Цели:
- Помочь учащимся повторить и обобщить знания об очень важном в истории человечества событии – Олимпийских играх.
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой. Уметь выделять главное, составлять рассказ. Учиться сопоставлять факты, делать выводы.
- Повысить интерес к спорту.
Задачи:
1. Обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;
2.Развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
3.Воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни; заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной, опираясь на краеведческий материал.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебное оборудование: Презентация, раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи», теннисные шарики, корзинки (для проведения рефлексии), карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Учитель: Ребята, наш урок сегодня я предлагаю начать с игры, которую очень любят мои ученики. Она называется «Заморочки из бочки». В моей бочке – предметы, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока. Я из нашей бочки буду доставать предметы, а вы попробуйте ответить на вопрос, о чём пойдет речь на уроке и как эти предметы с ней связаны?
(достаёт ветку оливы) Что это, ребята? Это ветка оливкового дерева. А вы знаете где произрастает олива? (в древней Греции)
( достаёт письмо) « Я стал свидетелем потрясающего события. Люди со всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями. Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?. В четвёртый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными. Все в Олимпию…»
(слова учителя) На этом письмо обрывается, но вы, наверное, догадались, какое событие описывает путешественник.
Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (об олимпийских играх)
Итак, тема нашего урока «Олимпийские игры в древности»
А каков, по вашему мнению, план работы на уроке? ( записать план)
1. Где и когда зародились Олимпийские игры?
2. Какие были правила?
3. По каким видам спорта проводились соревнования?
4.Чем награждали победителей?
Усвоение новых знаний (поиск решения)
Учитель: Ребята, я предлагаю вам провести сегодня на уроке своеобразную мини-олимпиаду. Но прежде чем начать наши символические состязания, предлагаю вам заглянуть в далёкое прошлое, окунуться в атмосферу честных и справедливых состязаний (смотрим фрагмент мультфильма «Олимпиада Гуффи»)
Ну что ж за работу! Все в Олимпию! Олимпийские игры длились пять незабываемых дней.
Итак, день первый! После того как принесли жертву богам, атлеты и судьи давали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.
(фронтальная работа) Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова! Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков
«Я, гражданин полиса Афины, подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние ………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду ……………………..…».
1.боги; 2. статуей Геракла; 3.статуей бога Зевса; 4. подкупать судей; 5. нарушать правила;6. обычаи; 7. гражданин.
Ответ «Я, гражданин полиса Афины, подтверждаю перед статуей бога Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду нарушать правила ».
Ребята, давайте внимательно выслушаем эти правила (смотрим фильм)
Вывод по первому дню: Древние писатель рассказывает, что перед началом проведения олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?
День второй. Последующие три дня были посвящены спортивным состязаниям. Пора и нам проявить свою сообразительность, смекалку, интуицию.
Я предлагаю сидящим на одном ряду объединиться в команду. Каждой из трёх команд предстоит решить свою задачу.
1-ая команда. Рассмотрите иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков. Внимательно рассмотрите рисунки и определите, какие виды спортивных состязаний были на олимпийских играх в др. Греции.
2-я команда. Вам предстоит работа с картой. Найдите два похожих названия. В какой части Греция находится каждый из них? Почему Олимпия стала центром олимпийских игр?
3-я команда. Установите последовательность событий. Тренировка атлетов, спортивные состязания, прекращение войны, клятва судей честно судить, награждение победителей, атлеты приносили жертву богам, жители города встречают своего победителя.
Древние греки уделяли огромное внимание спорту, последуем примеру древних греков. У нас физминутка. Электронная физминутка. (под музыку сиртаки)
День третий. Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряжённых четвёркой лошадей (пояснить про колесницу). Предлагаю и вам попробовать свои силы в своеобразной гонке. Я прошу вас внимательно выслушать следующее задание. На доске для каждой команды вывешен текст с незаконченными предложениями. Чтобы его восстановить, каждая команда должна прочесть второй подпункт учебника на с. 154-155. После того, как текст будет прочитан, нужно будет выйти к доске и выполнить работу. Та команда, которая быстрее всех и правильнее выполнит работу и будет являться победителем этого этапа.
Олимпийские игры проводились один раз в ____________года.
Они устраивались в ______________________,
расположенной________________________________________________________.
Первые Олимпийские игры состоялись в __________
году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе_______________ месяцев, а затем еще _______ месяц продолжать тренировки поблизости от _____________
Олимпийские игры продолжались _______________ дней.
Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с ____________, затем атлеты состязались в __________________,
____________________ , _____________________.
Последним состязанием в пятиборье была __________________.
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были ________________________________________.
День четвёртый. Неизменный интерес зрителей на олимпийских играх вызывал кулачный бой. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.
Я предлагаю вам сейчас провести своеобразный интеллектуальный поединок. Для этого вам нужно выбрать одного представителя от своей команды.
1. Первые Олимпийские игры были в 750-й году до нашей эры.
2. Олимпийские игры греки посвящают богу Зевсу .
3. С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
. 5. Так как в этот день было холодно, атлеты были в белых шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.
6. Победителю доставалась награда – венок из ветвей оливы
Итак, завершились спортивные состязания. Мы многое узнали об олимпийских играх древности. А сейчас скажите, чем современные олимпийские игры отличаются от проводимых в древности. ?
День пятый. В пятый день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости, на нём лежали венки из ветвей оливы (поднимает и показывает ветку оливы). Победители подходили один за одним к главному судье, который возлагал на их голову наградные венки из оливковых ветвей. Поэтому не случайно в начале урока я достал из своей бочки ветку этого замечательного дерева.
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу Коцыло А., Малыха М.,Васяеву А., которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Домашнее задание будет носить творческий характер Вы должны написать рассказ про олимпиаду от имени участника, от имени судьи от имени зрителя.
(Следующий лист календаря – 7 февраля, 2014). Какое событие отражает лист нашего календаря ? Эстафета олимпийского огня прибыла к нам из древней Греции. 7 февраля в 20 ч. 14 мин. загорелся огонь 22 зимних олимпийских игр. А я сейчас предлагаю вам зажечь наш символический олимпийский огонь.
4. рефлексия, ( тихо звучит гимн олимпиады 2014) На столе лежат «языки» пламени жёлтого, красного, серого цвета.
Если вам было интересно, и вы считаете, что план урока был выполнен, возьмите язычки жёлтого цвета.
Если в течение урока были непонятные моменты, или вам было неинтересно на каком – то этапе уроке, возьмите красные язычки.
Ну, а если наш урок сегодня совсем не зажёг в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то прикрепите к факелу язычки серого цвета.
Ребята, мы зажгли с вами символический факел здесь преобладают язычки желтого цвета! и надеюсь, что я в ваших сердцах сегодня зажгла маленький факел, который будет вам освещать дорогу в стране знаний!