Тема урока: Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства.
Задачи: 1. Создать условия для формирования знаний о кочевом образе жизни.
2. Создать условия для развития умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, работать с источником информации, картой, объяснять понятия, формулировать вывод.
3. Воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма; привить интерес к истории.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент.
Мотивация.
Слайд 1. Природа Казахстана.
В середине XIX века русский путешественник А.И. Левшин, впервые оказавшись в центральной части Великой страны – современном Казахстане, был поражён величием и спокойствием открывшегося его взору пространства. Вглядываясь с вершины древнего кургана в безбрежную даль цветущей степи, куда уходил караван, он спросил у старой казашки:
- Почему вы кочуете?
- Человек должен двигаться, потому что Солнце, месяц, звёзды, животные, рыбы – всё движется, только земля и мёртвые остаются на месте!
Этот ответ казашки русскому путешественнику в какой-то мере даёт ключ к пониманию мировоззрения степных народов, истоков их культуры и искусства. Немало тайн и загадок прошлого хранят древние курганы и бескрайняя степь. Сегодня мы попытаемся раскрыть несколько загадок кочевничества. Ответы на некоторые вопросы вы уже можете дать, ответы на другие вы должны будете найти при изучении нового материала.
2. Этап актуализации знаний по пройденной теме.
.
Слайд 2. Логическая цепочка.
1. Восстановите правильную последовательность стадий развития кочевничества.
Кочевое скотоводство
Придомное скотоводство
Отгонно-пастушеское скотоводство
2.Каковы причины перехода к кочевому скотоводству?
Слайд 3. Кроссворд.
3.Решение открытого кроссворда
Л
С К О Т О В О Д С Т В О
Р Ш В Е
С А Ц Р
Д А Т Е Б Е Н Ё В К А
Ь Л
Ю
Д
Почему кочевники разводили больше овец и лошадей и меньше коров?
Слайд 4. Изобретения кочевников. Вычеркните лишнее:
Стремена, удила, чай, седло, штаны, пиджак, шёлк, юрта, сабля, таран
Выполняют задание
Монологический ответ.
Слушают, дополняют
Объясняют слова кроссворда.
Характеризуют использование всех видов скота в хозяйстве.
Выполняют задание
3. Изучение нового материала. Постановка проблем
Слайд 5. Тема урока
Составление ассоциативной карты по теме урока
Кыстау
Коктеу Жайляу
Кузеу
Восстановите хронологическую правильность пастбищных сезонов, используя знания казахского языка.
1.Работа в парах. Охарактеризовать особенности пастбищных сезонов, используя слова из меню.
Меню:
Коктеу
Сопки и возвышенности
Приплод скота
Первая стрижка овец
Наурыз
Кыстау
Самое трудное время для кочевников
Октябрь
Кошары
Каменные или кирпичные жилища
Места, защищённые от ветра
Жайляу
Окраины и рубежи степи
Свадьбы, игры, состязания
Заготовка на зиму сыра, масла, курта
Изготовление айрана, кумыса
Кузеу
Народные собрания
В разных регионах Казахстана кочевание имело свои особенности. Почему возникла такая специализация?
2.Жилище кочевников.
Ученическая презентация. Рассказ.
4.Приём Мозговый штурм.
Что должны были знать кочевники?
Называют ассоциации к слову
Выполняют задание
Выполняют задание в парах, выступают с сообщением
Работа в группах.
Обсуждение проблемы
Подписывают детали юрты
Высказывают гипотезы
4. Рефлексия. Закрепление и проверка знаний
Решение теста
Индивидуальная работа, взаимопроверка