kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окончание Смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность методической разработки урока состоит в том, чтобы довести до  обучающихся как удалось выйти из Смуты и предотвратить распад страны. Данное занятие создает условия для формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окончание Смутного времени»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.05 История

НА ТЕМУ: ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

ПО ПРОФЕССИИ

43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте











Разработала:

Преподаватель истории

Павленко Светлана Михайловна






2019

Содержание


  1. Пояснительная записка………………………стр.3-4

  2. Основная часть………………………………..стр.5-17

  3. Приложение……………………………………стр.18-21

  4. Список литературы……………………………стр.22




































1.Пояснительная записка

Актуальность методической разработки урока по теме: Окончание Смутного времени состоит в том, чтобы довести до обучающихся как удалось выйти из Смуты и предотвратить распад страны.

Данное занятие создает условия для формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий; формирует общепрофессиональные компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, производить анализ, синтез полученной информации, делать выводы, выделять главное. Материал данного урока может быть использован в деятельности обучающегося и преподавателя как на уроках первого года обучения по профессиям, так и во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.

Методическая разработка помогает преподавателю в учебном процессе реализовать следующие цели:

- создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на  уроке, для формирования знаний о подъёме национально -патриотического движения в период Смуты, об освобождении  Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения новой династии, об итогах и последствии Смуты для русского народа.   

Задачи методической разработки:

-Развивать умения представлять и защищать работы самостоятельной творческой деятельности; развивать коммуникативную культуру обучающихся;

-Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

-Выделить основные периоды Смуты и отождествлять с конкретными политическими лидерами. Создать целостную картину исторической эпохи, раскрыть причинно-следственные связи между событиями Смуты.

-Формировать критическое мышление у студентов; развивать навыки выступления и защищать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки работы в группах. Развитие мыслительных операций и памяти, анализировать события и давать им оценку.

-Формировать гражданско-патриотическую позицию студентов; работать над понятиями: Отечество, патриотизм, национальное самосознание. Воспитание общей и информационной культуры, привитие обучающимся навыков самостоятельности в работе.

Целесообразность и практическая значимость данной методической разработки состоит в сути исторического события, получившего название «Смута», в определении его положительных и отрицательных сторон, определении, что нужно сделать, для того чтобы это событие не повторилось в современной России.






















2.Основная часть

Учебная дисциплина: история

ФИО преподавателя: Павленко С.М.

Тема урока: Окончание Смутного времени

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция с элементами групповой работы и проблемного изложения материала

Методы и методические приёмы проведения занятия:

Словесно-логические, иллюстративные, проблемно-поисковые, практические

Цель урока: дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности

Задачи:

1. Изучить национально-освободительный этап Смутного времени

2. Сравнить первое и второе ополчения, подчеркнуть их роль в спасении Отечества

3. Способствовать формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся

Планируемые результаты:

предметные: дать определения понятий- Семибоярщина, первое ополчение, второе ополчение, патриот, Совет всей земли; описывать планы иностранных государств по отношению к России, определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины, оценивать деятельность правительства во главе с Ф.И.Мстиславским, определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны, оценивать значение восшествия на престол династии Романовых; применять основные хронологические понятия, термины; метапредметные: 1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; 3) познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к героическому прошлому Отечества;

Формы работы: элементы лекции, фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа

Межпредметные связи: литература, обществознание, география

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Персоналии: патриарх Гермоген, К. Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов, Иван Сусанин

Основные даты

1604-1618-Смута в России

1610-1612- Семибоярщина

1611-1612- I и II Ополчения. Освобождение Москвы

1613- начало правления Михаила Романова

Продолжительность урока: 45 минут.


Эпиграф урока

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земле!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит…

К. Рылеев «Иван Сусанин»

Ход урока

Организационный момент

Преподаватель приветствует обучающихся. Проверяет наличие обучающихся и готовность к уроку.

Мотивационно-целевая установка

Перед Россией встала угроза утраты национальной независимости. Кто спасёт Отечество? Получили хождение призывные грамоты городам главы русской православной церкви патриарха Гермогена. Откликнется на них народ? Тема нашего урока -окончание Смутного времени. Как вы думаете о чём мы будем говорить? На какие вопросы предстоит ответить? (обучающиеся высказывают свои предположения)

Преподаватель озвучивает проблемные вопросы на которые обучающиеся должны ответить в конце урока

1.Кого можно назвать патриотами в этот сложный период?

2. Как удалось выйти из Смуты и предотвратить распад страны?

3. Почему день 4 ноября стал государственным праздником?

Актуализация знаний. Проверка усвоенных знаний

На прошлом уроке мы узнали о Смутном времени, рассмотрели главные события исторических деятелей. Для закрепления данной темы преподаватель предлагает обучающимся разделиться на две команды.

Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает один балл. Если у команды нет ответа на вопрос-ноль баллов. Выигрывает та команда, которая быстрее ответила и набрала наибольшее количество баллов.

Вопросы для команд:

1.Старший сын Ивана Грозного (Иван)

2.Указ установивший 5 летний срок сыска беглых крестьян (Указ «об урочных летах»)

3.Первый патриарх Московский и всея Руси (митрополит Иов)

4.Жена первого самозванца (Марина Мнишек)

5.Настоящее имя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)

6.Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»)

7.Младший сын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)

8.Брат жены Федора Ивановича (Борис Годунов)

9.Место гибели царевича Дмитрия (город Углич)

10. Имя первого самозванца (Лжедмитрий I)

11. Указ, который запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому (Указ «о заповедных летах»)

12.Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора (Федор не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть времени проводил в молитвах)

13.Установите соответствие между именами царей и датами их правления

1) 1598-1605 А. Василий Шуйский

2) 1605-1606 Б. «семибоярщина»

3) 1606-1610 В. Лжедмитрий 1

4) 1610-1612 Г. Лжедмитрий 2

Д. Борис Годунов

(1-Д, 2-В, 3-А, 4-Б)

14. Один из первых русских картографов. Его царствование — кратчайшее пребывание лица мужского пола на российском престоле. Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву низложенный царь и его мать были задушены в своём кремлёвском доме (Федор Годунов)

15.Вынашивая планы экспансии на восток, ... поддержал Лжедмитрия I, заключив с ним тайный договор. По воцарении в Москве самозванец обещал отдать ему Чернигово-Северскую землю. После смерти Лжедмитрия I в 1609 году возглавил осаду Смоленска (Сигизмунд III).

16. - был холопом князя Телятевского, ещё в молодости бежал от своего господина в степь к казакам, здесь попал в плен к татарам и был продан в рабство туркам. Несколько лет он провёл на галерах в качестве гребца-невольника. Организовал собственную армию в южных районах России, под Москвой, Калугой, Тулой. Он начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, именуясь “воеводой царевича Дмитрия”. После победы войск Шуйского в октябре 1607 года, сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен в проруби (Иван Болотников).

17. Беглый монах Чудова монастыря. Выдавал себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного и Марии Нагой, зарезанного в 1591 году в г. Угличе. При поддержке поляков и русского населения взошел на трон и объявил себя императором (Лжедмитрий I).

18. На коронации Михаила Романова его дядя Иван Романов держал перед ним шапку Мономаха. Трубецкой нес скипетр. Князь Мстиславский как самый знатный из бояр осыпал молодого царя золотыми монетами. Князю Дмитрию Пожарскому в этой церемонии также была отведена роль: Он нес золотое яблоко. Что называлось “золотым яблоком” в церемонии коронации?

(Держава появилась при Борисе Годунове. Во время коронации патриарх вручал ее царю со словами: “Сие яблоко — знамение твоего царствия”).

19. Классифицируйте указанных лиц по избранному вами критерию.

Огласите найденный вами критерий.

Предложите иной критерий классификации.

Патриарх Гермоген, Борис Годунов, Патриарх Иов, Царь Федор Борисович , Патриарх Филарет. Лждемитрий I, Михаил Романов, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Иван Болотников, Василий Шуйский.

(Критерий – сословный признак: цари, церковные деятели, «простые» люди)

20. На доске висят портреты исторических деятелей Смутного времени, обучающиеся должны указать имена исторических деятелей.

Подводятся итоги соревнования команд.

Изучение нового материала

Распад тушинского лагеря. Семибоярщина

Поражение под Клушином послужило причиной для отстранения Василия Шуйского от власти. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли Шуйского с престола и заставили его постричься в монахи. Бывший «боярский» царь, был выдан гетману Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. Власть передала к правительству из семи бояр (Семибоярщина), в состав которого вошли: Ф.И. Мстиславский, И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б.М. Лыков, И.Н. Романов, Ф.И. Шереметев.

Мы видим, что Семибоярщина, не имевшая опоры в стране, пошла на прямую измену: бояре принесли присягу королевичу Владиславу с условием, что он примет православие. Но Владислав отказался. В августе 1610 г. бояре впустили в Москву польский гарнизон. Фактическая власть оказалась в руках польского коменданта пана Гонсевского. Король Сигизмунд III открыто объ­явил о своих претензиях на русский престол. Началась открытая польско-литовская интервенция. Шляхетские отряды покинули Тушинского вора. Самозванец бежал в Калугу, где вскоре был убит (больше полякам он был не нужен). России грозила потеря национальной независимости.

  • Кто выступил против приглашения на престол королевича Владислава? (Патриарх Гермоген.)

Сообщение обучающегося

Во главе патриотического движения стал Первосвятитель Русской Церкви Патриарх Гермоген, который до конца остался верным Православию и своей пастве. В Москве, окруженной, а затем и захваченной врагами, он один мужественно противостоял изменникам и иноземцам.

Не страшась угроз, святитель призывал народные ополчения к освобождению Москвы от захватчиков. Узнав о том, что в Нижнем Новгороде собирается ополчение, поляки потребовали от Патриарха Гермогена, чтобы он приказал нижегородцам не сопротивляться и признать власть королевича Владислава. Но Первосвятитель даже под угрозой лишения жизни наотрез отказался исполнить волю врагов. Тогда его предали заключению в Чудовом монастыре, где он мученически скончался голодной смертью. (Память священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, – 17 февраля / 2 марта и 12/ 25 мая.)

Великое дело, за которое отдал жизнь святой Патриарх Гермоген, не умерло вместе с ним. Все русское духовенство, вдохновляемое примером своего Первосвятителя, поднялось на борьбу с врагом и призывало к этому своих пасомых: «Пастыри Церкви убеждали народ сохранять верность присяге, данной законному государю, и немного осталось таких священников, которые бы не пострадали за свою ревность».

Преподаватель: Российское государство оказалось на краю гибели. В стране стали формироваться народные ополчения. Их было два. Ваша задача записать характеристику ополчений по плану.

1.Название ополчения

2.Дата действия

3.Место формирования

4.Руководители

5.Результат деятельности

Первое ополчение.

Организация Первого ополчения началась в Рязани. Его вождем стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. К движению присоединились Ярославль, Нижний Новгород, Суздаль, Владимир, Муром, Кострома и другие города.

Первое ополчение включало дворян и «детей боярских», стрельцов и служилых казаков городских гарнизонов, черносошных крестьян, горожан, отряды даточных людей из крепостных крестьян; в него же вошли «тушинские» бояре и воеводы, ратные люди из калужского лагеря Лжедмитрия II во главе с князем Д.Т. Трубецким, казацкие отряды из Тулы во главе с атаманом И.М. Заруцким.

В начале марта 1611 г. Первое ополчение выступило из Коломны. В Москве уже назревало народное восстание против польских интервентов. Поляки замыслили расправу с населением столицы. 19 марта восставшие посадские люди, стрельцы, пушкари и крестьяне изгнали поляков из Белого города. Активную роль в боях на Лубянке играл князь Д.М. Пожарский.

Передовые отряды Первого ополчения подошли к Москве 21 марта. К этому времени восстание было фактически подавлено. 24 марта, когда к столице подошли главные силы народного ополчения, начались стычки с поляками. Во время осады Москвы обострились противоречия между дворянством и казаками, среди которых было много беглых крестьян и холопов, привлеченных обещаниями «воли и жалованья».

30 июня 1611 г. был образован «Совет всей земли», в который входили руководители отрядов народного ополчения. Совет избрал «временное правительство» во главе с Ляпуновым. Правительство не признало «тушинских» жалований поместными окладами. Казакам было запрещено занимать должности приставов в городах, дворцовых и черных волостях, на которые предполагалось назначать только дворян. Беглых крестьян надлежало вернуть помещикам.

Взрыв недовольства казаков дворянской политикой привел 22 июня 1611 г. к убийству Ляпунова. После этого ряды Первого ополчения покинуло большинство служилых людей. Под Москвой остались главным образом отряды казаков (около 10 тыс. человек).

Второе ополчение.

В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения Родины. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. Военным руководителем был приглашен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Грамоты с призывом к сбору народа были разосланы в другие города.

Во Втором ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения были сформированы в городах и уездах Поволжья. Вместе с русскими в нем участвовали марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера.

Программа Второго ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения, создании нового правительства.

Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами.

В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода и в начале апреля прибыло в Ярославль, куда подошли отряды из других городов и уездов. Здесь был создан временный «Совет всей земли» — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

В связи с приближением к Москве крупного отряда польско-литовских войск под предводительством гетмана К. Ходкевича ополчение выступило из Ярославля и в конце июля — начале августа 1612 г. подошло к Москве, заняв позицию вдоль западных стен Белого города.

В сражении 22-24 августа при поддержке казаков Трубецкого был разгромлен отряд Ходкевича, которому не удалось прорваться в Москву. Эта победа предрешила судьбу польских гарнизонов в Кремле и Китай- городе, которые капитулировали 22-26 октября 1612 г.

Освобождение Москвы послужило толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране.

В ноябре 1612 г. руководители Второго ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 г. отразил возросшую роль посадского населения и мелкого служилого дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.

Работа с документами обучающихся

Источник № 1 (1вариант)

Удастся ли выиграть битву за Москву? Устоит ли, удержится ли Россия, собранная вокруг Москвы, или распадется, расползется на отдельные города?

В Нижнем Новгороде настал день, когда земский староста Кузьма Минин собрал народ на главной городской площади и призвал идти освобождать Москву и не жалеть на то «животов».

В земской избе на сходках Кузьма обращался к народу: «Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!»

Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы. Старейшины помалкивали, теребя бороды. Молодежь их укоряла: «Что в нашем богатстве? Если враги придут, они и нас разорят, как все другие города. Да и устоять ли нашему городу одному?» Самые пылкие и решительные предлагали жертвовать имущество. «Не то что животы, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим!» — выкрикивали они. Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями. Позже Кузьма даже ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан.

Вопросы:

1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста)

2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина?

3. На какие средства собиралось второе ополчение?

4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым?

5. Какова роль церкви в организации национально-освободительного движения?

Источник № 2 (вариант № 2)

Для нового ополчения требовался вождь. В смутное время трудно было найти честного и храброго мужа, который бы хорошо знал ратное дело и «который бы в измене не явился». Кузьма Минин назвал имя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Мир, то есть община, его выбор безоговорочно поддержал. Дмитрий Пожарский не раз участвовал в походах за русскую землю. Он отличился как храбрый воин в боях под Коломной, да и потом не раз выходил победителем из столкновений с вражескими отрядами.

В одном из сражений князь Пожарский получил тяжелый сабельный удар в голову, и кровь заливала глаза. Едва живого, положили его в возок и отправили в Троице-Сергиев монастырь, а потом отвезли выздоравливать в его вотчину, в село Мугреево, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда и направились послы из Нижнего и предложили возглавить ополчение.

Князя согласился. Минин и Пожарский известили все города, что они начинают московский поход.

Поляки, засевшие в Кремле, встревожились. Они обратились к патриарху Гермогену, чтобы тот уговорил ополчение не идти на Москву. Но патриарх ответил: «Да будут те благословенны, кто идет на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты».

Вопросы:

1. Назовите имя вождя, которого выбрала нижегородская община для второго ополчения?

2. Почему выбор народа пал на Д.Пожарского?

3. Куда отправились послы за Д.Пожарским?

4. Что предприняли поляки, узнав о деятельности Минина и Пожарского?

5. Поддержал ли патриарх Гермоген второе ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из источника.

Воцарение династии Романовых

В первые же дни после освобождения Москвы земский совет, в котором соединились участники Первого и Второго ополчений, повел речь о созыве Земского собора и избрании на нем царя.

Этот исторический собор собрался в начале 1613 г., а 21 февраля избрал на царствие шестнадцатилетнего Михаила Романова. Так в России утвердилась династия Романовых, правивших страной более 300 лет.

Дворяне видели в Романовых последовательных противников «боярского царя» Василия Шуйского, казаки - сторонников «царя Дмитрия» (что давало основание полагать, что новый царь не будет преследовать бывших «тушинцев»). Бояре надеялись со-хранить власть и влияние при молодом царе. Отношение титулованной знати к Михаилу Романову отразил Федор Шереметьев в своем письме к одному из князей Голицыных: «Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет повален». В.О. Ключевский заметил по этому поводу: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

Сообщение обучающегося про подвиг Ивана Сусанина

Подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.

В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

К.Рылеев писал:

Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.

Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. –
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!


Обучающимся предлагается ответить на вопросы

1.Кого можно назвать патриотами в этот сложный период?

Патриот-это человек горячо любящий свой народ и своё Отечество. Гермоген, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин.

2. Как удалось выйти из Смуты и предотвратить распад страны?

Лишь благодаря героическим усилиям народа, патриотическому подъёму всего российского народа. Только единый народ мог отстоять независимость страны.

3. Почему день 4 ноября стал государственным праздником?

4 ноября с 2005 года отмечается как “День народного единства”.

Наша Родина – самое большое государство на земном шаре. Нашу страну омывают сразу три океана (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Она богата лесами. В её недрах залегают многочисленные полезные ископаемые. В России насчитывается более двух миллионов рек, а по количеству и разнообразию озёр она занимает одно из первых мест в мире, учёные насчитывают в России 150 языков. В ней проживают представители более ста наций и народностей. Велика и богата наша Родина. Но главное её богатство – это люди. Их сила. Их единство. Их мудрость. Их умение противостоять всем бедам и врагам. И история Смуты – хороший урок не только нам, но и другим.

Последствия, итоги и уроки Смуты

  1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговля

  2. Обнищание народа

  3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий. В 1617 заключён Столбовский мир со Швецией. Россия вернула Новгород, но теряла всё побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

Закрепление

1. Соотнесите понятия.

1) Интервенция А) Войско из добровольцев

2) Смута Б) Вмешательство одного государства в дела другого

3) Ополчение В) Отсутствие порядка, бунт, распря

1-Б, 2-В, 3-А

2. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии цифрами, назовите имена.

1. «Боярский царь» - 3 Василий Шуйский

2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! – 5 Михаил Романов

3. «Тушинский вор» - 2 Лжедмитрий II

4. …хоть и «царская родня», но народ не принял – 4 Борис Годунов

5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» - 1 Лжедмитрий I


3. Задание «Историческая ситуация». Устный ответ команды.

1. Представьте, ситуацию если бы народному ополчению не удалось освободить Москву от поляков, что бы произошло, с Россией и как бы она могла развиваться дальше? Потеря национальной независимости, протекторатство Польши. Делёж земель. Вторжение шведов.

4. Представьте ситуацию, которая могла бы сложиться в российском государстве, если бы Лжедмитрий 1 удержался на престоле? Введение католичества, борьба поляков за выгодные «места» в государстве, бесчинства, засилье и навязывание своей политики. Отказ по «услуг» Польши, столкновение с боярской верхушкой и православной церковью. Волнения «в верхах» и «низах». Произвол в стране.

Рефлексия:

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:


1. Я узнал (а), что ________________________


2. Я был удивлен (а) тем, что _______________


3. Мне понравилось, что __________________



4. Мне более всего запомнилось, что_______________



Домашнее задание

  1. §27 стр. 173-178. Вопросы 5-8

  2. Проследить по карте путь следования второго ополчения, указав все города













































Приложение

Источник № 1 (1вариант)

Удастся ли выиграть битву за Москву? Устоит ли, удержится ли Россия, собранная вокруг Москвы, или распадется, расползется на отдельные города?

В Нижнем Новгороде настал день, когда земский староста Кузьма Минин собрал народ на главной городской площади и призвал идти освобождать Москву и не жалеть на то «животов».

В земской избе на сходках Кузьма обращался к народу: «Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!»

Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы. Старейшины помалкивали, теребя бороды. Молодежь их укоряла: «Что в нашем богатстве? Если враги придут, они и нас разорят, как все другие города. Да и устоять ли нашему городу одному?» Самые пылкие и решительные предлагали жертвовать имущество. «Не то что животы, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим!» — выкрикивали они. Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями. Позже Кузьма даже ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан.

Вопросы:

1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста)

2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина?

3. На какие средства собиралось второе ополчение?

4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым?

5. Какова роль церкви в организации национально-освободительного движения?

Источник № 2 (вариант № 2)

Для нового ополчения требовался вождь. В смутное время трудно было найти честного и храброго мужа, который бы хорошо знал ратное дело и «который бы в измене не явился». Кузьма Минин назвал имя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Мир, то есть община, его выбор безоговорочно поддержал. Дмитрий Пожарский не раз участвовал в походах за русскую землю. Он отличился как храбрый воин в боях под Коломной, да и потом не раз выходил победителем из столкновений с вражескими отрядами.

В одном из сражений князь Пожарский получил тяжелый сабельный удар в голову, и кровь заливала глаза. Едва живого, положили его в возок и отправили в Троице-Сергиев монастырь, а потом отвезли выздоравливать в его вотчину, в село Мугреево, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда и направились послы из Нижнего и предложили возглавить ополчение.

Князя согласился. Минин и Пожарский известили все города, что они начинают московский поход.

Поляки, засевшие в Кремле, встревожились. Они обратились к патриарху Гермогену, чтобы тот уговорил ополчение не идти на Москву. Но патриарх ответил: «Да будут те благословенны, кто идет на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты».

Вопросы:

1. Назовите имя вождя, которого выбрала нижегородская община для второго ополчения?

2. Почему выбор народа пал на Д.Пожарского?

3. Куда отправились послы за Д.Пожарским?

4. Что предприняли поляки, узнав о деятельности Минина и Пожарского?

5. Поддержал ли патриарх Гермоген второе ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из источника.

Подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.

В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

К.Рылеев писал:

Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.

Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. –
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!

Сообщение обучающегося

Во главе патриотического движения стал Первосвятитель Русской Церкви Патриарх Гермоген, который до конца остался верным Православию и своей пастве. В Москве, окруженной, а затем и захваченной врагами, он один мужественно противостоял изменникам и иноземцам.

Не страшась угроз, святитель призывал народные ополчения к освобождению Москвы от захватчиков. Узнав о том, что в Нижнем Новгороде собирается ополчение, поляки потребовали от Патриарха Гермогена, чтобы он приказал нижегородцам не сопротивляться и признать власть королевича Владислава. Но Первосвятитель даже под угрозой лишения жизни наотрез отказался исполнить волю врагов. Тогда его предали заключению в Чудовом монастыре, где он мученически скончался голодной смертью. (Память священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, – 17 февраля / 2 марта и 12/ 25 мая.)

Великое дело, за которое отдал жизнь святой Патриарх Гермоген, не умерло вместе с ним. Все русское духовенство, вдохновляемое примером своего Первосвятителя, поднялось на борьбу с врагом и призывало к этому своих пасомых: «Пастыри Церкви убеждали народ сохранять верность присяге, данной законному государю, и немного осталось таких священников, которые бы не пострадали за свою ревность».































Список литературы

1.В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2014

2. Н.И. Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко. История Росси с древнейших времён до конца XIX века-М.: Издательство «Дрофа», 2009

3. П.С. Самыгин.13-е дополненное издание История: Ростов-на-Дону «Феникс», 2009

4. П.А. Баранов, С.В. Шевченко. История. Новый полный справочник-М.:Издательство «Астрель», 2014

5. Алексеев Н.Н. Лжедмитрий I. – М.: АСТ, 2001. – 560 с.

6. Бердышев С. Смутное время. – М.: Мир книги, 2007. – 240 с.

7. Буссов К., Елассонский А., Геркман Э. Хроники Смутного времени. – М.: Фонд С.Дубова, 1998. – 608 с.

8. Валишевский К. Смутное время: историческая хроника. – М.: АСТ, 2007. – 509 с.

9. Захаревич А.В. Русские цари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 576 с.

10. Масса И., Петрей П. О начале войн и смут в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – 560 с.

11. Морозова Л.Е. Смута начала XVII века глазами современников. – М.: РАН, Институт российской истории, 2000. – 400 с.

12. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. – М.: АСТ, 2005. – 1005 с.

13. Толстиков А. Русские цари. – М.: Белый город, 2008. – 304 с.

14. Ульяновский В. И. Смутное время. – М.: Европа, 2006. – 448 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окончание Смутного времени

Автор: Павленко Светлана Михайловна

Дата: 30.06.2019

Номер свидетельства: 516301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Окончание Смутного времени "
    ["seo_title"] => string(31) "okonchaniie-smutnogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "183246"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425798087"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Спасение Москвы.Окончание Смутного времени. "
    ["seo_title"] => string(49) "spasieniie-moskvy-okonchaniie-smutnogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "168541"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423243544"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация к уроку "Окончание Смутного времени""
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia_k_uroku_okonchaniie_smutnogho_vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "353577"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477850554"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Разработка урока по истории на тему: «ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ»"
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka_uroka_po_istorii_na_temu_okonchanie_smutnogo_vremeni"
    ["file_id"] => string(6) "642345"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702576242"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Казачество в период «смутного времени»"
    ["seo_title"] => string(37) "kazachestvo_v_period_smutnogo_vremeni"
    ["file_id"] => string(6) "578594"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1618825185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства