Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Культурное строительство в Казахстане в 20-45 годах»»
Открытый урок в 9 классе
«Культурное строительство в Казахстане в 20-45 годах»
Цели урока:
Образовательная: Выяснить пути развития образования, культуры в Казахстане в 1920-45 годах.
Показать противоречивость процесса культурного строительства.
Развивающая: Способствовать умению отвечать на вопросы учителя по просмотренному сюжету, по тексту исторических документов, тексту учебной статьи.
Сформировать знания о развитии культуры, мыслительные навыки и умения.
Воспитательная: Воспитывать уважение к творчеству,
внимательного и бережного отношения к народным традициям, творчеству деятелей культуры прошлого
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: групповая
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением этапов урока; тестовые вопросы по истории Казахстана; кроссворды, опорные схемы, карты по истории Казахстана;
Межпредметные связи: география, всемирная история, казахская литература.
Ход урока
I. Организационный момент
Метод «Фигурки»
Определяем эмоциональное состояние учащихся в начале урока.
Каждый цвет обозначает разное настроение: Красный - радостное, активное настроение; оранжевый - спокойное, ровное; Синий - грустное, печальное;
Учащиеся должны поднять выбранные фигурки и по цвету определяются эмоциональное состояние учащихся.
II. Проверка домашнего задания.
Тесты
1. Период массовых сталинских репрессий:
А) 1928-30 гг. Д) 1937-38 гг.
В) 1931-33 гг. Е) 1935-36 гг.
С) 1934-36 гг.
2. Назовите основные признаки тоталитарного и казарменного характера социализма?
А) Земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы были огосударствлены
В) Утверждение общественной собственности на средства производства
С) Отчуждение крестьянства от земли
Д) Все ответы правильные
3. Когда была преобразована КазАССР в КазССР?
А) 1931 г. В) 1925 г. С) 1936 г. Д) 1941 г. Е) 1928 г.
4. В каком году проходили первые Выборы в Верховный Совет КазССР?
А) 1932 г. В) 1934 г. С) 1936 г. Д) 1938 г. Е) 1935 г.
5. По добыче какого сырья Казахстан вышел на 1-е место в 1940 г.?
А) Свинец В) Нефть С) Уголь Д) железо Е) Фосфорит
6. Основатель казахской лингвистики, дважды репрессированный ученый:
А) А.Байтурсынов В) Ж. Аймаутов С) М Дулатов
Д) К.Жубанов Е) С.Сейфуллин
7. Председатель ЦИК Туркменской ССР, прошедший через Карлаг?
А) А.Т.Безруков В) М.Тулепов С) В.Лаврентьев
Д) Н.Айтаков Е) М.Чижевский
8. Когда была принята первая Конституция КазССР?
А) декабрь 1936 г. В) март 1937 г. С) декабрь 1938 г.
Д) июнь 1937 г. Е) октябрь 1937 г.
9. Когда состоялась первая сессия Верховного Совета КазССР?
А) 15 июля 1938 г. В) 15 марта 1938 г. С) 5 декабря 1937 г.
Д) 18 июня 1937 г. Е) 17 августа 1935 г.
10. Каким методом была построена магистраль Акмолинск-Карталы?
А) Социалистическое соревнование
В) Коммунистический труд
С) Ударная стройка
Д) Народная стройка
Е) Шефство крупных предприятий
11. Политической основой республики по Конституции КазССР являлась?
А) Компартия В) Советы С) Профсоюзы Д) Молодежь
12. Сколько депутатов было избрано в декабре 1937 г. в Верховный Совет ССР от КазССР?
А) 38 В) 40 С) 44 Д) 52 Е) 25
13. Каковы негативные стороны в области экономики и культуры в период индустриализации и коллективизации?
15. Сколько казахстанцев было расстреляно в годы репрессий?
А) около 50 000 В) более 30 000 С) 43 000
Д) более 27 000 Е) более 40 000
Работа с опорной схемой
Итоги общественно-политической жизни в 20-30-х гг.
III. Изучение нового материала
Тема нашего урока «Культурное строительство в Казахстане 1920-45 годах»
Цель: Выяснить пути развития образования, культуры в Казахстане в 20-45-х годах.
План урока:
1. Ликвидация неграмотности населения Казахстана
2. Подготовка кадров высшего звена
3. Развитие тетра и изобразительного искусства
4. Развитие кинематографии
Класс делится на группы: «Ученые», «Музыканты», «Художники»
20-45-е годы в Казахстане - это сложный и противоречивый период в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал Казахстану гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. Но почему же в культуре этого периода проявлялись как положительные, так и отрицательные явления? Выявить противоречивость процесса культурного строительства предстоит сегодня нам на уроке.
Начнём урок с просмотра мультимедиа. (8 мин.)
В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость:
- в ликвидации неграмотности
- в подготовке кадров
- в повышении культурного уровня трудящихся.
Задание: привести в соответствие даты и события
В результате ликвидации неграмотности в Казахстане начали создаваться красные юрты для работы с женщинами, школы-коммуны, рабфаки, рабочий факультет для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшей школе. К 1935 г. охвачен обучением 91% детей школьного возраста, из них 1/3 учились в семилетних и средних школах.
В ускорении процесса культурного строительства важную роль сыграла национальная интеллигенция. Она принимала активное участие в создании учебников и учебных пособий на родном языке. Авторами учебников были представители казахской интеллигенции – А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, С.Сейфуллин, А.Бокейханов, М. Жумабаев, К.Сатпаев.
Задание 1 группе «Ученые»:
1) Кто является составителем первого школьного учебника география на казахском языке?
2) Кто является составителем первого школьного учебника педагогика на казахском языке?
3) Кто является составителем первого школьного учебника алгебра на казахском языке?
4) Кто является составителем первого школьного учебника дидактика на казахском языке?
Задание 2 группе «Музыканты»:
Задание 3 группе «Художники»
Игра «Цифры говорят…»
1. Когда открылся Алма-Атинский медицинский институт? (1931г.)
2. Когда открылся Казахский государственный университет имени С.М.Кирова? (1934 г.)
3. Когда открылся Казахский сельскохозяйственный институт? (1930 г.)
4. Когда открылся Казахский государственный педагогический институт? (1928 г.)
5. Когда открылся Алма-Атинский зооветеринарный институт? (1929 г.)
Абильхан Кастеев - выдающийся казахский живописец, основоположник казахского изобразительного искусства.
Родился и вырос в окрестностях Жаркента Алматинской области, похоронен в Алматы. В 1944 году А. Кастеев удостоен звания народного художника Казахстана. В 1945-1956 годах он был председателем правления Союза художников Казахстана. Трудовой путь начал с рабочего на строительстве Турксибской железной дороги. В Москве будущий художник брал уроки в художественных студиях у Н. Г. Хлудова и И. Бродского (1929-1936). А. Кастеев создал около тысячи произведений, изображающих различные проявления народной жизни.
Какие произведения А.Кастеева вы знаете?
IV. Закрепление урока.
Впишите нужные слова:
По итогам научных изысканий АН СССР было определено, что среди союзных республик Казахстан занимает по запасам ресурсов
1 место - _________________________________________
2 место - _________________________________________
3 место - _________________________________________
Тесты
Кто является автором иллюстрированного букваря на казахском языке, вышедшего в свет в 20-х годах XX века?