Общественное движение в России первая половина 19 века
Общественное движение в России первая половина 19 века
Урок истории в 8 классе с использованием ролевой игры и интерактивным заданием. Формирование у учащихся навыков написания эссе по истории, в рамках ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общественное движение в России первая половина 19 века»
Урок по истории России для 8 класса (с применением ролевой игры)
Тема :Общественное движение в России первая половина 19 века
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся со взглядами консерваторов и оппозиционным мнением николаевской эпохи.
Развивающие: развивать умение учащихся делать сравнительный анализ, решать проблемы, делать выводы.
Воспитательные: воспитание личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.
Ход урока:
Мотивация.
Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…
Беседа с классом по вопросам:
Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?
Можно ли поэта назвать патриотом?
Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.
А. Мини-лекция учителя по теме: «Мыслители 19 века о пути развития России»
В 30-50 гг.19 века Россия переживала период великого исторического переворота от уходящего аграрного общества к индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по –своему. Главными вопросами общественной жизни России были: Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия? Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?
Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Т.Н. Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.
Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.
Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.
П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком предназначении России.
Подробнее об идеях этих общественных направлений мы сейчас узнаем.
3.Сценка «Несуществующие диалоги».
В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова.
Грановский (западник) : - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».
Хомяков (славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.
Кавелин (западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!
Бердяев: - Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.
Чаадаев: - А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение Высокое…
Б.Учитель: На основе данной информации и текста учебника стр. 85-89 мы подробнее узнаем об идеях этих направлений. Работа осуществляется в парах. Время выполнения задания 10 минут.
Заканчиваем выполнять работу. Проверяем что у них получилось.. Ответы учеников.
Консервативное движение: Уваров С. С., Погодин, П. М. -теоретики консервативного движения Идеология государства-‘’Теория официальной народности’’. Содержание теории: православие, самодержавие, народность .Либеральное течение: Разделялось на западников и славянофилов.
Западники: Соловьев М. С., Кавелин К. Д. Россия и Европа развиваются по одному пути, необходимо ограничение монархии, задача России примкнуть к Западу.
Славянофилы: А С Хомяков, И. В. Киреевский. У России свой самобытный путь развития. Община- основа России. Негатив к реформам Петра Первого.
Революционное движение: кружки Н. Сунгурова, Н. Станкевича, А Герцена, Н. Костомарова.
Цель: отмена крепостного права сословных привелегий создание федерации свободных народов.
Их действия: реформа, революция.
На основе представленных ответов, учащиеся должны сделать вывод о том, какие пути развития России обсуждались писателями, историками, философами в 19 веке.
3.Интерактивное упражнение.
Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»
1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.
призвание варягов
принятие христианства
монголо-татарское иго
реформы Ивана Грозного
опричнина
преобразования Петра 1
2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова:
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий,
Мы снова решаем вопрос,
Кто мы в этой старой Европе?
Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?
4.Рефлексия. Итог урока.
Учитель: Подводя итог урока, обращаю внимание, что в России в первой половине 19 века активизировалось общественное движение. Одной из причин этого были неудачные попытки реформ сверху, которые предлагал Николай 1. У всех общественных деятелей того времени была одна любовь, но неодинакова. Все они патриоты, желающие России и русскому народу стабильности и процветания.
Учитель: Чтобы проверить ваши знания, выполним следующее задание. Я зачитываю высказывания, а вы должны определить к какому направлению общественной мысли оно принадлежит.
1 –''Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом унизительного чужеземного владычества и,, наконец крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба'' –(западники).
2-''Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что касается до будущего, то оно выше всего, что может себе нарисовать самое смелое воображение'' –(консерваторы).
3-''В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское хозяйство и волостное самоуправление на города, государство в целом ,поддерживая при этом национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли''- (революционеры).
4-''Община есть уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его –не останется ничего'' – (славянофилы).
В качестве домашнего задания целесообразно предложить следующие темы для написания эссе:
1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?
2.Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?
3. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?
нашвили,Лысенковой и других. Сухомлинского (60-егг.), а также "в. ому,школьному. друзей, так как борррррррррраввсссссппппббббббббииииии
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(258) "Разработка урока на тему«Общественные движения в России во второй половине 19 века.Экономическое развитие России во второй половине 19 века»."
["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_na_tiemu_obshchiestviennyie_dvizhieniia_v_rossii_vo_vtoroi_polo"
["file_id"] => string(6) "429720"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1506364362"
}
}