kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спасение Москвы.Окончание Смутного времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о  подъеме национального самосознания   и патриотического движения , значимости событий 1612-1613 годов в Отечественной истории .

Задачи : дать представление об этапах освобождения страны от захватчиков , значении воцарения новой династии, выявить итоги и последствия Смуты для русского народа , развития государства в XVII веке; продолжить развитие умений учащихся сравнивать и сопоставлять информацию , развивать коммуникативную компетенцию;  воспитывать  патриотические чувства.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : Презентация «Окончание Смутного времени», маршрутные листы , стикеры с именами учащихся , план –схема на доске.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спасение Москвы.Окончание Смутного времени. »

История 7 класс

Тема урока Спасение Москвы . Окончание Смутного времени.

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о подъеме национального самосознания и патриотического движения , значимости событий 1612-1613 годов в Отечественной истории .

Задачи : дать представление об этапах освобождения страны от захватчиков , значении воцарения новой династии, выявить итоги и последствия Смуты для русского народа , развития государства в XVII веке; продолжить развитие умений учащихся сравнивать и сопоставлять информацию , развивать коммуникативную компетенцию; воспитывать патриотические чувства.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : Презентация «Окончание Смутного времени», маршрутные листы , стикеры с именами учащихся , план –схема на доске.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Актуализация опорных знаний. (слайд 1)



Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!


- О чем дет речь ? Какой период в истории называют Смутным временем?



  1. Ознакомление учащихся с темой , задачами урока. ( слайд 2)

1) Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

- Как думаете ,о чем мы будем сегодня говорить ?(уч-ся предлагают варианты )

Слайд 3
2) Как для спасения Москвы начал собираться земские рати ? Почему на Красной площади установлен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому? Как сын митрополита Филарета был избран новым русским царем?

3)Учащиеся знакомятся с типом задания, получают маршрутные листы.

  1. Формирование новых знаний.

« НАУЧИСЬ САМ».

Выполнение учащимися заданий. Заполнение маршрутного листа( материал учебника , дополнительной литературы ).

( Ход работы отслеживается на схеме у доски)



ТАБЛИЦА

СХЕМА

ИМЯ





РИСУНОК

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ







КАРТА





МЕСТО СБОРА

АРХИТЕКТУРА









После выполнения задания открывается слово «ПАТРИОТИЗМ».

- Что означает это слово?

ПАТРИОТИЗМ – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней .

- Кем были люди , защищавшие Москву ? ( ПАТРИОТЫ)

  1. Применение знаний.

1.Ответы на вопросы.

- Как воплотился призыв Гермогена?

- В чем причина поражения первого ополчения и победы второго?

-Почему на Земском соборе1613 года было решено избрать царем Михаила Романова?

( На нем сошлись враждебные силы , дворянство и казачество)

Сколько лет династии Романовых в этом году?

- Почему на Красной площади Москвы установлен памятник К.Минину и Д.Пожарскому?

( Минин не только призывал отдавать свое имущество, но и первым показал пример .Он принес на площадь все деньги и украшения жены. Нижегородцы несли на городскую площадь кто что имел. Кто деньги , кто дорогую одежду и меха , кто посуду. Даже нижегородские нищие не остались в стороне.

- Как вы думаете , что они приносили?

Нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое , что у них было. На собранные средства набрали войско , которое возглавил Дмитрий Пожарский. )

- Какие еще архитектурные памятники установлены в честь освобождения Москвы в 1612 году?

- Можно ли результаты Земского собора 1613 года считать окончанием Смутного времени? Почему?

( Благодаря героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков была восстановлена российская государственность . Смутное время закончилось )

2.Тестовое задание«Смутное время в истории России»


  1. Соотнесите понятие с соответствующим ему определением:


1) семибоярщина

А) возмущение, восстание, мятеж

2) смута

Б) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским

3) Смутное время

В) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть





Ответ:


  1. Укажите в приведенном списке даты деятельности второго ополчения:

А) 1613; Б) 1604-1605; В) 1611-1612; Г) 1591.


  1. Соотнесите историческую личность с соответствующей ей характеристикой:


1) Лжедмитрий I

А) царь, избранный на Земском соборе в 1613 году

2) Михаил Романов

Б) предположительно монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия

3) Дмитрий Пожарский

В) руководитель второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году





Ответ:



3) «Кто он?»

( Минин, Пожарский , Сусанин , М.Романов)

- Кто из участников тех событий понравился больше?



- Что могло бы быть , если бы русский народ не поднялся на защиту своей Родины? Какие поговорки подходят к теме нашего урока? Про кого так можно сказать ?

* Моя хата с краю , ничего не знаю .

* Если не мы , то кто же !

* Героями не рождаются , героями становятся .

6.Подведение итогов. Оценки.

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

- Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься? С кого хотелось бы брать пример?

- Чем понравилась (или не понравилась) работа?

  1. Домашнее задание.

П. 13, словарь.

Сообщение о событиях 1612 года ( от лица участника).

































ПРИЛОЖЕНИЕ

К.Минин и Д.Пожарский:

В Нижнем Новгороде выступил перед собранием выбранный нижегородский староста Козьма Захарыч Минин-Сухорук. На всенародной сходке у собора говорил народу:

“Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников”.

Князь Пожарский находился в своей вотчине за 120 верст от Нижнего Новгорода, и едва оправился от ран, полученных в Москве при участии в первом народном ополчении. К нему прибыли нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения. Которое затевалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: “- Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин-Сухорук. Ему такое дело за обычай” (Н.И.Костомаров).



И . Сусанин













М.Романов









Патриарх Гермоген















2.Тестовое задание«Смутное время в истории России»


  1. Соотнесите понятие с соответствующим ему определением:


1) семибоярщина

А) возмущение, восстание, мятеж

2) смута

Б) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским

3) Смутное время

В) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть





Ответ:


  1. Укажите в приведенном списке даты деятельности второго ополчения:

А) 1613; Б) 1604-1605; В) 1611-1612; Г) 1591.


  1. Соотнесите историческую личность с соответствующей ей характеристикой:


1) Лжедмитрий I

А) царь, избранный на Земском соборе в 1613 году

2) Михаил Романов

Б) предположительно монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия

3) Дмитрий Пожарский

В) руководитель второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году





Ответ:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Спасение Москвы.Окончание Смутного времени.

Автор: Дербенская Галина Григорьевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168541

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства