Цель: способствовать формированию представлений учащихся о подъеме национального самосознания и патриотического движения , значимости событий 1612-1613 годов в Отечественной истории .
Задачи : дать представление об этапах освобождения страны от захватчиков , значении воцарения новой династии, выявить итоги и последствия Смуты для русского народа , развития государства в XVII веке; продолжить развитие умений учащихся сравнивать и сопоставлять информацию , развивать коммуникативную компетенцию; воспитывать патриотические чувства.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование : Презентация «Окончание Смутного времени», маршрутные листы , стикеры с именами учащихся , план –схема на доске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спасение Москвы.Окончание Смутного времени. »
История 7 класс
Тема урока Спасение Москвы . Окончание Смутного времени.
Цель: способствовать формированию представлений учащихся о подъеме национального самосознания и патриотического движения , значимости событий 1612-1613 годов в Отечественной истории .
Задачи : дать представление об этапах освобождения страны от захватчиков , значении воцарения новой династии, выявить итоги и последствия Смуты для русского народа , развития государства в XVII веке; продолжить развитие умений учащихся сравнивать и сопоставлять информацию , развивать коммуникативную компетенцию; воспитывать патриотические чувства.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование : Презентация «Окончание Смутного времени», маршрутные листы , стикеры с именами учащихся , план –схема на доске.
Ход урока.
Орг.момент.
Актуализация опорных знаний. (слайд 1)
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
- О чем дет речь ? Какой период в истории называют Смутным временем?
Ознакомление учащихся с темой , задачами урока. ( слайд 2)
1) Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века!
- Как думаете ,о чем мы будем сегодня говорить ?(уч-ся предлагают варианты )
Слайд 3 2) Как для спасения Москвы начал собираться земские рати ? Почему на Красной площади установлен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому? Как сын митрополита Филарета был избран новым русским царем?
3)Учащиеся знакомятся с типом задания, получают маршрутные листы.
Формирование новых знаний.
« НАУЧИСЬ САМ».
Выполнение учащимися заданий. Заполнение маршрутного листа( материал учебника , дополнительной литературы ).
( Ход работы отслеживается на схеме у доски)
ТАБЛИЦА
СХЕМА
ИМЯ
РИСУНОК
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
КАРТА
МЕСТО СБОРА
АРХИТЕКТУРА
После выполнения задания открывается слово «ПАТРИОТИЗМ».
- Что означает это слово?
ПАТРИОТИЗМ – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней .
- Кем были люди , защищавшие Москву ? ( ПАТРИОТЫ)
Применение знаний.
1.Ответы на вопросы.
- Как воплотился призыв Гермогена?
- В чем причина поражения первого ополчения и победы второго?
-Почему на Земском соборе1613 года было решено избрать царем Михаила Романова?
( На нем сошлись враждебные силы , дворянство и казачество)
Сколько лет династии Романовых в этом году?
- Почему на Красной площади Москвы установлен памятник К.Минину и Д.Пожарскому?
( Минин не только призывал отдавать свое имущество, но и первым показал пример .Он принес на площадь все деньги и украшения жены. Нижегородцы несли на городскую площадь кто что имел. Кто деньги , кто дорогую одежду и меха , кто посуду. Даже нижегородские нищие не остались в стороне.
- Как вы думаете , что они приносили?
Нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое , что у них было. На собранные средства набрали войско , которое возглавил Дмитрий Пожарский. )
- Какие еще архитектурные памятники установлены в честь освобождения Москвы в 1612 году?
- Можно ли результаты Земского собора 1613 года считать окончанием Смутного времени? Почему?
( Благодаря героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков была восстановлена российская государственность . Смутное время закончилось )
2.Тестовое задание«Смутное время в истории России»
Соотнесите понятие с соответствующим ему определением:
1) семибоярщина
А) возмущение, восстание, мятеж
2) смута
Б) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским
3) Смутное время
В) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть
Ответ:
Укажите в приведенном списке даты деятельности второго ополчения:
А) 1613; Б) 1604-1605; В) 1611-1612; Г) 1591.
Соотнесите историческую личность с соответствующей ей характеристикой:
1) Лжедмитрий I
А) царь, избранный на Земском соборе в 1613 году
2) Михаил Романов
Б) предположительно монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия
3) Дмитрий Пожарский
В) руководитель второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году
Ответ:
3) «Кто он?»
( Минин, Пожарский , Сусанин , М.Романов)
- Кто из участников тех событий понравился больше?
- Что могло бы быть , если бы русский народ не поднялся на защиту своей Родины? Какие поговорки подходят к теме нашего урока? Про кого так можно сказать ?
* Моя хата с краю , ничего не знаю .
* Если не мы , то кто же !
* Героями не рождаются , героями становятся .
6.Подведение итогов. Оценки.
И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда!
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
- Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься? С кого хотелось бы брать пример?
- Чем понравилась (или не понравилась) работа?
Домашнее задание.
П. 13, словарь.
Сообщение о событиях 1612 года ( от лица участника).
ПРИЛОЖЕНИЕ
К.Минин и Д.Пожарский:
В Нижнем Новгороде выступил перед собранием выбранный нижегородский староста Козьма Захарыч Минин-Сухорук. На всенародной сходке у собора говорил народу:
“Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников”.
Князь Пожарский находился в своей вотчине за 120 верст от Нижнего Новгорода, и едва оправился от ран, полученных в Москве при участии в первом народном ополчении. К нему прибыли нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения. Которое затевалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: “- Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин-Сухорук. Ему такое дело за обычай” (Н.И.Костомаров).
И . Сусанин
М.Романов
Патриарх Гермоген
2.Тестовое задание«Смутное время в истории России»
Соотнесите понятие с соответствующим ему определением:
1) семибоярщина
А) возмущение, восстание, мятеж
2) смута
Б) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским
3) Смутное время
В) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть
Ответ:
Укажите в приведенном списке даты деятельности второго ополчения:
А) 1613; Б) 1604-1605; В) 1611-1612; Г) 1591.
Соотнесите историческую личность с соответствующей ей характеристикой:
1) Лжедмитрий I
А) царь, избранный на Земском соборе в 1613 году
2) Михаил Романов
Б) предположительно монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия
3) Дмитрий Пожарский
В) руководитель второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году