось всего 20 городов).

2. Исчезли многие ремёсла и пр.

3. Жизнь на Руси замерла на столетие.

4. Угон в рабство сотен тысяч русских людей.

5. Разрушены храмы, сожжены книги, иконы.



Студенты должны назвать прежде всего Новгородскую землю.


– Завоевать земли, присоединить к своим государствам. Собирать дань. Сменить православие на римскую веру. Превратить население в зависимое.



Студенты выполняют задание.






Стедент должны сказать об установившейся зависимости Руси от Орды.

В коллективном обсуждении формулируют основные пункты, доказывающие зависимость, и записываются в тетрадь.

1. Русские князья должны были ездить в Орду и получать ярлык на княжение у хана.

2. Ежегодная выплата дани, которую собирали баскаки.

Законы Чингисхана разрешали каждому покорённому народу исповедовать свою веру, запрещали монгольским чиновникам вмешиваться в дела местных церквей, не собирали дани с духовенства. Крестоносцы же хотели сменить религию.

Русские княжества оставались под властью своих князей, а рыцари хотели разделить земли между собой.


VI. Выражение решения проблемы.

– Теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов?


В результате монгольских завоеваний подверглись разрушению многие центры цивилизации Руси и всей Восточной Европы, сложилось новое государство – Золотая Орда.


VII. Применение нового знания.


Роль учителя – координатор деятельности студентов.

Студенты по парам выполняют задания тестов на карточках. Проверка тестов: обменявшись между парами результатами работы, студенты проверяют ответы и выставляют друг другу оценки (Критерии оценивания преподаватель пишет на доске).





VIII. Рефлексия/ cаморефлексия

Анализ итогов работы. Заполняется лесенка «Мое состояние».

Студенты отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно



IX. Домашнее задание.

Информирует о домашнем задании, инструктирует о его выполнении.

Прочитать параграф № 5, заполнить контурную карту.






Документы к уроку:


1. Битва на Калке (По Галицко-Волынской летописи)

«В год 6732 (1223). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете".

Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий - они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много.

Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.

Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары, победив русских людей из-за прегрешений христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты».


Вопросы к документу:

- Почему русские войска в сражении на реке Калке потерпели поражение?

- Каково значение битвы на Калке?


2. Повесть о разорении Рязани

«В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями.

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить».


Вопросы к документу:

- Опишите героическую оборону Рязани, проанализировав весь текст. Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города?


3. Повесть о разорении Рязани Батыем

«В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями.

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить».


Вопросы к документу:

- Что можно сказать о жителях Рязани?

- Что стало с Рязанью после пятидневной героической осады?


4. Извлечения из Лаврентьевской летописи

«В лето 1236. Той же осенью пришли из восточной стороны в Болгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Болгарский и перебили оружием [всех жителей] от старца и до юного и до сущего младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнем и всю землю их пленили...

В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню предали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли. В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на в дружине своей передал Жирославу Михайловичу. В ту же зиму. Пришли татары к [городу] Владимиру месяца февраля в 3 день на память св. Семена во вторник... Владимирцы затворились в городе [крепости] с [князьями] Всеволодом и Мстиславом, а воеводой был Петр Ослядюкович. Владимирцы не сдавались, и тогда татары подъехали к Золотым воротам [крепости], приведя с собой Владимира Юрьевича, брата Всеволода и Мстислава. И начали татары спрашивать о князе великом Юрии, в городе ли он? Владимирцы [в ответ] пустили по стреле на татар, и татары также пустили по стреле на Золотые ворота. И после того сказали татары владимирцам: «Не стреляйте». Они же замолчали. И тогда, подъехав ближе к воротам, начали татары говорить: «Узнаете ли вашего княжича Владимира?» Стоял тот с унылым лицом. Всеволод же и Мстислав стояли на Золотых воротах и узнали брата своего... [Оба они] с дружиною своею и все горожане плакали, видя Владимира. А татары, отойдя от Золотых ворот и объехав весь город, остановились станом перед Золотыми воротами. Насколько видел глаз, окружило город бесчисленное множество [татарских] воинов. Всеволод же и Мстислав, пожалев брата своего Владимира, сказали дружине своей и Петру воеводе: «Братья! Лучше нам умереть перед Золотыми воротами за святую Богородицу и за правоверную веру христианскую, а не сдаться на волю их»...

Татары, станы свои урядив около города Владимира, пошли и взяли Суздаль, и святую Богородицу разграбили, и двор княжеский огнем пожгли, и монастырь св. Дмитрия сожгли, а другие разграбили, а монахов и монахинь старых, и попов, и слепых, и хромых, и глухих, и немощных, и людей всех порубили, а молодых монахов и монахинь, и попов, и дьяконов, и жен их и дочерей, и сыновей их повели в станы свои и сами пошли к [городу] Владимиру... В субботу Мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки (стенобитные орудия), а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю Мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день... и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот у [церкви] св. Спаса по примету через городские стены, а отсюда с северной стороны от Лыбеди к Орининым воротам и к Медным, а отсюда от [реки] Клязьмы к Волжским воротам, и так вскоре взяли Новый город, и бежали Всеволод и Мстислав и все [оставшиеся в живых] люди в Печерный город.

А епископ Митрофан и княгиня Юрьева с дочерью и с снохами, и с внучатами и прочие княгини владимирские с детьми, и многое множество бояр и всего народа, укрывшиеся в церкви св. Богородицы, без милости огнем запалены были... Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным каменьем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали... и книги разодрали, и драгоценные одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, тоже все взяли себе в добычу... И убиты были архимандрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосии Спасский, и прочие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои...

Захватив Владимир, пошли окаянные те кровопийцы на великого князя Юрия, и одни шли к Ростову, а другие к Ярославлю, а иные на Волгу на Городец, и завоевали все по Волге даже до Галича Мерского; а другие пошли на Переяславль [Залесский] и тот взяли, а оттуда всю страну и города многие, даже до Торжка, захватили, и не было места, мало было таких деревень и сел в Суздальской земле, где татары не воевали, и взяли они 14 городов, кроме слобод и погостов, за один месяц... И пошли безбожные татары на [реку] Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром и с мужами своими пошел против поганых, и встретились оба [войска], и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками, и тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои. Зло это случилось месяца марта в 4 день... И тут убит был князь великий Юрий на реке Сити, и дружинников его много убили... а Василька Константиновича вели в крайней нужде до Шернского леса, и как стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть в их воле и воевать [вместе] с ними, но он нисколько не покорился их беззаконию и много укорял их, говоря: «О глухое царство оскверненное! никак меня не отведете от христианской веры, хотя я и нахожусь весьма в большой беде...» И как только он это сказал, тотчас без милости убит был...

В лето 1239. Того лета татары взяли Переяславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли, и, захватив много людей и имущества, ушли... Того же лета взяли татары Чернигов... и город сожгли и людей перебили и монастыри пограбили... Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали и город... Гороховец сожгли и вернулись в станы свои...


Вопросы к документу:

- Куда двинулись войска Баты после взятия Рязани? Восстановите по карте путь их продвижения.


5. Извлечения из Лаврентьевской летописи публикуются по изданию

«В лето 1236. Той же осенью пришли из восточной стороны в Болгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Болгарский и перебили оружием [всех жителей] от старца и до юного и до сущего младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнем и всю землю их пленили...

… татары, станы свои урядив около города Владимира, пошли и взяли Суздаль, и святую Богородицу разграбили, и двор княжеский огнем пожгли, и монастырь св. Дмитрия сожгли, а другие разграбили, а монахов и монахинь старых, и попов, и слепых, и хромых, и глухих, и немощных, и людей всех порубили, а молодых монахов и монахинь, и попов, и дьяконов, и жен их и дочерей, и сыновей их повели в станы свои и сами пошли к [городу] Владимиру... В субботу Мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки, а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю Мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день... и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот у [церкви] св. Спаса по примету через городские стены, а отсюда с северной стороны от Лыбеди к Орининым воротам и к Медным, а отсюда от [реки] Клязьмы к Волжским воротам, и так вскоре взяли Новый город, и бежали Всеволод и Мстислав и все [оставшиеся в живых] люди в Печерный город.

... и убиты были архимандрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосии Спасский, и прочие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои...

Захватив Владимир, пошли окаянные те кровопийцы на великого князя Юрия, и одни шли к Ростову, а другие к Ярославлю, а иные на Волгу на Городец, и завоевали все по Волге даже до Галича Мерского; а другие пошли на Переяславль [Залесский] и тот взяли, а оттуда всю страну и города многие, даже до Торжка, захватили, и не было места, мало было таких деревень и сел в Суздальской земле, где татары не воевали, и взяли они 14 городов, кроме слобод и погостов, за один месяц... И пошли безбожные татары на [реку] Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром и с мужами своими пошел против поганых, и встретились оба [войска], и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками, и тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои. Зло это случилось месяца марта в 4 день... И тут убит был князь великий Юрий на реке Сити, и дружинников его много убили... а Василька Константиновича вели в крайней нужде до Шернского леса, и как стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть в их воле и воевать [вместе] с ними, но он нисколько не покорился их беззаконию и много укорял их, говоря: «О глухое царство оскверненное! никак меня не отведете от христианской веры, хотя я и нахожусь весьма в большой беде...» И как только он это сказал, тотчас без милости убит был...

…св. Богородицы, без милости огнем запалены были... Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным каменьем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали... и книги разодрали, и драгоценные одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, тоже все взяли себе в добычу... И убиты были архимандрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосии Спасский, и прочие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои...


Вопросы к документу:

- Как вели себя завоеватели в русских городах по отношению к мирному населению?

- Что могли противопоставить мирные горожане завоевателям?


6. Нашествие Батыя на Русь. (Рассказ Ипатьевской летописи об обороне Козельска)

«Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов».


7. Отрывок из Ипатьевской летописи

В лето 1239г. Пришел к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был горд в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб …от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей.

Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились на встречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые, и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли, татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.


Вопросы к документам:

- Опишите героическую оборону Козельска.

- Как вели себя жители города?

- Почему русские войска терпели поражение?

- Когда и как был взят Киев?

- Было ли оказано сопротивление, и чем оно было сломлено?


Тестовый контроль знаний (4чел.)


Вариант № 1

Выберите правильный вариант ответа:

1. Организатором общемонгольского похода на Русь был:

а) Тимур,

б) Чингисхан,

в) Батый,

г) Тамерлан.


2. Первое столкновение с татаро-монголами произошло в районе реки:

а) Марне,

б) Волге,

в) Сити,

г) Калке.


3. Пороками в монгольском войске называли:

а) стенобитные орудия,

б) супружескую неверность,

в) пленных,

г) походные кибитки.


4. В каком году произошла Невская битва:

а) в 1211г.,

б) в 1223г.,

в) в 1240г.,

г) в 1242г.


5. «Злым городом» татаро-монголы прозвали:

а) Новгород,

б) Козельск,

в) Рязань,

г) Киев.


6. В каком году Батый захватил Киев:

а) в 1211г.,

б) в 1223г.,

в) в 1239г.,

г) в 1242г.


7. Какое событие произошло 5- го апреля 1242 года?

а) Заключением мира с немцами

б) Разгром немецких рыцарей на Чудском озере

в) Подписание ссудной грамоты

г) Побегом немцев из Новгорода.



Вариант № 2


Выберите правильный вариант ответа:

1. Вторая волна татаро-монгольского нашествия начинается в:

а) в 1211г.,

б) в 1239г.,

в) в 1240г.,

г) в 1242г.


2. Военная операция, известная как «Ледовое побоище», связана с именем:

а) Евпатия Коловрата,

б) Чингисхана,

в) герцога Биргера,

г) Александра Невского.


3. В битве на реке Калке вместе с русскими князьями сражались:

а) печенеги,

б) хазары,

в) половцы,

г) монголы.


4. Выход – это:

а) налоги выплачиваемые Орде,

б) рейды, организованные на границы Орды,

в) походы татаро-монголов на земли Европы,

г) дипломаты.


5. Какой город был спасен от татаро-монголов началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске:

а) Новгород,

б) Козельск,

в) Рязань,

г) Киев.


6. Татаро-монгольское иго было установлено:

а) в 1236г.,

б) в 1223г.,

в) в 1240г.,

г) в 1242г.


7. Прочтите строки о битве на Чудском озере, определите, откуда они.

« И бысть сеча зла, и треск от копий ломления, и звук от сечения мечного, яко же и озеру промерзшию двинуться. И не бе видети льду: покры бо ся кровию"»

а) Ливонская хроника

б) Житие Александра Невского

в) Отрывок из книги А. Пашуто «Александр Невский»

г) Новгородская летопись.


Вариант № 3


Выберите правильный вариант ответа:

1. Первый из разрушенных татаро-монголами городов был:

а) Владимир,

б) Козельск,

в) Рязань,

г) Киев.


2. Кого на Руси называли баскаками:

а) дипломатов от хана,

б) наместников хана и сборщиков дани,

в) предводителей ханских отрядов,

г) князей назначаемых ханом, княжить в какой-либо земле.

3. В каком году была захвачена Рязань:

а) в 1237г.,

б) в 1239г.,

в) в 1240г.,

г) в 1242г.


4. В ходе, какой битвы владимирский князь был разбит и его княжество окончательно пало:

а) Марне,

б) Волге,

в) Сити,

г) Калке.


5. В каком году произошло Ледовое побоище:

а) в 1237г.,

б) в 1239г.,

в) в 1240г.,

г) в 1242г.


6. В каком году Чингисхан приступил к завоевательным походам:

а) в 1211г.,

б) в 1235г.,

в) в 1236г.,

г) в 1242г.


7. Немецкие рыцари имели особое построение. Как оно называлось.

а) «Клин», «свинья»

б) «Каре»

в)«Ромб»

г) «Полукруг».



Вариант № 4


Выберите правильный вариант ответа:

1.Битва на реке Калке произошла:

а) 31 мая 1323г.

б) 31 мая 1223г.

в) 31 мая 1231г.

г) 31 мая 1211г.


2. «Ордынской тягостью» на Руси называли:

а) ежегодные подарки хану,

б) уплату дани серебряной монетой и мехом,

в) получение ярлыка на княжение,

г) обязанность отправлять воинов в монгольскую армию.


3. В каком году немецкие рыцари вторглись на Русь:

а) в 1237г.,

б) в 1239г.,

в) в 1240г.,

г) в 1242г.


4. Какие государства были завоеваны Чингисханом:

а) Франция,

б) Русь,

в) Китай,

г) Индия.


5. Ярлык – это:

а) ежегодные подарки хану,

б) уплату дани серебряной монетой и мехом,

в) получение ярлыка на княжение,

г) обязанность отправлять воинов в монгольскую армию.


6. Столица Золотой Орды:

а) Киев,

б) Каракорум,

в) Сарай-Берке,

г) Самарканд.

7. Особенностью построения русских воинов, введенной Александром Невским являлось, то что…

а) Основные силы были сосредоточены в центре

б) Основные силы были сосредоточены на флангах

в) Основные силы были оставлены в тылу врага

г) Основные силы были сосредоточены в засаде.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Русские земли в XIII веке"

Автор: Анбиндер Каролина Николаевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок Однородные члены предложения 8 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421991843"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) ""Сонеты Шекспира". Урок литературы в 8 классе. "
    ["seo_title"] => string(47) "soniety-shiekspira-urok-litieratury-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "236554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444113478"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разработка урока литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "546128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586594249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства