kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окончание Смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема посвящена  окончанию смутного времени. Оценке влияния 
смуты на историческое развитие страны.

Цели данного урока 

Образовательные : Рассказать об итогах и последствиях Смутного времени

Воспитательные : воспитывать интерес к предмету,патриотизм,умение отстаивать свою точку зрения.

Развивающие: 

Развивать логическое мышление, умение излагать свою точку зрения,вести дискуссию,работать с источником,работать  индивидуально в группах,расширять кругозор учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окончание Смутного времени »

Тема: «Окончание Смутного времени»

 

Тип урока: комбинированный.

Методическая цель: показать разнообразие форм и методов работы обучающихся на уроке.

Цель урока: Дать знания обучающимся о событиях конца Смутного времени.

Задачи урока:

  1. Определить причины свержения Шуйского и приход к власти «семибоярщины», дать оценку её деятельности; показать роль и заслуги народного ополчения в борьбе за независимость; дать оценку значения для России воцарения новой династии.

  2. Развивать аналитическое мышление, речь, умение работать самостоятельно и в группе, умение работать с текстом исторического документа, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за своё Отечество и его героев.

 

Оборудование:

Компьютер; карта «Смутное время в России начала XVII в.», раздаточный материал, учебник «История России», А.А. Данилов, Л.Г. Косулин.

 

План урока:

  1. Актуализация знаний по пройденному материалу.

  2. Заговор против В. Шуйского и приход к власти «семибоярщины».

  3. Формирование Первого ополчения и его итоги.

  4. Роль Второго ополчения в освобождении России.

  5. Земский собор 1613 г., его итоги.

  6. Актуализация знаний по изученному на уроке материалу.

 

Ход урока.

  1. I.Организационный момент.

  2. II.Вступительное слово учителя.

- У нас в стране есть календарь государственных праздников. Среди относительно молодых праздничных дней есть день 4 ноября.

- Как называется этот государственный праздник? (День народного единства)

- Этот день стал государственным праздником с 2004 года.

-Почему именно в этот день, какие события в истории нашей страны легли в основу этого праздника, его названия? Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы.

Обсуждение с обучающимися эпиграфа темы (высказывания А. Палицина).

Комментарии учителя. Но прежде чем, мы приступим к изучению новой темы, повторим пройденный ранее материал.

 

  1. III.Актуализация знаний по пройденному материал.

-У вас на столах перед каждым лежат цифры 1,2,3. На слайдах будут появляться вопросы по содержанию домашнего параграфа, а вы поднимаете цифру правильного, на ваш взгляд, ответа.

  1. IV.Изучение нового материала.

Комментарии учителя. Неудачи в боевых действиях со Скопиным-Шуйским привели к резким конфликтам внутри «тушинского» лагеря. Польский король Сигизмунд III вторгся в пределы России и больше не нуждался в помощи Лжедмитрия II. В 1609 г. «Тушинский» лагерь развалился. Сам Лжедмитрий бежал в Калугу и, собрав новые силы, готовился к походу на Москву.

Какие же новые проблемы встали перед Россией? Что ещё придётся пережить нашему государству в этот период времени?

 

Самостоятельная работа. Работа с историческим документом и ответы на вопросы к тексту.

 

Обсуждение и обобщение материала.

 

Комментарии учителя. В августе 1610 г. «семибоярщина» договорилась с гетманом Жолкевским о приглашении на русский престол сына польского короля королевича Владислава с обязательным принятием им православия. Но против данного решения выступил патриарх Гермоген. Бояре тайно впустили в Москву поляков.

 

(слайд 11)

В 1610 г. в Смоленск к польскому королю Сигизмунду по настоянию Жолкевского отправилось посольство от русских бояр во главе с Филаретом. Сигизмунд предъявил требования на русский престол.

 

Вопрос классу: Что данный факт мог означать?

Комментарии учителя. Посольство было арестовано и отправлено в Речь Посполитую. А в декабре 1610 г. был убит Лжедмитрий, на которого всё ещё возлагались надежды русского народа в деле спасения Отечества. Русское государство оказалось на краю гибели. Осознание этого факта привело к пробуждению сознания русского народа, который поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

 

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа?

-Итак, мы знаем, что страшное время пришло на Русь. Ни власти, ни боеспособного войска, ни казны – ничего не было. Остался лишь русский народ с его мощным патриотическим настроем.

-И первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)

 

В июле 1612 г. ополчение вступило Москву. 24 августа 1612 г. проходит главное сражение сил Второго ополчения с отрядом гетмана Ходкевича, который шёл на помощь полякам. В тяжёлой схватке ополченцы одержали победу.

22 октября ополченцы взяли Кремль. Москва была спасена. Всё время в руках ополченцев находился чудотворный образ иконы Казанской божьей матери.

Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.

 

- Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика.

Подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой.

Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.

В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

К.Рылеев писал:

Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.

Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. –
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!

 

Комментарии учителя. С освобождение Москвы стал вопрос о восстановлении государственности и избрании нового царя. В январе 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялся Земский собор. На русский престол после долгих уговоров и просьб был избран сын «тушинского» патриарха Филарета 16-летний Михаил Романов. В России начинает своё существование новая царская династия – династия Романовых.

 

Обучающиеся делают вывод.

-Таким образом, благодаря героической борьбе русского народа против иностранных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось.

 

V. Обобщение полученных знаний.

(слайд 19) Разгадывание кроссворда

 

V.Домашнее задание. (слайд 20)

П. 3, вопросы устно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Окончание Смутного времени

Автор: Брыкова Елена Николаевна

Дата: 08.03.2015

Номер свидетельства: 183246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Спасение Москвы.Окончание Смутного времени. "
    ["seo_title"] => string(49) "spasieniie-moskvy-okonchaniie-smutnogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "168541"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423243544"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация к уроку "Окончание Смутного времени""
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia_k_uroku_okonchaniie_smutnogho_vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "353577"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477850554"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Разработка урока по истории на тему: «ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ»"
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka_uroka_po_istorii_na_temu_okonchanie_smutnogo_vremeni"
    ["file_id"] => string(6) "642345"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702576242"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Казачество в период «смутного времени»"
    ["seo_title"] => string(37) "kazachestvo_v_period_smutnogo_vremeni"
    ["file_id"] => string(6) "578594"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1618825185"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока  истории упущенные возможности смутного времени "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-istorii-upushchiennyie-vozmozhnosti-smutnogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "236612"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444125986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства