kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общественное движение в России первая половина 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 8 классе с использованием ролевой игры и интерактивным заданием. Формирование у учащихся навыков написания эссе по истории, в рамках ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общественное движение в России первая половина 19 века»



Урок по истории России для 8 класса (с применением ролевой игры)

Тема :Общественное движение в России первая половина 19 века



Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным мнением николаевской эпохи.

Развивающие: развивать умение учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы.

Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.

Ход урока:

  1. Мотивация.

Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить…

Беседа с классом по вопросам:

  1. Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?

  2. Можно ли поэта назвать патриотом?

  3. Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.

  1. А. Мини-лекция учителя по теме: «Мыслители 19 века о пути развития России»

В 30-50 гг.19 века Россия переживала период великого исторического переворота от уходящего аграрного общества к индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по –своему. Главными вопросами общественной жизни России были: Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия? Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?

Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Т.Н. Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.

Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.

Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.

П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком предназначении России.

Подробнее об идеях этих общественных направлений мы сейчас узнаем.

3.Сценка «Несуществующие диалоги».

В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова.

К.С. Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру Первому» читает.

Могучий муж! Желал ты блага,

Ты мысль великую питал,

В тебе и сила и отвага

И дух высокий обитал;

Но истребляя зло в отчизне,

Ты всю отчизну оскорбил;

Гоня пороки русской жизни,

Ты жизнь безжалостно давил…

Вся Русь, вся жизнь ее доселе

Тобою презрена была,

И, на твоем Великом деле,

Печать проклятия легла.


Грановский (западник) : - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».

Хомяков (славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.

Кавелин (западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!

Бердяев: - Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.

Чаадаев: - А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение Высокое…

Б. Учитель: На основе данной информации и текста учебника стр. 85-89 мы подробнее узнаем об идеях этих направлений. Работа осуществляется в парах. Время выполнения задания 10 минут.

Заканчиваем выполнять работу. Проверяем что у них получилось.. Ответы учеников.

Консервативное движение: Уваров С. С., Погодин, П. М. -теоретики консервативного движения Идеология государства-‘’Теория официальной народности’’. Содержание теории: православие, самодержавие, народность .Либеральное течение: Разделялось на западников и славянофилов.

Западники: Соловьев М. С., Кавелин К. Д. Россия и Европа развиваются по одному пути, необходимо ограничение монархии, задача России примкнуть к Западу.

Славянофилы: А С Хомяков, И. В. Киреевский. У России свой самобытный путь развития. Община- основа России. Негатив к реформам Петра Первого.

Революционное движение: кружки Н. Сунгурова, Н. Станкевича, А Герцена, Н. Костомарова.

Цель: отмена крепостного права сословных привелегий создание федерации свободных народов.

Их действия: реформа, революция.

На основе представленных ответов, учащиеся должны сделать вывод о том, какие пути развития России обсуждались писателями, историками, философами в 19 веке.

3.Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»

1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.

    1. призвание варягов

    2. принятие христианства

    3. монголо-татарское иго

    4. реформы Ивана Грозного

    5. опричнина

    6. преобразования Петра 1

2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова:

Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий,

Мы снова решаем вопрос,

Кто мы в этой старой Европе?

Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?

4.Рефлексия. Итог урока.

Учитель: Подводя итог урока, обращаю внимание, что в России в первой половине 19 века активизировалось общественное движение. Одной из причин этого были неудачные попытки реформ сверху, которые предлагал Николай 1. У всех общественных деятелей того времени была одна любовь, но неодинакова. Все они патриоты, желающие России и русскому народу стабильности и процветания.

Учитель: Чтобы проверить ваши знания, выполним следующее задание. Я зачитываю высказывания, а вы должны определить к какому направлению общественной мысли оно принадлежит.

1 –''Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом унизительного чужеземного владычества и,, наконец крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба'' –(западники).

2-''Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что касается до будущего, то оно выше всего, что может себе нарисовать самое смелое воображение'' –(консерваторы).

3-''В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское хозяйство и волостное самоуправление на города, государство в целом ,поддерживая при этом национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли''- (революционеры).

4-''Община есть уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его –не останется ничего'' – (славянофилы).


В качестве домашнего задания целесообразно предложить следующие темы для написания эссе:

1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

2.Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?

3. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?





  1. нашвили,Лысенковой и других. Сухомлинского (60-егг.), а также "в. ому,школьному. друзей, так как борррррррррраввсссссппппббббббббииииии



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Общественное движение в России первая половина 19 века

Автор: Аксененко Нина Николаевна

Дата: 04.02.2017

Номер свидетельства: 387605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Россия в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815702"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Материалы для промежуточной аттестации по истории России для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "matierialy-dlia-promiezhutochnoi-attiestatsii-po-istorii-rossii-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "106961"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403123555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Разработка урока на тему«Общественные движения в России во второй половине 19 века.Экономическое развитие России во второй половине 19 века»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_na_tiemu_obshchiestviennyie_dvizhieniia_v_rossii_vo_vtoroi_polo"
    ["file_id"] => string(6) "429720"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506364362"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Разработка презентации на тему «Общественное движение в России в 19 веке.""
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka_prezentatsii_na_temu_obshchestvennoe_dvizhenie_v_rossii_v_19_veke"
    ["file_id"] => string(6) "491185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545038205"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Общественное движение в годы царствования Николая Первого "
    ["seo_title"] => string(72) "obshchiestviennoie-dvizhieniie-v-ghody-tsarstvovaniia-nikolaia-piervogho"
    ["file_id"] => string(6) "127057"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415266030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства