г. Павлодар 03.03.2014 — 25.05.2014
| 1 урок | 2 урок | 3 урок | 4 урок |
Тема | Учебно-просветительские учреждения, научные общества в 1860-1870 гг. Деятельность ссыльных революционеров. | «Шокан Валиханов — великий казахский ученый» | «Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа» | «Абай Кунанбаев — великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы» |
Цель | Понимание и осмысление просветительской деятельности для дальнейшей оценки. | Обоснование и исследование вклада русского ученого-исследователя Ч. Валиханова. | Умение интерпретировать и доказывать свои выводы и доказательства. | Умение отбирать и аргументировать свои выводы. |
Задачи | Выявление необходимых условий для деятельности просветительских учреждений. Научиться анализировать деятельность просветительских учреждений и просветителей 19 века. Дать оценку деятельности ссыльных революционеров. | 1 Проанализировать деятельность Ч. Валиханова 2. Доказать роль Ч. Валиханова в развитии культурного просвещения и образования. 3. Привести примеры наследия Ч. Валиханова. | 1 Дать оценку деятельности И. Алтынсарина 2 Показать роль И. Алтынсарина в развитии культурного просвещения и образования. 3. Изучить наследие И. Алтынсарина. | 1 Дать оценку деятельности А. Кунанбаева как основоположника казахской письменной литературы. 2 Показать роль А. Кунанбаева в развитии культурного просвещения и образования 3. Изучить наследие А. Кунанбаева. |
Ожидаемый результат | 1. А – я знаю ответ на вопросы о структуре системы образования. В – я могу расставить приоритеты в отношении образовательных учреждений. С – я умею анализировать ситуацию в образовании и интерпретировать факты | Уметь анализировать деятельность Ч. Валиханова Умение доказывать необходимость изучения казахского края. Создать модель исследования Ч. Валиханова. | Уметь оценивать деятельность И. Алтынсаринана примере Ч.Валиханова. Умение раскрывать причинно –следственные связи с деятельностью других ученых. Создать модель просветительской деятельности И. Алтынсарина | Уметь оценивать деятельность А. Кунанбаева как основателя письменной казахской литературы. Умение раскрывать причинно –следственные связи с деятельностью других ученых. Создать модель просветительской деятельности А. Кунанбаева. |
Орг.момент Мотивация | Работа в группе. Подберите синонимы к слову «просвещение»- 2 мин (воспитание, культура, образование, цивилизация) | Через портрет Ч. Валиханова составить характеристику ученого. Почему Ч.Валиханова изучают в истории, географии, литературе? | «И. Алтынсарин» Какие школы он открыл для казахских детей. | Показать портреты всех трех исследователей, просветителей и попросить назвать ребят что их всех связывает? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин) |
| Ключ: просвещение - образование, воспитание, культура, цивилизация. | | | |
Изучение новой темы | Разделить класс на 2 группы расставьте приоритеты и докажите свое понимание понятия «просвещение» Почему воспитание и культура являются составляющими просвещения. Приведите доказательства из материала по изучению Казахстана русскими ссыльными. | Разделить класс на группы: 1гр. Назовите места исследования ученого и приведите примеры его исследований. 2 гр. Обоснуйте, почему его исследования принадлежали РГО. 3. составить карту исследований Ч.Валиханова. | Разделить класс на группы: 1 гр. Школы Ы. Алтынсарина Какие книги он написал для обучения. | Разделить класс на группы: Какой вклад внес Абай в дело народного просвещения. Какие отношения сложились у поэта с представителями передовой русской интеллигенции, политическими ссыльными. |
Закрепление | Почему «цивилизация и интеллигенция» является показателем уровня просвещения народа. | Докажите, что Ч.Валиханов — ученый — исследователь. | Почему мы называем его общественным деятелем? | Какие факторы сыграли позитивную роль в формировании мировоззрения Абая? |
Рефлексия | Самооценка: - Мне понравилось … -Было трудно … -Меня удивило … -Урок научил меня … -Я понял, что … | Синквейн | Сравните деятельность двух ученых и проведите анализ. | Сравните деятельность трех ученых и проведите анализ. |
Оценивание | Комментарии учеников, стикеры. | Взаимопроверка Оценивание по шкале, с комментариями | Лист самооценки взаимооценивание | самооценка по оценочному листу. |
Домашнее задание | Прочитать параграф составьте хронологическую таблицу. Выполните задание под * составьте вопросы ВП по теме. | составить вопросы для конкурса. Придумать кроссворд написать эссе «Путешествие в загадочную Кульджу» | 1. Продолжите предложение. Ибрай Алтынсарин (Ч.Валиханов)– великий … 2. Интервью – к Ибраю (Ч.Валиханову) | 1. Продолжите предложение. Ибрай Алтынсарин (Ч.Валиханов, А. Кунанбаев)– великий … 2. Интервью – к Ибраю (Ч.Валиханову, А. Кунанбаеву) |
Перед планированием серии последовательных уроков для прохождения практики я выбрала 8 класс, коллектив состоит из 5 учащихся, в котором я веду историю и буду обучать в последующие годы, проконсультировалась с классным руководителем, с психологом школы о социальном положении класса и получила характеристику на каждого ученика. Была проведена диагностика на выявление уровня мотивации учащихся, интеллектуальных возможностей обучающихся, где при анализе полученной информации выявлено: 2 лидера, 3 предпочтимых. Если сравнивать уровень успеваемости лидеров класса, одна сильная по уровню успеваемости (Диана), другая медлительная (Олеся), поэтому были трудности с рассадкой детей в пары и в группы. Провела перед серией последовательных уроков тренинговые занятия, чтобы создать коллабаративную среду.
Если проводить параллель серии последовательных уроков можно было наблюдать следующее и сделать выводы:
№ | Тема урока | Цели: | Что получилось | Что не получилось | Что изменили в структуре урока. |
1 | Учебно-просветительские учреждения, научные общества в 1860-1870 гг. Деятельность ссыльных революционеров. | Понимание и осмысление просветительской деятельности для дальнейшей оценки. | На данном уроке у меня получился мотивационный момент, Оценивание, закрепление (разноуровневые задания). рефлексия | Не получилась рассадка по группам (мальчики отдельно, девочки отдельно), работаспособность мальчиков хуже чем у девочек и естественно ребятам их выход из проблемного вопроса не очень понравился. | -предусматреть рассадку по принципу интеллекта; |
2 | Шокан Валиханов — великий казахский ученый | Обоснование и исследование вклада русского ученого-исследователя Ч. Валиханова. | На данном уроке получился мотивационный момент, рассадка по группам (предусмотрела горький опыт первого урока), рефлексия | Взаимооценивание на втором уроке не произошло, так как учащиеся выставляли оценки группам по симпатиям, а не по проделанной работе, нехватка времени | - провести тренинг «позитивный барашек» для социализации учащихся. - в группах ввести таймс спикера, учителю контролировать время на выполнение заданий и перехода от одного этапа урока к другому. |
3 | «Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель казахского народа» | Умение интерпретировать и доказывать свои выводы и доказательства. | Получилось практически все, мотивация, рассадка в группы, выступления учащихся уже были более глубокими, оценивание в группах и взаимооценивание групп было более справедливым. | Но все же я столкнулась с проблемой на закреплении, учащиеся при написании карты исследования, она уже была готова у 1 группы которая отвечала на вопрос «места исследования». | - продумать и показать значимость закрытых вопросов для открытых вопросов. Задание №3 ресурса |
4 | «Абай Кунанбаев — великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы» | Умение отбирать и аргументировать свои знания. | На последнем уроке учащиеся чувствовали себя расковано и с удовольствием на мотивационном этапе сравнивали просветителей, с огромным желанием, при изучении нового материала, составляли кластеры и стремились выступить одна группа лучше другой. | На заключительном уроке были небольшие недочеты по оцениванию, результат деятельности учащихся был немного ниже чем на традиционных уроках. | - дать понятие уровням обучения и критериальному оцениванию. - попробовать дать шаблоны оценивания по таксономии Блума |