по истории в 5 классе.
Ситникова Л.С.
г.о. Жигулёвск 2015
Открытый урок по истории в 5 классе.
Изучение темы «Государство на берегах Нила».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция с элементами беседы).
Педагогические задачи: Дать представление о местонахождении Египта на карте мира и особенностях природных условий, процесса образования единого государства в Древнем Египте.
Планируемые результаты |
Предметные: Овладевать целостными представлениями об историческом пути Древнего Египта; устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. | Метапредметные УУД: познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий, терминов; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; регулятивные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия; умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определение понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознать важность изучения истории; выражать своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества. |
Образовательные ресурсы: учебник, карта «Древний Египет», контурные карта в рабочей тетради, дополнительный исторический материал по теме, интернет ресурс, проектор, мультимедийная презентация. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся |
основные виды деятельности | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организация начала урока | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя. Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей и других принадлежностей.) | Быстрое включение в деловой ритм , вежливое общение. |
2.Постановка учебной задачи | Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Одно из первых крупных царств возникло и на берегах реки Нил. С ним мы и начнем знакомиться на наших уроках. Тема урока « Государство на берегах Нила». Показывает презентацию. План урока: 1. Страна Египет. Разливы Нила. 2. Объединение Египта. Проблемные вопросы: 1. Почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока. Прав ли древнегреческий историк Геродот, когда называл Египет «даром Нила»? | Внимательно слушают. | Регулятивные: принимают учебную задачу. Отвечают на вопросы. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение Древнего Египта. | Вы правильно предположили, что знакомясь с государством необходимо прежде всего дать: характеристику его географического положения. Мы отправляемся в путешествие по стране Египет. Для того чтобы вернуться домой нам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания. От этого и будет зависеть и ваша оценка. Я буду вашим гидом. Итак, в путь! - Ваша первая задача - изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. Для этого вам необходимо работая с картой на странице с.33 учебника текстом п.1,2 § 6 и дополнительным материалом, выделить ключевые понятия из предложенного текста и по ним составить рассказ: о географическом положении Египта. Работа с картой «Древний Египет». Обучает учащихся словесному определению местоположению страны на карте. -Древний Египет расположен в Северо-Восточной Африке. | Показывают на карте и словесно определяют местоположение Древнего Египта на карте мира. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. |
Природные условия долины Нилы. Условия жизни и занятия населения. | Ученики называют, учитель записывает на доске ключевые понятия, которые помогут познакомиться с природными условиями долины Нила: Северо-Восточная Африка пустыня Нил финиковые пальмы папирус дикие животные пороги дельта оазисы Египет разливы Нила ил земледелие - Составьте рассказ пользуясь этими терминами. - Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия. | Находят на карте 1-й нильский порог, дельту Нила, объясняют причины разлива Нила. Называют природные условия благоприятные для земледелия: тепло, влага, почва. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
Образование единого государства в Египте | - Как и когда на территории Египта образовалось государство? Учитель рассказывает об образовании единого государства в Египте с помощью карты-схемы. Объясняет термин «государство», его признаки (территория, органы управления (власть), законы, армия, налоги) - Сейчас мы сыграем с вами в игру «Внимательный слушатель». Вы должны, слушая мой рассказ и работая с картой выделить главные мысли. Проверка выполнения задания. Запись на доске. 1. 40 государств вели войны 2. Выделение Южного и Северного царств 3. Победа Южного царства и создание единого государства. 4. 3000 лет до н.э. 5. Повелители Египта – фараоны 6. Столица – Мемфис. | Рассказывают об образовании единого государства в Египте, называют дату около 3000 г. до н.э., используют термины. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи. |
4.Закрепление знаний и способов действий. Древний Египет. Природа. Объединение государства. | - С какой страной мы сегодня познакомились? Покажите её на карте и словесно опишите её местоположение. - Благодаря каким природным особенностям жители Египта могли получать высокие урожаи? - Какие два египетских царства были объединены в единое государство? Когда? И выполним творческое задание. Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Прав ли он был? | Читают историческую карту, описывают местоположение Древнего Египта, называют дату объединения государства: называют природные особенности Египта, благоприятные для земледелия; используют термины. | Регулятивные: оценивают результаты работы, определяют что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
Термины | Учитель предлагает в парах выполнить взаимопроверку терминов: дельта, речные пороги, речной ил, оазис в пустыни, рельеф, фараон, объединение, государство, столица. | Объясняют значение терминов | Коммуникативные УУД: принимают участие в работе парами, контролируют действия партнера. |
5.Подведение итога урока. Рефлексия | - Закончите предложения: На уроке я работал … Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я… Моё настроение … Материл урока мне был… Домашнее задание мне кажется… Оценивание ответов учащихся. | Заканчивают предложения: Активно/пассивно Доволен/недоволен Коротким/длинным Не устал/устал Стало лучше/стало хуже Понятен/не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Легким/трудным Интересно/неинтересно | Регулятивные: Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. |
6.Домашнее задание | Комментирует задание §6 Дифференцированное задание: Для сильных учеников – сравнить природу нашей страны с природными условиями Египта. Для средних учеников – ответить на вопрос: «Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: все живут благодаря ему?» Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя». | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания. |