Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать собственную точку зрения;
пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма "Олимпиада Гуффи", карта "Древняя Греция", атласы, иллюстрации, презентация к уроку.
План урока:
1.Психологический настрой на урок
2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала
3. Изучение нового материала
4. Закрепление материала
5. Итог урока.
6.Рефлексия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Олимпийские игры »
Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции"
(открытый урок в рамках Методической недели)
Разработала: Балахонцева Е.В.
Учитель истории
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения;
Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебное оборудование: раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи» .карта «Древняя Греция», атласы, иллюстрации, презентация к уроку.
Ход урока
1.Психологический настрой на урок.
Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.
2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.
- Кому могли говорить такие слова: «Слава победителям!» Слайд 1
- А в родном городе победителям состязаний оказывали разные почести и возлагали на голову лавровый венок и устанавливали пожизненную статую.
-Взгляните на доску: а вот и символы этих состязаний: мишка, кольца и факел. Слайд 2
Ну что догадались, для кого предназначены были такие почести и о чём пойдёт речь у на с на уроке? (об олимпийских играх)
Работа в тетрадях: записываем число и тему урока. Слайд 3
Учитель: Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия и любимое занятие – Олимпийские игры. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
Формулируются цели и задачи урока.
Учитель : У нас на доске факел. Но он ещё не горит. Давайте зажжём вместе олимпийский огонь! Для этого вы должны отвечать на вопросы и задания урока. А за каждое участие и правильные ответы я вам буду давать язычки пламени. И я надеюсь, что олимпийский огонь ваших знаний будет гореть ярко. Но прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока.
Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Слайд 4
3. Изучение новой темы.
1.Первые олимпийские игры.
Задание.
Учитель: Посмотрите мультфильм «Звёздная олимпиада Гуффи» и ответьте на вопрос:
В честь какого бога устраивались Олимпийские игры? Слайд 5
Просмотр мультфильма.
Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры? (Зевса) Слайд 6
Чтение стихов (выступление учащихся):
Зевс
В старину, в античном мире,
Двадцать пять веков назад,
Города не жили в мире -
Шли войной на брата - брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Мир - закон олимпиады,
И никто не мог посметь
В эти дни скликать отряды,
Жечь дома и сеять смерть.
Аполлон
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и силён,
Для сражений мирных будет
«Поля боя» - стадион;
Вот простой венок зелёный
Из оливковых ветвей.
Драгоценней нет награды
Всех воинственных царей.
Потому, что не воитель
Получал венок такой,
А достойный победитель
И действительно герой.
Учитель: Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции – Элида, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Победителей в спортивных состязаниях называли “олимпиониками”. Слайд 7
Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Но местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения.
Учащиеся выступают с предварительно подготовленными версиями по поводу отцов-основателей Олимпийских игр: Слайд 8
Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.
По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть. Что же это за весть? Давайте их послушаем. ( выходят два ученика- глашатаев со свитками в руках).
Перед классом появляются послы Олимпии со свитками в руках. Слайд 9
посол: Всем! Всем! Всем!
посол: Приближается великий праздник благословенной Эллады — Олимпийские Игры!
посол: В честь Бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года.
посол: Объявляется священный мир во всей Элладе!
посол: Все военные действия должны прекратиться!
посол: Горе тому, кто поднимает меч на путника, идущего в Олимпию! Даже пираты — гроза морей, не осмелятся пред гневом Зевса и Посейдона напасть на корабли эллинов!
посол: Проклятие и громадный штраф на тот полис, что осмелится пойти войной на соседа!
2.посол: Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на священные игры! Да победят сильнейшие!
Работа по карте: А сейчас Ребята откройте карту в учебнике с. 115, атласы стр. 7 «Древняя Греция». Найдите и покажите, где находятся гора Олимп и Олимпия (учащийся отвечает у доски).
- В какой части Греции находится Олимпия? (В южной части Греции на полуострове Пелопонесс, область Элида, где протекала река Алфей) Слайд 10
Учитель: Молодцы. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции, включая колонии.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Слайд 11
От этой даты греки вели своё летоисчисление. Записали дату в тетрадях.
Учитель: теперь давайте решим несколько хронологических задач ( задания лежат на столе).
Задание № 1. Слайд 12
Решение хронологических задач.
Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры?
Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?
Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр в 1896 г.?
Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
-Какой обычай нарушили спартанцы?
- Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать?
(ответы учащихся).
Учитель: А теперь давайте выясним, что же послужило причиной появления олимпийских игр? Выполнение задания № 2. Слайд 13
На ваших рабочих столах лежит фрагмент мифа, с которым вы сейчас будете работать самостоятельно в течение 2–3 минут. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Задание 2.
Выявить причины появления первых олимпийских игр на основе фрагмента мифа.
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын — Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. И когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр?
Основные причины появления Олимпийских игр: Слайд 14
поклонение богам;
стремление показать силу и ловкость жителей Греции.
Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? Предположения учеников.
Сообщение учащегося. Слайд 15-16-17
В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.
Давайте продолжим говорить об участниках Олимпийских игр. Какими путями и каким способом они могли добираться до Олимпии . Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание № 3.
Задание 3 ( по рядам). Слайд 18
Пользуясь картой и атласами «Древняя Греция» ,вставьте пропущенные слова в текст, взяв их из списка ниже. Покажите путь героя на карте.
1 ряд: «Наш герой Милон из города Ольвии едет на Олимпийские игры _______. Он переплыл через _______ _______ и проливы. Только через несколько месяцев Милон прибыл в _______. Оттуда он на _______ проехал через _______ _____, пересек ______ ____, ______ и прибыл в Олимпию».
Список: корабль, повозка, лошадь, пешком, самолет, Коринфский перешеек, Лаконика, Мессения, Беотия, Черное море, Эгейское море, Ионическое море, Средняя Греция, Афины, Микены, триера, Пелопоннес, Пирей.
2 ряд: Пользуясь картой и атласами «Древняя Греция» ,вставьте пропущенные слова в текст, взяв их из списка ниже. Покажите путь героя на карте.
« Наш атлет Одиссей с острова Итака, который находится _____ ______, сел на ______ и переплыл через пролив, высадился на берегу полуострова _______ и дошел до Олимпии _________».
Список: корабль, повозка, лошадь, пешком, самолет, Коринфский перешеек, Лаконика, Мессения, Беотия, Черное море, Эгейское море, Ионическое море, Средняя Греция, Афины, Микены, триера, Пелопоннес, Пирей.
3 ряд: Пользуясь картой и атласами «Древняя Греция» ,вставьте пропущенные слова в текст, взяв их из списка ниже. Покажите путь героя на карте.
« Наш спортсмен Фаил из города Фивы едет на Олимпийские игры _____. Он проехал через ______ ______, посетил города ____ и ____, пересек ____ _____, область ____ и прибыл в Олимпию».
Список: корабль, повозка, лошадь, пешком, самолет, Коринфский перешеек, Лаконика, Мессения, Беотия, Черное море, Эгейское море, Ионическое море, Средняя Греция, Афины, Микены, триера, Пелопоннес, Пирей.
Учитель: Давайте посмотрим на знаменитых участников Олимпийских игр ( Александр Македонский, философ Сократ, врач Гиппократ, учёный Аристотель) Слайд 19
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Настало время физминутки (при наличии времени, под музыку). Проведём мини-олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и … ( проводит ученик).
Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке. (шагаем на месте) Носом- вдох, а выдох ртом (руки на поясе) Дышим глубже, (руки вверх-вдох,вниз-выдох) А потом, шаг на месте, не спеши. (шагаем на месте) Как погода хороша! (шагаем на месте) Не боимся мы пороши, (шагаем на месте) Ловим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам, Хватит снега нам и вам. (хлопаем в ладоши)
4.Закрепление материала( при наличии времени).
Задание: устно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ учащиеся получают язычки пламени и прикрепляют его к факелу на доске.
1.В честь какого греческого бога проводились Олимпийские игры?( Зевс)
2. Кого называли «олимпиониками»? (победителей олимпийских игр)
3. В каком году состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. До н.э.)
4.В каком греческом городе проводились Олимпийские игры? (Олимпия)
5. Назовите причины появления первых олимпийских игр. (поклонение богам, стремление показать силу и ловкость жителей Греции)
6.Кому запрещалось присутствовать на играх даже в роли зрительниц? (женщинам)
7. Кто мог принимать участие в Олимпийских играх? (свободные граждане, главным образом богатые)
Учитель: Все молодцы! Наш урок заканчивается. Давайте обратимся к нашему олимпийскому огню. Он горит благодаря вашим знаниям. Эту тему мы с вами ещё продолжим, а сейчас я приготовила для вас небольшой сюрприз- шоколадную медальку с изображением флага страны, в которой в которой будут проходить Олимпийские игры.